Консультация для педагогов "Трафаретный театр"(формирование связной речи)
консультация по развитию речи на тему

Сочка Елена Алексеевна

Консультация  -выступление для педагогов доу .Использовалась воспитателем для выступления на педогогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_trafaretnyy_teatr.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ№5

Город Ефремов Тульская область

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ТРАФАРЕТНЫЙ ТЕАТР»

формирование связной речи

Воспитатель:

Сочка Е.А.

г. Ефремов

2015 год

        «Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом)» (Зимняя И.А. Психология обучения народному языку).

Прежде всего, речевая деятельность характеризуется как процесс, который осуществляется в ходе общения (во взаимодействии людей между собой). Следовательно, этот вид деятельности всегда предполагает наличие партнеров: того, кто обращается с высказыванием, и того, к кому оно обращено.

В дошкольном учреждении особое значение следует уделять именно диалогическому взаимодействию детей друг с другом, поскольку в общении со сверстниками речь их более богата точными языковыми средствами; именно в диалоге с ровесниками дети учатся слышать и понимать того, с кем общаются, согласовывать и контролировать собственные действия и действия партнера.

В процессе согласовывания и контроля немаловажная роль отводится как речевым, так и внеречевым средствам (мимика, жесты, движения, атрибутика и т.д.). Поэтому свою работу я сконцентрировала на создании такого средства, как трафаретный театр.

Работу можно разделить на два этапа: ручной труд – создание с помощью трафаретов будущих персонажей диалогической сказки; речевой этап – это собственно диалогическое взаимодействие. Дети, используя изготовленных трафаретных персонажей, сочиняют диалогическую сказку.

  1. Обводка персонажей по трафарету.

По готовым трафаретам, имеющимся в широкой продаже, дети обводят внутри контура изображение героя будущей сказки (по выбору).

  1. Раскрашивание получившихся персонажей.

Дети по своему желанию раскрашивают героя будущей театральной постановки. При этом, ребенок может придать своему герою разное настроение, раскрасить его в разный цвет (персонажей может быть несколько: например, черный котик, рыжий котик, сердитый еж). Выполнение такой работы помогает развитию творческого воображения ребенка.

  1. Вырезание фигурки.

Ребенок с помощью взрослого ножницами вырезает фигурку героя своей сказки. При этом решается несколько задач: ребенок учится работать ножницами, совершенствует координированность движений пальцев рук. Это, несомненно, способствует развитию руки в целом.

  1. Далее проводится совместная деятельность воспитателя и детей:

закрепление фигурок различных персонажей на основе (это может быть карандаш или специальная палочка, с помощью которой ребенок манипулирует своим героем).

Прикрепить заготовку к карандашу можно с помощью скотча.

Проведенная работа позволила сделать ряд выводов.

У трафаретов, которые есть в широкой продаже, несколько недостатков. Работа с ними возможна только внутри контура, получившиеся фигурки очень малы и неудобны в практической деятельности детей. Поэтому я решила расширить работу, создавая собственные заготовки. Их преимущество в том, что фигурки можно сделать большего размера; такие трафареты удобнее для детей в работе и позволяют свободнее манипулировать своими героями, да и конструкция получается более прочная. В процессе изготовления можно видоизменить форму трафаретов (кошка сидит, зайчик бежит, медведь стоит на задних лапах). При этом их необходимо обводить снаружи, что ставит детей на более сложную ступень освоения навыков обводки по трафарету. В результате создается новый дидактический материал.

Когда подготовительный этап завершен, переходим к следующему этапу – развития связной речи. Дети, используя фигурки сказочных героев, вступают в диалогическое взаимодействие. Работа проходит в парах, в которые дети объединяются по желанию. В дальнейшем воспитатель сам подбирает пары. В случае необходимости, чтобы продемонстрировать суть взаимодействия, воспитатель может встать в пару с ребенком. Необходимо отметить, что перед началом работы по составлению сказок воспитатель должен познакомить детей с особым видом сказки – диалогическими сказками. В таких сказках отсутствуют слова автора, а взаимодействуют два или несколько героев, которые разговаривают между собой.

Очень важно в процессе составления таких сказок помогать детям, задавая разные темы: «Как звери готовились к зиме?», «Как звери поссорились?», «Как зайчик потерялся?», «Встреча друзей», «Одинокий котенок нашел друга». При этом, чем конкретнее заявлена тема для сочинения сказки, тем более целенаправленным станет диалог.

Наблюдая за детьми в процессе работы, взрослому легко понять, кто в паре занимает активную позицию, а кто пассивную. В последующем это позволит взрослому подбирать пары, объединяя детей с разной коммуникативной позицией.

Важно понимать, что в составлении диалогических сказок главное – сам процесс взаимодействия детей, а не результат (полученная сказка).

Вашему вниманию предлагается одна из диалогических сказок, которую сочинили дети с воспитателем.

Три котенка

В сказке участвуют трое детей, озвучивающих роли трех котят.

  • Мяу-мяу, не надо драться.
  • Смотрите, мышка!
  • Давайте ее ловить! Кто быстрее?
  • Ой, а вот и прудик!
  • Да там же рыбка! Давайте ее ловить! Кто быстрее?
  • Ой, я весь промок…
  • А я люблю купаться…
  • Пойдемте сушиться по домам, а потом опять выйдем гулять.

Котята убегают, возвращаются два котенка.

  • А где Рыжик?
  • Давай пойдем к нему в гости!
  • Отлично!
  • Почему ты не выходишь гулять, Рыжик?
  • Да я заболел.
  • Тогда выздоравливай побыстрей!
  • Мы будем тебя часто навещать. До встречи!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование связной речи дошкольников при использовании заместителей»

Формирование связной речи дошкольников  при использовании заместителей....

Консультация для родителей «Трафареты и домашний пальчиковый театр». Формирование связной речи

В дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи - диалога и монолога. Особое значение для дошкольника имеет диалогическая речь, поскольку именно она носит социальный характер. Развитый диалог...

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт исппользования настольного театра в качестве вспомогающего звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт использования настольного театра как вспомогательного звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...

Консультация «Использование наглядности для формирования связной речи».

Автором разработан методический материал по использованию наглядности для формирования связной речи в помощь педагогам....

Консультации для родителей по формированию связной речи детей с ОНР

В консультации включены сведения об особенностях  формирования связной речи детей с ОНР, важности коррекционно-развивающей работы в данном направлении и методике работы....