Доклад "Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
материал

Доклад "Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №6» МБДОУ №29 мкр-н Саввино

Доклад на тему:

«Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей

детей дошкольного возраста»

          Составила: Куракова Н.И.

г.о. Балашиха, 2021г.


«Игра развивает индивидуальность;

играя, ребёнок учится воспроизводить

свои впечатления и идеи, поэтому игра –

могущественное орудие для укрепления способностей

 мыслить и для развития сознания»

Э. Жак-Далькроз.

Прежде чем перейти к механизму влияния музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, необходимо понять, что же такое музыкальные способности и, что такое музыкально-дидактическая игра. Музыкальные способности, в широком смысле – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности. Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста – это прежде всего способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной). Каким образом игра может влиять на развитие этих способностей?

Дело в том, что музыкально-дидактические игры - это игры, специально созданные для решения задач музыкального воспитания, обучения и развития детей. Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

- обучающей задачи;

- содержания;

- правил;

- игровых действий.

 Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальное подчинено этой задаче и обслуживают ее. Следовательно, если ядро игры – это обучение, то соответственно во время обучения происходит и развитие тех или иных навыков и умений. Эффективность музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-творческих способностей детей доказана многими педагогами. Механизм воздействия достаточно прост: игра – ведущая деятельность у дошкольников. В процессе игры у детей дошкольного возраста откладываются определенные представления о тех или иных свойствах, предметах, действиях. Этот же механизм действует и в процессе использования музыкальным руководителем игр для развития музыкальных способностей детей.

Существует целая классификация музыкально-дидактических игр по развивающим характеристикам:

1. Игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и

динамический). Это такие игры, как «Качели», «Курица», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.

2. Игры, развивающие чувство ритма «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.

3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.

4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый

внимательный», «Узнай звучание своего инструмента» и т.д.
Материалом для музыкально-дидактических игр являются:

- песни, инструментальные произведения;

- набор музыкальных инструментов;

- наборы музыкальных игрушек, сюжетные игрушки, картинки.

Давайте разберем на примере механизм воздействия музыкально-дидактической игры «Погремушка» для младшей группы на развитие метроритмического, динамического, тембрового слуха и формирования умения соотносить в соответствии с текстом свои движения и действия. Музыкальное сопровождение игры состоит из двух разнохарактерных коротких инструментальных миниатюр. Первая из них - живая, яркая, ритмичная. Под эту музыку дети звенят погремушками и на заключительных аккордах прячут ее за спину. Музыка и слова подсказывает детям, что погремушку пора прятать. Другая инструментальная миниатюра сопровождает действия взрослого, который пытается найти спрятанные погремушки. Спокойная размеренная музыка сопровождает неторопливые шаги взрослого, как бы подчеркивая неспешность и размеренность его движений, контрастных по своему характеру действиям детей во время звучания первой миниатюры. Игра может быть повторена несколько раз и закончена третьей инструментальной миниатюрой танцевального характера, в том случае если взрослый нашел погремушку. Такая игра учит ребенка прислушиваться к музыке, а также помогает прочувствовать и отразить в движении равномерную ритмическую пульсацию.

Удачным примером влияния музыкально-дидактической игры на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста (в частности 4-5 лет) является игра «Мышки и Кот». Цель игры: обучение детей постигать выразительные возможности музыки, побуждая к самостоятельному музицированию и созданию выразительного игрового образа. При разучивании текста игры, дети придумывают движения в соответствии с персонажами, имея право выбора (кот или мышка) при этом активизируется и развивается творческая активность. Затем, ребята обыгрывают песенку, выполняя действия в соответствии с развитием сюжета. В данной игре используются известные педагогические методы: наглядно-слуховой метод (исполнительский показ), проблемное использование наглядно-слухового метода (приём побуждения детей к сравнению, сопоставлению, поиску аналогий), метод обобщения (создание целостного представления о характере музыкального произведения), наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, игрушек).

В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно печатные игры, а также используются и технические средства обучения, интерактивные игры. Дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, а дети подготовительной к школе группы самостоятельно проводить друг с другом и коллективом музыкально-дидактические игры.

Продолжается работа на развитие основных музыкально-творческих способностей у детей: метроритмического чувства, («Три кита», «Ритмическое лото», «Определи музыкальную фразу»); тембрового, интонационно-речевого и ладового слуха, его чуткости, реактивности, быстроты, («Какого цвета музыка», «На чем играю», «Сколько нас поет»); навыков элементарного импровизационного движения, (поэтическое музицирование «Распустились цветы», «Бабочки», «Потанцуй со мной, дружок»); рече-двигательной координации, (музыкальные игры-инсценировки); социально-коммуникативных качеств (навыков самостоятельной работы, общения).

С целью развития музыкального творчества в старшем дошкольном возрасте использую дидактические игры, положенные на сказочный сюжет.

Используемые формы и методы музыкальной деятельности детей: игры-сказки с музыкально-дидактическими играми предполагают объединение развития музыкальных способностей детей в игре с единым сказочным сюжетом.

Подобные игры легко переносятся в самостоятельную деятельность детей. Дети включаются в сказку, берут на себя некоторые роли или роль ведущего в проведении игр. Ребенок проявляет себя в творчестве. Он импровизирует, размышляет, эмоционально реагирует на происходящее в действии, сопереживает, играет. Игры-сказки, разучиваемые с детьми, требуют от педагога такой организации, при которой ребенка должен увлекать не только сам процесс, но и качество деятельности.

В результате ребенок координирует слух и голос, имеет элементарные музыковедческие представления о свойствах музыкального звука. Переносит накопленный опыт музыкальной деятельности в самостоятельную музыкально-художественную деятельность, общается и взаимодействует со сверстниками. Имеет представление, что музыка связана с другими видами искусства, понятна любому человеку, передает разные настроения и чувства через интонацию. Особенно важна роль музыкально-дидактических игр при

ознакомлении детей с художественной литературой.

В заключении хотелось бы отметить, что важна систематичность, последовательность применения музыкально-дидактических игр в работе с детьми. Именно эти слагаемые помогут получить в сумме прекрасно развитые музыкальные способности у ребенка дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. "Волшебный сундучок домовенка"

Доминантное занятие с использованием музыкально-ритмических игр, направленное на развитие чувства ритма у детей 4-7 лет...

«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста ...