Доклад по теме самообразования "Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей"
консультация по музыке по теме

Вилкова Светлана Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyikal-no-didakticheskieigryi_1.doc164.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                    Российская федерация

Ханты – Мансийский Автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

Учреждение муниципального образования город Нягань

Детский сад №10 «ДУБРАВУШКА»

                 

   

 Доклад по теме самообразования

«Музыкально – дидактические  игры как средство развития музыкальности детей дошкольного возраста»

                 

                                                             Подготовила:

       Вилкова Светлана Дмитриевна

       музыкальный руководитель

     

                                                               г. Нягань 2016

                                         План:

1.Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей  детей дошкольного возраста.

2.Виды музыкально-дидактических игр.

3.Использование музыкально-дидактических игр на занятиях, в повседневной жизни, при проведении праздников и развлечений.

4.Роль воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр.

5.Опыт практической работы с детьми по использованию музыкально-дидактических игр. Привести примеры музыкально-дидактических игр.

                                                                                    Введение

         Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже с самого раннего детства. Учитывая этот факт, большое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

        Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

        Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

       Именно с этой целью применяют такие пособия, как музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

      Форма игры очень удобна для восприятия ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте человек расположен к игре намного больше, чем к какой-либо другой деятельности. Соответственно, необходимо, чтобы музыкально-дидактические игры были как можно более продуктивные.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей  детей дошкольного возраста.

   Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны, среди них есть и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

      Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность  к  восприятию различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают  перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

       Как любая другая игра, музыкально-дидактическая  должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

      В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и  в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Так, часто приходится наблюдать, как дети играют в «концерт». Ребенок-артист, проникаясь ответственностью перед товарищами-зрителями,  становится более собранным, серьезным, внимательным к своему «номеру». В игре редко отмечаются ошибки, срывы.

     Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными.

        Например, ребята могут вырезать ритмические карточки и кружочки-ноты и приклеить с обратной стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе, или подобрать дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают зайцы?», «Из какой мы песни?» и др. (4, с 6-8)

       Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основном осуществляется на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмических движений. Под руководством педагога ребенок стремится проявить себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодий при игре на музыкальных инструментах.

      Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля за собственным исполнением, музыкально-эстетических представлений и музыкально-сенсорных способностей.

        Педагогические исследования, проведенные в этой области, доказывают, что эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей их жизни. Оперируя звуками, дети начинают внимательно относиться к их свойствам, сочетаниям, что развивает их ориентировку в музыкальных явлениях. Сенсорное развитие детей осуществляется в процессе самых разнообразных музыкальных действий на занятиях и в повседневной жизни детского сада.

        «Решение сенсорных задач, - пишет Н.А. Ветлугина, - возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. На каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничится этим.  Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия.  (1, с  230)

Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально-ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры.

         В программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр – научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.

       Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различать, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогает планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении.  Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.  

Музыкально-дидактические упражнения занимают немного времени на музыкальных занятиях и могут быть включены и разделы пения и музыкально -ритмического движения.(3, с 167-169)

                           2. Виды музыкально-дидактических игр.

       Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр.   Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:

1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.

2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.

3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.

4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко- тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.

          Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко- тихо), в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).

         Н.А.Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры  на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей.

         В играх первой группы предусматривается статичное поведение детей, разделённых на подгруппы. Соревновательный элемент заключён в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение, музыкальный звук и т.д.

        Вторую группу игр характеризует динамика действий. Они похожи на подвижные игры. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание музыкального произведения, реагируют на него соответствующими движениями. Например, под бодрый марш движется одна группа детей, маршируя, а под задорную, плясовую – другая группа выполняет знакомые танцевальные движения.

       Третьей группе дидактических игр двигательная активность детей ограничена. Обычно соревнуются между собой два или три круга детей или круг (группа детей) и солист. Например,  на звучание среднего регистра выполняют движение дети первого круга, на звучание высокого регистра – второго, на звучание низкого – третьего круга. Побеждает тот круг, чьи участники правильнее среагировали на смену звучания.

       Следует отметить, что кроме музыкально-дидактических игр в практике используются и музыкально-дидактические пособия. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют определённые правила, игровые действия или сюжет. Они могут быть использованы детьми, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия в основном применяются на занятиях для наглядной иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

       Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (различные картинки, карточки, передвижные приспособления и т.д.), а музыкально-дидактические игры  могут не использовать наглядность.       Благодаря своему разнообразию, музыкально-дидактические игры и пособия имеют большое значение в воспитании дошкольников.

    В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры принято подразделять на три вида:

  1. Спокойное музицирование.
  2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
  3. Игры, построенные по типу хороводных.

      В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей,  разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

      Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т.д.

Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки – в пространстве групповой комнаты двигается одна группа детей, тихие – другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.  в дидактических играх третьего вида  двигательная активность детей ограничена.  Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог делит их на 3 подгруппы. Первая подгруппа при звучании барабана должна имитировать руками игру на барабане, вторая при звучания погремушки – помахивать кистями рук, третья при звучании дудочки – имитировать игру на дудочке.

 Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению, отмечая при этом для себя ту подгруппу детей, которая выказывала более точную реакцию. В конце игры педагог подводит итог, т.е. отмечает победителей. А для того, чтобы вызвать у детей  интерес  к игре и желание участвовать в ней, после подведения итога победившие награждаются – по их желанию исполняется песня, произведение для слушания, проводиться музыкальная игра, читается стихотворение и т.д. если играют не подгруппой, а два-три ребенка, то в виде поощрения можно предложить победителю роль ведущего игры. (3, с 169-170)

Использование музыкально-дидактических игр на занятиях, в повседневной жизни, при проведении праздников  развлечений.

Праздники и развлечения являются источником, питающим самостоятельную музыкальную деятельность ребенка. Праздничные утренники – это радостное, волнующее событие для каждого малыша, которое сохраняется надолго.

Сценарии праздничных утренников включает в себя различные виды деятельности, здесь дети поют, танцуют, читают стихи,   играют на инструментах оркестром и индивидуально. С детьми всех возрастных групп  на праздниках можно проводить музыкально-дидактические игры. В основном они хорошо знакомы детям, но требуют новой формы обыгрывания, особого праздничного оформления.

На утреннике можно проводить и новые музыкально-дидактические игры. Содержание таких игр строится на знакомом детям материале. Многие музыкально-дидактические игры вносятся как сюрприз, они могут быть связаны с раздачей подарков и т.д.

Например, Петрушка за ширмой играет на различных музыкальных инструментах, дети определяют звучание каждого инструмента. Затем Петрушка предлагает прослушать звучание всех этих инструментов одновременно и спрашивает, как такое исполнение называется. Дети отвечают: «Оркестр». Звучит оркестр детских музыкальных инструментов, играют дети старших групп. Или на утренник к малышам приходит веселый Буратино, он играет на металлофоне песни «Петушок», «Елочка» М. Красева и др. Малыши должны узнать эти песни. Затем Буратино играет на барабане и раздает детям подарки, вложенные в маленькие коробочки в форме барабана.

На праздниках обычно присутствуют две группы детей, поэтому содержание музыкально-дидактической игры должно быть доступно всем детям. Составляя сценарий праздничного утренника, следует всегда помнить о занятости всех детей. Активное участие каждого ребенка находит затем отражение в его самостоятельной деятельности. Застенчивые дети, которые боятся присутствия гостей, принимают самое активное участие в музыкально-дидактической игре, предложенной ведущим.

 Естественно, музыкально-дидактическую игру надо подбирать с учетом программы всего утренника, она должна быть связана с отдельными номерами и создавать единое целое всего сценария.  

Например, на новогодний праздник с Дедом Морозом приходят лесные гости. Дед Мороз предлагает угадать по музыкальному произведению, кто из зверей пришел к ребятам. Звучит вступление к песне «Медвежата» М. Красева, дети называют произведение, затем исполняется небольшая инсценировка под эту песню. Аналогично обыгрывается приход других зверей.

Развлечение, так же как и праздничный утренник, - радостное событие в детском саду, каждое развлечение должно обогащать впечатления детей, вызывать радостные эмоции. В нашем детском саду проводятся различные виды театров, организуется просмотр диафильмов, устраиваются музыкально-литературные вечера, конкурсы детских рисунков, детского творчества, инсценируются сказки, отмечаются дни рождения детей, на которых главное место занимает выступление оркестра.

В развлечения мы также включаем музыкально-дидактические игры. В игровой форме, доступной каждому, дети вспоминают произведения, услышанные в исполнении детского оркестра или в грамзаписи, повторяют знакомые песни, пляски.

Таким образом, использование в развлечениях музыкально-дидактических игр дает возможность активно включать детей в творчество. (4, с 52-53)

Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры». (5, с 189)

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.

Все музыкально-дидактические игры условно делятся на три группы:

Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку»

Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку»

Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок».

Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры». (5, с 58)

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. (6, с 75)

Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

       Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т. д. 
Включение музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны воспитателя, который, учитывая цели и задачи воспитания, а также возможности, склонности и интересы детей, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни человека.   Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, разнообразные впечатления от окружающего могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью воспитатель заранее продумывает возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринужденного ее включения в детскую деятельность. 
Рассмотрим некоторые возможности использования музыки в часы досуга, во время игр детей, на прогулках, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей.  Музыка в часы досуга
Дети любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий: С большим удовольствием они слушают песни, танцевальную, инструментальную музыку в грамзаписи. 

У детей старшего дошкольного возраста возникает интерес к музыке определенного характера, жанра, появляются любимые произведения, которые хотелось бы слушать чаще. Поэтому так важно иметь в каждом детском саду электропроигрыватель и комплект грампластинок с записями детских песен, танцев, музыкальных сказок, инсценировок и т. д. Воспитатель должен поддерживать интерес детей к музыке, желание слушать ее. Его основной задачей в плане музыкального воспитания детей является закрепление тех знаний, умений, навыков, которые дети получают на музыкальных занятиях. С этой целью он поет вместе с ними знакомые песни, занимается с отдельными детьми, помогая им освоить игру на музыкальных инструментах или сложный элемент танца.

         Следовательно, воспитатель должен  хорошо знать  весь  музыкальный  репертуар, который разучивается во время музыкальных занятий.  В повседневной работе с детьми (особенно в группах с круглосуточным пребыванием детей) воспитателю помогают детские радио- и телепередачи, в которых также звучит музыка, исполняемая либо их сверстниками, либо профессиональными музыкантами.  Используя диапроекторы, фильмоскопы, воспитатель может показать диафильмы с музыкальным сопровождением.  Во многих детских садах организуются поздравления детей с днем рождения. В такие дни музыка, самостоятельное пение, танцы детей очень уместны. Ребята могут сами сочинить для своего товарища песню, исполнить танец, сыграть на музыкальных инструментах. Все это не только развивает музыкальные способности детей, но и приучает их заботиться друг о друге, делать и исполнять то, что приятно товарищу.

                                              Музыка во время игр детей

В свободное от занятии время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т. д., дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте. 
            Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т. д. 
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет с детьми эти игры и знакомит с новыми. 

Во многих музыкально-дидактических играх используются детские  музыкальные инструменты (металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан, треугольник и др.). Так, в игре на различение тембра воспитатель поочередно играет на разных детских инструментах и обращается к каждому играющему с просьбой назвать инструмент, который звучал, или найти среди карточек, разложенных на столе, ту, на которой изображен этот инструмент. 
Для дидактической игры на различение ритма воспитатель заранее  готовит  карточки  с  условной  записью  ритмического  рисунка знакомых  детям  попевок   из   «Музыкального  букваря»   («Андрей-воробей», «Считалочка», «На лыжах», «Я иду с цветами» Е. Тиличеевой
). Перед началом игры каждый играющий выбирает себе музыкальный инструмент (металлофон, триолу, бубен, погремушку и т. д.) Воспитатель показывает детям карточки, на которых в виде чередующихся прямоугольников и квадратиков разного цвета, условно обозначающих четверти и восьмью, «записан» ритм попевок. Сначала дети прохлопывают ритмический  рисунок,  изображенный  на  карточке, затем исполняют его на музыкальных инструментах и называют попевку.   Выигрывает  тот,   кто  правильно   назовет  большее количество попевок. 
            С помощью магнитофона, электропроигрывателя можно организовать игру на различение характера танцевальной музыки. Слушая танцевальную музыку в грамзаписи, дети стараются определить, что это — полька, вальс или русская плясовая.

Определить характер музыки иногда помогают движения под нее. Двигаясь под музыку, дети как бы проверяют, правильно ли они назвали танец, подходят ли их движения к данной музыке.

                                                           Музыка на прогулке

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее на- 
строение, оживляя накопленные впечатления. Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на  прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы («Мы на луг ходили» А. Филиппенко, «Земелюшка-чернозем», русская народна; песня в обработке Е. Тиличеевой и др.). Многие песни можно интересно инсценировать, например «Пошла млада за водой» — русская народная песня в обработке В. Агафонникова, «На мосточке» А. Филиппенко и др. 
На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и др.).  Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети обязательно выбирают водящего. Поэтому с ними хорошо заранее выучить несколько несложных считалочек, например «Конь ретивый», «Цынцы-брынцы, балалайка», «Зайка белый, куда бегал» и др. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх. 
Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. При наличии определенных навыков игры на инструментах объединяться в ансамбль.  Музыкально-дидактические игры во время прогулок также имеют место, но здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким, как «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и др. Интересно можно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е.  Тиличеевой).
             Воспитатель должен заранее продумать проведение прогулки так, чтобы было интересно всем детям, помнить о том что активное музицирование детей на прогулке зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнить. Успех этой работы во многом зависит от активности воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя.

                                                        Музыка на художественных занятиях

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение. Знакомя детей с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса», «сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок» и др., воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно. 
              Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с, русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь, а с помощью цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы.  Дети очень любят сказку «Три поросенка» С. Михалкова. Ее чтение хорошо сопровождать музыкальными фрагментами — исполнением песенки веселых поросят и волка из музыкальной инсценировки этой сказки, записанной на пластинку. 
Знакомя детей со стихотворением А. Барто «Лошадка», будет интересно прослушать в грамзаписи одноименную музыкальную пьесу Н. Потоловского. В старшей группе перед разучиванием стихотворения «Осенью» А. Пушкина целесообразно прослушать в грамзаписи «Осеннюю песню» П. Чайковского. Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского, прослушанная детьми в грамзаписи в начале занятия, создает определенный настрой, дает им возможность по-своему изобразить. веселого и смешного клоуна в рисунке. 
На занятиях по рисованию в младшей группе воспитатель учит детей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносит элемент игры — ритмичные мазки называет капельками дождя. «Кап-кап-кап — капает дождик сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее»,— говорит воспитатель и поет песенку: «Дождик, дождик, пуще, дадим тебе гущи, дадим тебе ложку — хлебай понемножку!»

Музыка   в   различных   видах   деятельности  дошкольника   должна найти применение благодаря  активной организаторской деятельности педагога.
                Использование музыкальных произведений в часы досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. В организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель. (7,с 27)

               Роль воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр.

Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю. На занятии оба педагога понимают детям понять правила игры. Сначала они участвуют сами в этой игре. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Еще А.С. Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».

Вот почему особенно в младших группах воспитатель не только организовывает игры с детьми, но и сам становится активным участником.

Для того чтобы развивать в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы. Поэтому вначале учебного года намечается план работы музыкального руководителя с воспитателем по развитию музыкальной деятельности детей.

Во время консультаций воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр детей данной возрастной группы, получают советы и рекомендации по проведению этих игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать развлечение  с детьми, включая в содержание ту или иную дидактическую игру.

В садике большое место в работе музыкального руководителя занимают индивидуальные занятия с воспитателями, в процессе которых они учатся играть на детских и обычных музыкальных инструментах (фортепиано, баяне).  Надо отметить особый интерес воспитателей к обучению, они с удовольствием исполняют несложные произведения индивидуально и в ансамбле, принимают активное участие в ходе музыкального занятия и становятся помощниками детей в различных музыкальных играх.

Воспитатель должен уметь играть различные мелодии знакомых детям песен, знать распевки, уметь правильно передать мелодию и ритмический рисунок песни, чтобы потом проводить с детьми ту или иную музыкально-дидактическую игру.

Например, воспитатель предлагает детям музыкально-дидактическую игру «Волшебный волчок». Все музыкальные задки он исполняет на металлофоне сам. Это могут быть песни «Падают листья», «Зимняя песня»  М. Красева, и др. дети стрелкой указывают картинку, соответствующую содержанию данной песни.

 Эту игру воспитатель проводит с детьми без музыкального руководителя и может использовать не только металлофон, но и другие детские инструменты.

На занятиях детей знакомят с музыкальными инструментами, учат играть несложные мелодии, часто вместе с детьми приходится играть и воспитателю. Например, работая над распевкой, ребенку предлагают передать на инструменте ритмический рисунок этой мелодии. Если он затрудняется, воспитатель проигрывает нужную мелодию на своем инструменте. Воспитатель может применять свои знания и в том случае, когда дети хорошо усвоили данный материал и идет его закрепление. Например, мелодию попевки предлагают сыграть сразу нескольким детям:  двое играют на триолах, двое на металлофонах, нескольким детям можно дать аккордеоны, а воспитатель играет ведущую партию на «Мелодии-26». Получается своеобразный оркестр, который доставляет детям большую радость – ведь они играют вместе с воспитателем.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности в каждой возрастной группе  оборудованы музыкальные уголки, где есть все необходимое оборудование, в том числе и музыкально-дидактические игры данной группы. Обычно эти игры оформляет воспитатель вместе с детьми. Привлекаются и родители. Периодически мы проводим смотры групп по оснащению дидактическим оборудованием, большому внимание при этом обращаем на творчество в создании и оформлении пособий.

В организации и проведении музыкально-дидактических игр, таких, как «Наши любимые пластинки», «Любим, слушать музыку», «Определи» и др., большую помощь оказывают воспитателям наборы пластинок, выпущенные студией «Мелодия» специально для детских садов.

Все это дает воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности. (4, с 57-59)

Важно с самого раннего возраста развивать музыкальные способности детей, совершенствовать музыкальный слух. Большую помощь в обучении, сенсорном воспитании детей, в решении задач их гармонического развития оказывают музыкально-дидактические игры.

Музыкально-дидактические игры, разнообразные по задачам и содержанию, способствуют формированию у детей умения слушать музыку, различать высоту, тембр, силу  и длительность звука, планомерно развивают высотный и ритмический, динамический и тембровый слух.

Многообразные задачи, которые детям приходится решать в музыкально-дидактических играх, требуют от них не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива, развивают внимание, находчивость, инициативу.

Дети с ранних лет проявляют эмоциональную отзывчивость, если материал доступен и интересен, поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием. Весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Методика работы строится на игре. Этому требованию отвечают музыкально-дидактические игры, которые дают возможность в игровой форме активизировать умственные процессы, развивать музыкальный слух, воспитывать нравственные качества личности.

Учить детей различать звуки по высоте и воспроизводить звуки, контрастные по высоте, я начинаю во второй младшей группе. На первое занятие приношу небольшую лесенку и, дотрагиваясь указкой до первой ступеньки, говорю: «Вот это – ступенька низкая, на ней живет большая птичка, она поет низким голосом». Пропеваю на звуке до первой октавы «чик-чирик». Дети слушают, а затем поют то же самое вместе со мной. Дотрагиваясь указкой до верхней ступеньки, замечаю, что это высокая ступенька и на ней живет маленькая птичка. Она поет высоким голосом, Пропеваю «чик-чирик» на звуке до второй октавы. Дети так же повторяют звукоподражание вместе со мной.  Работая над игрой, начинаю варьировать ее. Птички прячутся, их не видно, но слышно пение. Пропевала в разной последовательности «чик-чирик» на до второй и до первой октавы,  а дети должны были отгадывать, какая птичка поет; если отгадывали правильно, то прилетала соответствующая птичка, и воспитатель, потом ребенок ставили ее на нужную ступеньку. По мере усвоения детьми высокого и низкого звучания упражнение усложняла. Задание давала уже не на звуках менее контрастных, в пределах фа первой октавы, до второй октавы.

В процессе музыкально-слухового развития детей наглядность играет важную роль. Ввела музыкально-дидактическую игру «Где мои детки?»  на фланелеграфе расположила нарисованные фигурки больших и маленьких птиц. Сказала: «В одном дворе жили курица с цыпленком, гусь с гусенком и большая птица с маленьким птенчиком. Вдруг подул ветер, да такой сильный, что все мамы растеряли своих птенчиков. Первой стала звать своего малыша мама-курица». Я Пропеваю звукоподражание «ко-ко-ко» на ноте фа первой октавы, прошу детей пропеть то же самое, продолжаю рассказ: «Услышал свою маму маленький цыпленок и запищал тоненьким голосом «пи-пи-пи». Пою на ноте до второй октавы, дети повторяют за мной. Таким образом, находят мамы-птицы и остальных птенчиков.

Продолжая систематически, последовательно работать над развитием музыкального слуха варьировала музыкально-дидактические игры, стремилась подвести детей самостоятельному решению игровых действий.  После того как малыши научились различать и имитировать голоса животных, птиц, их детенышей и птенцов, я провела программную игру Н.А. Ветлугиной «Чей домик». Дети очень легко справлялись с заданием, мяукали, как большой кот и маленький котенок.  Один раз во время проведения игры Вова подошел к стульчику, за которым сидел Кирюша. В ответ на стук ребенок не отозвался.

Я сказала: «Что же это никто не отвечает? Наверное, котик спит, постучи, Вова, сильнее». Тогда Кирюша встал, потянулся и протяжно низко замяукал. Я обратила на это внимание детей, сказав: «Какой ленивый большой кот в домике», Кирюша добавил, что у него дома живет кот Васька, и он все время спит, а мяукает, когда хочет есть. Это уже было проявлением творчества ребенка. Задача же развития у детей инициативы, творческих способностей является одной из самых важных.

 Работая систематически в течение года над развитием музыкального слуха во второй младшей группе, я использовала музыкально-дидактические игры «Птица и птенчики», «Чей домик», «На чем играю» Н.А. Ветлугиной, «Где мои детки?», «Позови матрешку» и др.; лесенку, по которой передвигались маленькие игрушки, фланелеграф, на котором выкладывала больших и маленьких петушков, кошек, гусей, а дети пропевали высокие и низкие звуки. Малыши научились различать и интонировать контрастные по высоте звуки, различать громкую  и тихую музыку, передавать сложные ритмические рисунки хлопками и в движении, различать по тембру музыкальные инструменты. Таким образом, в результате проведенной работы с детьми второй младшей группы был заложен прочный фундамент их музыкального развития, творческого мышления, инициативы, активности на занятиях и в группе, первоначальных творческих способностей.

Последовательность в работе соблюдалась и в средней и в старшей группах. Дети уже на слух определяли направление мелодии и ее скачки, выкладывали на фланелеграфе кружочками рисунок мелодии, сопровождая задание пением и играми на металлофонах. Чтобы определить долготу звуков, дети пропевали попевку, показывали рукой долгие и короткие звуки, а затем длинными и короткими полосками выкладывали на фланелеграфе ритмический рисунок песенки и проигрывали на музыкальных инструментах. В результате дети старшей группы пришли в подготовительную группу с запросом знаний и умений, и я смогла продолжить работу над дальнейшим развитием музыкального слуха и голоса ребят.

Развивая звуковысотный слух, использовала в своей работе музыкальную лесенку, по ступенькам которой ходила и прыгала матрешка. В этом случае, если кто-нибудь из детей показывал ступеньки, указанные мною, одновременно правильно пропевал их название, все дети также их пропевали.  Использовала упражнение из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной: «Бубенчики» на составление трех звуков, различных по высоте; «Музыкальное эхо», которое являлось отличным упражнением для развития музыкального слуха и высоты интонации. Когда я Пропевала трезвучие на маленькие песенки, дети должны были повторять их.

       Закрепляя представление детей о ритмических отношениях звуков, умение точно воспроизвести заданный ритм, предложила музыкально-дидактическую игру «Теремок». Сказала:

Стоит в поле теремок,

Он не низок, не высок.

Вот по полю, мышка бежит,

У дверей остановилась и стучит.

      Затем постучала ритмический рисунок мышки и прикрепила на фланелеграфе нарисованную мышку. Дети должны были отхлопать заданный ритм и запомнить его. Точно так же познакомила детей и с другими персонажами игры: зайкой, лисичкой, медведем. Продолжая на последующих занятиях эту игру, дети должны были вспомнить ритмический рисунок зверей, прохлопать его. Затем вызывала желающего, простукивала ему любой из заданных ритмов, и если ребенок вспоминал, какому зверю принадлежит данный ритм, ему предоставлялось право выложить на фланелеграфе этого зверюшку и проиграть на металлофоне его ритмический рисунок. Далее игра переросла в самостоятельное творчество. Когда все звери были выложены на фланелеграфе, я сказала: «Все звери в теремочке живут, песни поют» - и предложила детям придумать свою песенку на слова «Все мы весело живем, дружно песни поем». Спела несколько вариантов, дети оживились, чувствовалось, что задание понравилось всем и еще больше повысило их интерес к игре. Игра была перенесена в самостоятельную музыкальную деятельность в группе. Дети очень увлеклись этим заданием. Интересным было то, что проявили большую инициативу в создании вариантов песенки. Одни пели, другие пробовали свои силы в игре на металлофоне.

Очень интересный вариант игры предложила воспитатель подготовительной группы Антонина Сергеевна. Она проводила игру так: раскладывала на столике флажок, платочек, ленту, бубен, барабан. Дети слушали знакомое произведение, а затем ребенок, назвав музыкальную пьесу, брал соответствующий атрибут и исполнял с ним танец или маршировал, или отбивал ритмический рисунок марша на барабане. Увлекательная игра вызвала у детей желание создать новый ее вариант. Играли большими группами: часть детей была музыкантами, одни садились с инструментами в стороне, другие были исполнителями.  Один ребенок раскладывал карточки рисунком вниз. Другой – подходил к столу, еще не зная, какое у него будет задание, затем брал одну из карточек, рассматривал ее, называл жанр музыкального произведения, показывал ее музыкантам, которые исполняли одно из следующих произведений: «Вальс» Е. Тиличеевой, «Калинку», «Во поле береза стояла», чешскую польку, марш. Ребенок должен был выполнить соответствующие движения под эту музыку.

В игру охотно включались все дети. Знания, навыки и самостоятельный опыт, полученные на занятиях, они вносили в игру, проявляя фантазию, творчество. Даже у малоинициативного Вани появилась любознательность.

Участвуя в игре, он стал более свободен в движениях, самое главное – научился придумывать интересные комбинации нескольких танцевальных движений подряд, согласовывая эти движения с характером музыки.

Я старалась поддерживать инициативу ребят. Оставаясь с ними по вечерам, наблюдала, как они проводят игру, поощряла их творчество, учила не подражать движениям товарищей, а стараться самому вспомнить все движения, которые учили на занятиях. Итак, используя музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях и в повседневной жизни, удалось достичь хорошего уровня музыкального развития детей. Повысился интерес ребят к музыкальным занятиям, к песенному и игровому творчеству. Музыка прочно вошла в жизнь детей.

Но для того чтобы успешнее осуществлять задачи по развитию музыкального слуха у детей, необходима заинтересованность и воспитателей, ведь музыкальному руководителю без воспитателя трудно организовать детскую самостоятельную музыкальную деятельность. Воспитатель должен хорошо знать программные требования, ясно представлять цели и задачи музыкального воспитания, знать свою роль в той или иной музыкально–дидактической игре. Работая с воспитателями, раз в неделю проводила с ними специальные занятия, знакомила их с содержанием музыкально-дидактических игр, обучила правильной методике преподнесения этого материала. Вместе с воспитателями намечала, кому из детей нужна индивидуальная помощь, составляла план последовательного внесения дидактического материала; ведь чтобы достичь хорошего уровня музыкального развития детей, необходимо проводить работу не только на музыкальных занятиях, но и продолжать систематически работать в группе.

Надо сказать, что все воспитатели нашего сада с большим удовольствием участвуют в практических занятиях. Они охотно совершенствуют свои навыки и умения, ведь в группе им приходится помогать детям, осваивать правила музыкально-дидактических игр, которые дети разучивают на музыкальных занятиях, повторять и закреплять их в повседневной жизни. Роль же и активность воспитателя зависят от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Он организует игры, показывает их детям, вместе с ними играет на правах участника. Действуя вместе с воспитателями, дети легче и быстрее осваивают правила игры. В результате своего участия в игре воспитатель видит, в какой степени нужна его помощь тому или иному ребенку, насколько дети овладели заданием. Учитывая особенности каждого ребенка, воспитатель умело использует индивидуальный подход к нему, стремится развивать музыкальные способности у каждого.

В подготовительной группе воспитатель следит за правильностью выполнения игр, помогает малоактивным, застенчивым детям включиться в игру, поощряет их.

        Для развития у детей самостоятельной инициативы в музыкальной деятельности большое значение имеют оборудование, пособия, которые успешно могут быть использованы детьми в их творческих проявлениях. В каждой группе у нас имеются музыкальные уголки, в которых находятся соответствующие атрибуты, музыкальные инструменты, фланелеграфы, лесенки, музыкально-дидактические игры. Музыкально-дидактические игры вносятся в группу постепенно, по мере освоения их на музыкальных занятиях. Воспитатель, наблюдая за детьми во время самостоятельного проведения игр, отмечает новые творческие приемы, поддерживает инициативу одних детей, отмечает, в какой помощи нуждается другой ребенок, помогает ему при выполнении задания. Кроме того, воспитатель должен уметь заметить, когда дети исчерпали все возможности данной игры, и заменить другой.

Таким образом, продуманно и интересно организованные музыкально-дидактические игры расширяют музыкальные представления детей, способствуют развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию, воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, развитию творческих способностей, помогают готовиться к школе. (8, с 77-82)

                                 Примеры музыкально-дидактических игр.

                             Средняя группа.

                «Тише – громче в бубен бей»

  1. Может  бубен загреметь,

Будто гром,

Может бубен зазвенеть

Ручейком.

  Припев: бом-бом-бом,

                 Бом-бом-бом!

                 Это, ясно, не ручей-

                      Это гром.

2. Может бубен загреметь,

    Будто гром,

    Может бубен зазвенеть

    Ручейком.

       Припев:  Бам-бам-бам-бам,

                       Бам- бам-бам!

                       Это прыгает ручей

                       По камням!

Дети  стоят в кругу. Воспитательница ходит с бубном в центре круга, поет и в указанных тактах то громко стучит в бубен, то тихо им звенит. Затем она исполняет первый или второй припев (произвольно выбирая их) и подходит к кому нибудь из детей, протягивая ему бубен. Ребенок должен от того, какой из двух припевов споет воспитательница.

                                                               

                                                                               Н. Ветлугина.

                             «Чудесный мешочек»

Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: зайчик, кукла, мишка, петушок, лошадка и др.

Ход игры. Участвует вся группа. «Дети, - говорит воспитатель, - к нам на занятие пришли гости. Но где они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.)  сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там».

Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Заинька», музыка М. Красева, слова Л. Некрасовой, «Кукла» музыка М. Старокадомского, слова О. Высотской, «Медведь», музыка В. Ребикова, «Петушок» музыка В. Витлина, слова А. Пассовой и др.  дети узнают музыку, и кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

                                                                   Н. Кононовой.

 

                            Старшая группа.

                                 «Качели».

Игровой материал.  Небольшие  карточки: на одних изображены качели в верхнем углу, на других карточках – в нижнем углу, металлофон, настольная ширма.

Ход игры. Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям спеть песню «Качели», напоминает звуки,  характерные для нее, проигрывая их на металлофоне, затем раздает по карточке, играет высокие или низкие звуки  и спрашивает, где сейчас качели, вверху или внизу. Дети поднимают соответствующие карточки.

«Есть качели на лугу вверх-вниз, вверх-вниз!

Я качаться побегу вверх-вниз, вверх-вниз!»

                                                                              Н. Ветлугина.

                      «Громко – тихо запоем»

«Мяч от нас умчался вскачь, разыщи Сережа, мяч,

Разыщи, разыщи, разыщи, Сережа, мяч!

Если тихо запоем, далеко он значит.

Если громко петь начнем, значит рядом мячик».

Дети сидят на стульях. Одного ребенка просят выйти из комнаты, а воспитатель тем временем прячет мяч. Затем водящего приглашают войти и поют ему песенку, в которой объясняются игры. На 3-й куплет, который поется без слов на слоги «ля-ля», водящий ищет мяч. Дети поют, то усиливается, то ослабляя звучание, в зависимости от удаления или приближения водящего к спрятанному мячу. Этот куплет повторяется  произвольное количество раз, пока ребенок не найдет мяч.

                                                                                   Н. Ветлугина.

                         «Догадайся, кто поет».

«Поиграй ка, Ваня с нами, выходи скорей вперед.

И с закрытыми глазами догадайся, кто поет.

Эту песенку свою я тебе, дружок, пою,

Ты глаза не открывай, кто я, ну-ка, отгадай!»

Дети идут по кругу и поют 1-й куплет. На 2-й куплет дети останавливаются, и кто-нибудь из них поет этот куплет «жмурке», который стоит в центре круга. «Жмурка» должен отгадать, кто спел 2-й куплет.

                                                                   Н. Ветлугина.

                               Подготовительная группа.

                                                  «Эхо»

«Кричу в лесу: Ау, ау! И мне в ответ: Ау, ау!

В горах кричу: Ау, ау! Гора в ответ: Ау, ау!

Вариант. Дети условно разделены на подгруппы («Эхо» и «Дети»).  Одна подгруппа – «Дети» - запевает, другая – «Эхо» - повторяет. Возможны и другие варианты. Важно, чтобы было чистое интонирование «Эхом» «ау».

                              «Охотники и зайцы»

Дети – «охотники» и «зайцы» - становятся в две шеренги, одна за другой.

1. Мы охотиться идем,                     «Охотники» идут вперед четками,

    Громко песенку поем,                     решительным шагом и поют.

    Где вы, зайцы серые,

    Где, где, где?

2. Мы тихонечко идем, идем,          «Охотники» стоят. «Зайцы» идут

    Мы тихонечко поем, поем,            вперед крадущимся шагом и тихо 

    Вы нас не поймете,                         поют.

    Да, да, да!

3. Вот сейчас, сейчас, сейчас             Повторяются движения первого 

    Мы поймаем, зайцы, вас!                куплета.  

    Вы от нас не скроетесь,

    Нет, нет, нет!

4. Мы тихонечко идем, идем,            Повторяются движения второго     

    Мы тихонечко поем, поем,            куплета.

    А вот от вас мы удераем,

    Да, да, да!

    Лови, нас!                            «Зайцы» убегают, «охотники» их ловят.

                                                                                       (2,с 74-87)

                  Дидактические игры по видам.

1. Спокойное музицирование.

2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.

3. Игры, построенные по типу хороводных.

 Игра «»Снеговики и снежинки».

Программное содержание. Учить детей различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии.

Музыкально-дидактический материал. Вальс, музыка Ф.Гершовой, «Чешская полька»; пианино, металлофон или аккордеон.

I вид. Дети, разделенные на две группы, сидят полукругом около пианино. Под музыку Польки «снеговики» хлопают в ладоши, под музыку Вальса «снежинки» должны плавно вращать кистями рук. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности. Выявляются победители, и по их желанию исполняется песня зимней тематики.

II вид. «Снеговики» и «снежинки» сидят на стульях у противоположных стен помещения. Под музыку Польки двигаются шагом польки «снеговики», под музыку Вальса – кружатся снежинки. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности. С окончанием звучания «снеговики» ловят «снежинок».

III вид. Те же задания дети выполняют в двух кругах, победившие исполняют свою любимую песню о зиме.

                               Игра «Три медведя».

Программное содержание. Учить детей различать высоту звуков.

Музыкально-дидактический материал. «Мишка», музыка М. Раухвергера; фортепиано.

Игровые пособия. Плоскостные изображения медведей – большого, среднего и маленького размера, по 3 на каждого ребенка; плоскостной дом.

I вид. Дети сидят за столами справа от музыкального руководителя. Он раздает им изображения медведей. Когда пьеса звучит в высоком регистре, выходят гулять медвежата (дети передвигают их перед собой по столу), когда в среднем – медведи побольше, а когда в низком – самые большие. Смена регистра варьируются. В конце игры отмечаются дети, точнее других, выполнявшие задания.

II вид. Дети делятся на три команды: Мишутки, Анастасии Петровны и Михаилы Ивановичи. Все помещаются в доме (стоят за его плоскостным изображением). Когда произведение звучит в низком регистре, из дома выходит и продвигаются по комнате Михаилы Ивановичи, когда в среднем – Анастасии Петровны, а в высоком – Мишутки. Регистры звучания сменяются в произвольном порядке. По окончании звучания пьесы Михаилы Ивановичи ловят остальных медведей, а те убегают в домик.

III вид. Идентичные задания выполняются в трех кругах. По окончании игры победители загадывают побежденным загадки о животных. (3, с 177)

                                   Заключение.

      Таким образом, можно сделать вывод о важности музыкально-дидактических игр для становления ребёнка, об их влиянии на развитие как музыкальных, так и общих способностей детей.

       Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных видах деятельности дошкольников. Это музыкальные занятия, самостоятельная и совместная  деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.    

         Необходимо отметить, что важна систематичность, последовательность применения музыкально-дидактических игр в работе с детьми. Это возможно при условии правильного перспективного планирования музыкально-дидактических игр, а также при тесном взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя, так как освоенные на музыкальных занятиях дидактические игры переносятся в самостоятельную деятельность в группе, включаются в развлечения и досуги.

                                                Литература.

1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» М: Просвещение 1968г.

2.    Ветлугина Н.А. «        Музыкально Дидактические игры для детей». Дошкольное воспитание, 1987г №12.

3.  Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста».

4. Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры. М: «Просвещение» 1982г.

5.  Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей д/с. М: Просвещение 1986г.

6.   Логинова В.И., Саморукова П.Г. «Дошкольная педагогика» Пособие для студентов пед. Института. М: Просвещение 1983г.

7.    «Методика музыкального воспитания в д/с». Дошкольное воспитание. Под редакцией Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, и др. 3-е издание, М: Просвещение 1989г.

8.    Орлова Т. «Музыкально-дидактические игры в развитии детей». Дошкольное воспитание, 1984г №9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....

Опыт работы "Музыкально-дидактические игры- эффективное средство развития музыкальных способностей детей".

Музыкально- дидактическая игра является уникальным материалом для работы, так как в этих играх присутствуют все виды музыкальной деятельности. Поэтому музыкальные способ...

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста ...

Доклад "Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Доклад "Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"...