Главные вкладки

    Как учить ребенка читать?
    консультация по развитию речи на тему

    Емельянова Елена Владимировна

    Как учить ребенка читать?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kak_uchit_rebenka_chitat.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Как учить ребенка читать?

          Зачем ребенку читать? Ответ, в общем, очевиден: для того, чтобы ориентироваться в море разнообразной информации, учиться в хорошей школе и вообще стать образованным человеком. Поэтому вполне понятно желание родителей научить свое чадо этому весьма важному делу. Но как?

    Раньше все было гораздо проще – был синий букварь с огромной оранжевой буквой «А» на обложке, и миллионы мальчиков и девочек (кто в три, кто в пять, кто в семь лет) осваивали по нему бессмертные тексты про маму, которая мыла раму. Но вот эти мальчики и девочки  выросли и сами стали родителями. И тут-то выяснилось, что времена изменились. И появились самые разнообразные способы, позволяющие научить ребенка читать.

    Конечно, во все времена были дети, которые сами хотели научиться читать и с дотошностью приставали к родителям: «А это что за буква?», «Мама, а как это слово читается?». В этом случае чтение было их собственной задачей, и оно не мешало формированию других жизненных навыков.

    Психологи выделяют несколько физиологических признаков:

    • Ребенок говорит предложениями.
    • Достаточно развит фонематический слух. Это означает, что малыш хорошо слышит каждый отдельный звук в слове, хорошо отделяет его от соседнего, знает, из каких звуков состоит слово. Он легко может подобрать, например, слово, которое начинается с буквы К, а заканчивается буквой А, или выделяет общий звук в словах «кошка, шуба, мышь».
    • У ребенка не должно быть серьезных логопедических проблем. Когда ребенок не выговаривает половину алфавита, это, во-первых, нарушает фонематический слух, а во-вторых, мешает правильно читать.
    • Сформирована пространственная ориентация. Например, не вызывают сложностей понятия «право» и «лево». Ведь читать ребенку придется непременно слева направо, и никак иначе. Когда пространственная ориентация хромает, ребятишки могут, например, читать слово с той буквы, которая в данный момент им больше нравится, «зеркалят», путают верх и низ (например, Р и Ь) и т.д.

    Хотя четких возрастных норм здесь нет, но практика показывает, что обычно эти признаки появляются к пяти годам.

    Многочисленные методики обучения чтению можно условно разделить на несколько групп.

    Азбуки

    В этом методе каждая буква подкреплена опорной мнемонической картинкой: А – аист, Б – барабан и т.д. Для запоминания букв этот метод неплох. Но для чтения никуда не годится. Допустим, ребенок усвоит, что М – это буква медведя, а А – буква аиста. Но почему тогда из последовательного чередования медведей и аистов получается слово МАМА?

    По этой же причине нельзя учить ребенка названиям букв: «эм», «дэ», «эр» и т.д. Легко ли потом из сочетания «ка-эн-и-гэ-а» получить слово «книга»?

    Буквари

    Традиционный способ обучения. Буквари могут различаться самыми разнообразными картинками и героями, однако общий принцип букваря заключается в том, что ребенок учится соединять отдельные звуки в слоги, а слоги – в слова. В букваре даются последовательные упражнения на различные сочетания согласного и гласного: ма-ам, мо-ом, му-ум и т.д.

     «Правильный» букварь не должен сначала представлять ребенку все буквы алфавита, а уж потом показывать, как они соединяются друг с другом. Гораздо лучше, если эти процессы идут параллельно, ведь даже из двух пар гласных и согласных можно «сложить» множество различных сочетаний. В этом «складывании» и заключается процесс чтения.

    Удивительно, но большинство родителей и педагогов, попробовав по очереди все новомодные методики, так или иначе возвращаются к старому букварному принципу. Конечно, он не такой эффектный и легкий, но зато он дает возможность самому ребенку сделать очень важный шаг: соединить буквы в склад, а склады – в слова. Этот принцип хорошо подходит для правшей, с доминирующим левым полушарием (именно оно «отвечает» за аналитические навыки).

    «Это учеба и игра!»

    Без игрового момента маленького ребенка нельзя научить чему бы то ни было.

    Легко ли учиться читать?

    Как хочется облегчить жизнь своего сокровища! Подтолкнуть, объяснить, придумать какой-нибудь хитрый способ, который позволит ему «взять и начать читать». Однако практика показала, что самый лучший результат, которым ребенок будет по праву гордиться, возникает в том случае, если сам он приложит для этого достаточные усилия. В психологии это называется оптимальная фрустрация. Она заключается в том, что ребенку должно быть немножко трудно (но не настолько, чтобы от бессилия он бросил дело), он должен напрячься и преодолеть эту трудность.

    Ведь когда процесс обучения воспринимается лишь как приятное развлечение, которое устраивают родители или педагоги, ребенок привыкает к этому. А в школе, когда приходится работать для получения нужного результата, это воспринимается как величайшая мировая несправедливость.

    Тест

    И напоследок небольшой тест, который поможет определить, пора ли обучать вашего ребенка чтению или пока лучше подождать. За каждый положительный ответ записывайте по очку.

    • Любит ли ваш малыш слушать сказки и рассказы?
    • Способен ли он их пересказать?
    • Возникает ли у него желание самостоятельно рассматривать книги?
    • Содержание сказки интересует вашего ребенка больше, чем картинки в книге?
    • Знает ли Ваш ребенок буквы, просит ли Вас научить его читать?
    • Имитирует ли он чтение вслух (раскрыв книгу на нужной странице, с выражением «читает» ее)?
    • Пытается ли Ваш ребенок «писать» собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?
    • Когда Вашему ребенку читают взрослые, внимательно ли он слушает?
    • Он аккуратно хранит свои любимые книги?
    • У вашего ребенка богатый словарный запас?
    • Читать книги ему нравится больше, чем смотреть телевизор?
    • Попросите ребенка подобрать слово, которое начинается с той же буквы, на которую заканчивается слово «стол». Получилось?
    • Если Ваш ребенок уже знаком с буквами, пытается ли он самостоятельно соединить их?
    • У Вашего ребенка нет логопедических проблем?
    • Спросите ребенка, одно и то же ли слово ЖУК и ШУК. Различает ли он похожие звуки?
    • Обычно он говорит развернутыми предложениями?
    • Ваш ребенок с удовольствием учится читать?
    • Он знает много стихов и песен?

    Результаты теста:

    От 0 до 5 очков

    Если Вашему ребенку меньше пяти лет, то у Вас нет поводов для беспокойства. Но с чтением лучше пока не торопиться. Если же ребенок стоит на пороге школьной жизни, то постарайтесь заинтересовать чадо процессом чтения. Выбирайте книги с крупным шрифтом, хорошими картинками и увлекательным содержанием. А, может быть, ему понравится книга про себя, любимого – иллюстрированная его собственными фотографиями?

    От 6 до 12 очков

    На сей момент можно говорить о средних способностях Вашего ребенка к чтению. Возможно, интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Какие книжки окружают вашего малыша? Вызывают ли они желание поближе с ними познакомиться? Порой «настоящие, большие» книги пугают ребятишек своим объемом. Начните с небольших книжечек или журналов.

    От 13 до 18 очков

    Ваш ребенок полностью готов к обучению. Его интересует не только умение читать, «как взрослые», но и возможность самостоятельно узнать много полезного и занимательного из книг.

    Инесса Смык                              По материалам журнала «Аистенок»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация "Как учить ребенка общаться"

    Консультация для родителей в которой описаны типичные ошибки взрослых и рекомендации "Что нужно делать"....

    Консультация для родителей. "Как правильно учить ребенка читать"

    Консультация для родителей как правильно учить ребенка чтению, какие методы, приемы и учебную литературу можно использовать....

    Учим ребенка слушать музыку.

     Первый опыт встречи с музыкой малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на разви...

    "Учимся ребенка общаться "

    Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверст...

    ФГОС не будет учить ребенка читать и писать, он научит его учиться

    Работа логопеда удивительна и уникальна... корректируя речь, логопед возвращает ребенку роскошь человеческого общения, дает ему возможность активно жить в обществе, успешно учиться в ш...

    Консультация для родителей "Учим ребенка общаться...и учимся вместе с ним..."

    Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что-то (с «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но… Он учится общаться, и в этом процессе набивает собс...