План по самообразованию по теме "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка по музыке

Тастаева Альбина Куандыковна

В данном плане представлены этапы работы по данной теме в течении учебного года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobr.docx34.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема самообразования:                                                                                              "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста".

«Игра развивает индивидуальность;

играя, ребёнок учится воспроизводить

свои впечатления и идеи, поэтому игра-

могущественное орудие для укрепления

способности мыслить и для развития

сознания»

Эмиль Жак-Далькроз

Влияние музыки в развитии детей велико. Музыка, воздействует на всестороннее развитие ребенка, формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные и творческие способности.

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста

    Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного.  Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами. Поэтому я считаю, что одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей является игра.

Музыкально – дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Музыкально-дидактические игры требуют большой слуховой сосредоточенности, которая приводит к совершенствованию процесса слухового восприятия. Они не только формируют у детей различные вида слуха(тембровый, ритмический, звуковысотный, ладовый, динамический ) но и способствуют развитию умения слушать музыку, обогащают детей новыми впечатлениями,  побуждают к самостоятельной музыкальной деятельности, развивают память и  воображение, интерес к музыкальным занятиям и к  музыке в целом. Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Поэтому мой выбор пал на использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми.

Основные вопросы, намеченные для изучения: музыкально-дидактические игры   настольные, подвижные, хороводные; игры с информационно компьютерными технологиями

, игра на инструментах.

Цель самообразования по теме: Изучить пути, средства и методы работы по внедрению в музыкальную деятельность детей интерактивной музыкально - дидактической, стимулировать развитие музыкальных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Задачи самообразования:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, опыта работы педагогов МДОУ, изучение методик и технологий педагогов в Интернете, подобрать материал для работы и консультаций;

2. Подготовить диагностику

3. Создать картотеку музыкально-дидактических игр, обеспечивающих последовательное развитие музыкальных способностей; 

4.Включить использование музыкально-дидактических игр в перспективный план работы с детьми по музыкальному развитию

5.Провести консультации для педагогов

6.Провести работу с родителями в форме консультаций.

Этапы проработки материала: Организационно – ознакомительный; Практический; Обобщающий.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение собственного уровня знаний по данной теме;
  2. Проведение работы воспитателями, родителями по  развитию музыкальных способностей детей;
  3. Повышение уровня развития музыкальных способностей детей;
  4. Повышение интереса детей к музыкальным занятиям

Этапы работы

Формы предоставления результатов

1-й этап

«Организационно-ознакомительный»

Изучение методической литературы по данной теме;

Составление списка литературы

Разработка диагностики

Разработать и включить в перспективный план работы с детьми музыкально-дидактические игры

2-й этап

 «Практический»

1.Разработать картотеку музыкально – дидактических  игр, соответствующую возрастным характеристикам воспитанников;

2.Разработать консультации для родителей и воспитателей

3-й этап

 «Обобщающий»

1.Обобщение и исследование результатов практической деятельности (диагностика на конец учебного года).

2.Составление и оформление отчёта по данной теме

План работы на 2021-2022 год

Месяц

Содержание работы и форма проведения

Сентябрь

Изучение методической литературы по данной теме

Разработка диагностики

Октябрь

Разработка перспективного плана

Анкетирование родителей «Музыкальное воспитание»

Ноябрь

Создание методического пособия с использованием музыкально-дидактических игр «Споем с детьми» для воспитателей

Декабрь

Консультация для родителей «Давай, поиграем!»

Картотека музыкально-дидактических игр для младших групп

Январь

Консультация для воспитателей «Как оснастить музыкальный уголок в детском саду»

 Картотека музыкально-дидактических игр для средней группы

Февраль

Анкетирование для воспитателей «Музыкальные потребности детей»

 Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы

Март

Конкурс для детей и родителей «Музыкальный инструмент своими руками»,

Картотека музыкально-дидактических игр для подготовительной группы

Апрель

Совместное развлечение для детей и родителей с использованием музыкально-дидактических игр

Май

Контрольная диагностика, отчет по самообразованию

Литература:

  • Ветлугина Н. А. «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр» М. 1958;
  • Каплунова И. Н. «Этот удивительный ритм» С-П. «Композитор» 2005;
  • Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» М. просвещение 1986;
  • Кононова Н. Г. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников» М. просвещение 1982;
  • Радынова О. П. и др. «Музыкальное воспитание дошкольников» М. «Академия» 1998;
  • Журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Справочник музыкального образования»;

Отчёт о проделанной работе по плану самообразования

Тема: «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

     Работа по данной теме проводилась в течении учебного года. На первом этапе мной был с разработан план индивидуальной работы в соответствии с выбранной темой самообразования. 

     На втором этапе была обоснована актуальность выбранной мной темы по данной проблеме, намечены цель и задачи по данной проблеме.

     В сентябре-октябре начала изучать научную литературу о теоретическом обосновании проблемы. Список  изученной литературы по данной теме представлен ниже:

1.Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед ин-тов. - М.: просвещение, 1983. - 255 с.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.

3.Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.

4.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: 1947.

5. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - 2-е из. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с

 6.Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта  работы музыкального руководителя. - М.: Просвещение, 1985. - 96с.

 7.Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для детей 4-7 лет,

  8.Костина Э. П. Роль наглядных средств в музыкально-сенсорном развитии дошкольников. - В кн.: Психолого-педагогические проблемы дошк. воспитания и подготовки детей к школе.- М.: Педагогика, 1980.

 9. Роот З.Я. Музыкально - дидактические игры для детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Издание второе. Айрис - Дидактика. Москва 2007

     

          Перед тем, как приступить к планированию работы, мною были проведены беседы и диагностика с детьми для выявления уровня знаний, по методике О. П. Радыновой.

Диагностика.

Детям были предложены следующие задания:

Задание 1.

Задача: Выявить особенности различения направления мелодии вверх и вниз. Используется музыкальная лесенка.

Задание«Отвернись, послушай и скажи, куда пошла матрёшка - вверх или вниз?»

Задание 2.

Задача: Выявить у детей особенности различения и воспроизведения ритмических отношений.

Задание«Послушай и сыграй как я» (Ребёнок исполняет на своём металлофоне ритмический рисунок, только что исполненный педагогом на другом металлофоне). Ритм исполняется на одной и той же ноте - пластинке инструмента.

Задание 3.

Задача: Выявить особенности тембрового слуха путём узнавания тембров инструментов, с характером звучания которых дети познакомились ранее.

Задание: На столе перед детьми лежат инструменты. Второй комплект этих же инструментов находиться за ширмой. Педагог играет на иструмнете. Дети должны узнать, на каком инструменте была исполнена мелодия, показав при этом на соответствующий инструмент, лежащий перед ним.

Задание 4.

Задача: Выявить особенности различения контрастных динамических оттенков.

Задание: Хлопать громко или тихо в соответствии с громким или тихим звучанием плясовой музыки.

Исходя из программных требований, мною были выявлены критерии уровней развития сенсорных способностей детей в музыкальной деятельности:

Высокий - Ребёнок проявляет активность, быструю реакцию и самостоятельность при выполнении задания. На все задания даёт правильные ответы.

Средний - Ребёнок выполняет задание самостоятельно, но допускает небольшие неточности.

Низкий - Ребёнок испытывает затруднения при выполнении задания, нуждается в помощи взрослого.

После обработки данных, полученных в результате выявления уровня музыкально-сенсорных способностей детей, были получены следующие результаты:

высокий 0 %

средний 60%

низкий 40%

На начальном этапе работы с детьми показал довольно низкий уровень сформированности музыкально-сенсорных способностей.

Исходя из данных бесед и диагностики, для успешного осуществления цели составила план работы (Приложение № 1, который включает в себя использование музыкально – игрового творчества во всех видах деятельности). Это даёт возможность детям проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.

На конец учебного года была проведена  диагностика уровня развития музыкальных способностей детей, где было выявлено, что результат каждого ребёнка повысился, и, как, следствие работа ведётся в правильном направлении.

Результаты диагностики на конец  уч.года:      ……………………………

   

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально-дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. Музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством. Благодаря грамотной организации воспитательно-образовательного процесса, индивидуально-дифференцированному подходу к процессу обучения, индивидуальной и коллективной работе в конце года не осталось детей оставшихся без продвижения.

Далее по плану  я включила музыкально-дидактические игры в  перспективное тематическое планирование, которые помогают мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности. 

Приложение 1

Перспективное планирование

Музыкально-дидактические игры в младшей группе

Музыкально-Дидактические игры Iкв IIкв IIIкв IVкв

Звуковысотный слух

«где мои детки?» •

«птицы и птенчики» •

«курица и цыплята» •

Тембровый слух

«колпачки» •

Закрепление программного материала

«чудесный мешочек» •

«подумай и отгадай» •

Перспективное планирование

Музыкально-дидактические игры в средней группе

Музыкально-Дидактические игры Iкв IIкв IIIкв IVкв

Звуковысотный слух

«где мои детки?» •

«птицы и птенчики» •

«угадай-ка» •

«кто в домике живет» •

Ритмический слух

«к нам в гости пришли» •

Тембровый слух

«колпачки» •

Закрепление программного материала

«чудесный мешочек» •

«подумай и отгадай» •

Перспективное планирование

Музыкально-дидактические игры в старшей группе

Музыкально-Дидактические игры Iкв IIкв IIIкв IVкв

Характер музыки

«что делают в домике?» •

Звуковысотный слух

«ступеньки» •

«музыкальное лото» •

Ритмический слух

«учитесь танцевать» •

Тембровый слух

«угадай инструмент» •

«музыкальные загадки» •

Динамический слух

«громко - тихо запоем» • •

Закрепление программного материала

«чудесный мешочек» •

«подумай и отгадай» •

Перспективное планирование

Музыкально-дидактические игры в подготовительной группе

Музыкально-Дидактические игры Iкв IIкв IIIкв IVкв

Характер музыки

«кто композитор?» •

Звуковысотный слух

«музыкальное лото» •

Тембровый слух

«угадай инструмент» •

«музыкальные загадки» •

Динамический слух

«громко - тихо запоем» • •

Закрепление программного материала

«чудесный мешочек» •

«подумай и отгадай» •

                 

     Проанализировав изученную литературу по данной теме,  мной была создана картотека музыкально-дидактических игр для всех возрастных групп, согласно классификации музыкальных способностей по Б.М. Теплову. В книге Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей», посвященной музыкальным способностям, предложена оригинальная концепция музыкальности, где он выделяет основные способности, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - ладовое чувство, музыкальный слух и чувство ритма. Специальными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и звуковысотный и мелодический  слух.

     За основу картотеки  взяты музыкально-дидактические игры, автор Кононова Н.Г. В картотеке подобран материал с учетом постепенного перехода от простого задания к сложному. 

На основании данной картотеки использую интерактивные музыкально-дидактические игры.

Также были проведены консультации с воспитателями и родителями по данной теме, даны методические рекомендации.

В дальнейшей работе ставлю перед собой задачи:

  • Продолжать активное сотрудничество с педагогами и родителями;
  • Продолжать расширять и обновлять картотеку музыкально – дидактических игр в соответствии с возрастными характеристиками воспитанников;
  • Использовать в своей работе инновационные технологии (ИКТ);
  • Продолжать внедрять в последующий опыт работы интерактивную музыкально-дидактическую игру, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
  • Пополнять методическую библиотеку вновь изданными пособиями по музыкальному воспитанию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. "Волшебный сундучок домовенка"

Доминантное занятие с использованием музыкально-ритмических игр, направленное на развитие чувства ритма у детей 4-7 лет...

«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста ...