Презентация по развитию речи детей 4-5 лет
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа) на тему

Свиридова Светлана Александровна

В данной презентации можно познакомится как же развивать диалогическую речь, какие игры для этого можно использовать. Сколько слов должен знать ребенок к 5ти годам, как составить рассказ по картине, какие применяются методы для развития речи и многое другое

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи детей 4-5 лет164.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Главные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи.

Слайд 2

Методы: Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам). Словесные: Чтение и рассказывание художественных произведений; Заучивание наизусть; Пересказ ; Обобщающая беседа; Рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические: Дидактические игры; Игры-драматизации ; Инсценировки ; Дидактические упражнения ; Хороводные игры.

Слайд 3

Особенности речевого развития детей 4-5 лет Методика работы с детьми обусловлена именно возрастными особенностям детей данного возраста. 1. Неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию. 2. Недостаточность развита память. 3. Повышенная эмоциональность детей. 4. Преобладание практически действенного мышления. 5. Для детей важен мотив их деятельности. 6. Формируются умения рассказывать и высказываться 7. Начинается активное словотворчество.

Слайд 4

Связная речь Диалог Монолог

Слайд 5

Развитие диалогической речи. Диалог – это разговор двух и более людей. Цель – спросить о чем-то и вызвать на ответ или побудить к какому-то действию. В диалоге используются : простые слова, односложные ответы, краткие вопросы, восклицания, больше мимики, жестов, эмоций. К 4 годам ребенок хорошо владеет диалогом, сам выступает инициатором общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Чтобы развивать у ребенка навыки диалога, старайтесь больше говорить с ребенком Комментируйте свои действия. Игры: «Я думаю о…» Загадайте какой-то предмет, который ребенок тоже видит. Начните с какого-то одного признака этого предмета: «Я думаю о чем-то высоком…». «Поговорим» Возьмите два предмета, это могут быть палочки, камушки, нарисуйте на них глазки и ротик. Начните разговор между ними: «Привет! Я расческа. Я живу вот в этой сумочке. А ты кто?» и так далее. Побуждайте ребенка постепенно включаться в разговор от лица одного из персонажей. В развитии диалогической речи большое значение имеют сюжетно–ролевые игры, так как обычно в этих играх персонажи много разговаривают между собой.

Слайд 6

В становлении диалогической речи словесные дидактические игры можно условно разделить на четыре блока: 1. Игры, формирующие умение выделять существенные признаки предметов. «Какой, какая, какое» Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. «Скажи что это » «Круглое, сладкое, румяное — что это?». 2. Игры, развивающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения. «Какое что бывает» Что бывает: зелёным — огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки. вкусным — конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт. 3. Игры, развивающие умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. «Назови одним словом» (мебель, транспорт, одежда, фрукты) 4. Дидактические игры по лексичеким темам. " Чья мама?", "Один – много", "Назови лишнее" и др. Таким образом, с использованием дидактических игр, мы развиваем речевую активность детей.

Слайд 7

Связная речь Диалог Монолог Формирование связной речи происходит в тесной взаимосвязи с развитием всех сторон речи фонетической; лексической; грамматической . Этапы формирования монологической речи: Учимся описывать предмет Учимся пересказывать Рассказывать Рассказ о событии Рассуждать Учась рассказывать, дети последовательно овладевают тремя типами монолога: Описание Повествование Рассуждение

Слайд 8

Обучение детей рассказыванию по картине . Рассматривание с беседой Составление рассказа на материале картины Происходит овладение диалогической речью - развитие монологической речи приобретаются навыки составления рассказа в котором все части связаны друг с другом. Используются специальные серии дидактических картин Предметные Сюжетные картинки При выборе картин нужно учитывать что дети знают. 1.О персонажах картины (девочка, мальчик, колобок); 2.Их действиях (гуляют, играют, едят); 3.О месте действия (Где? В лесу, дома); 4.О времени действия (Когда?). При рассматривание картин у детей развивается наблюдательность, мышление, воображение, дети учатся логически рассуждать и развивается речь ребенка. Рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности. Но рассказать о содержании картины ребенок может лишь в том случае, если он ее понял. Для того чтобы дети лучше поняли содержание картин, проводится предварительная беседа.

Слайд 9

Формирование словаря Словарь дошкольников предполагает активное познание ими окружающей действительности, она входит в разные виды деятельности детей: игровую, бытовую, трудовую, учебную, значит осуществляется и в быту, и на занятиях. Приемы для обогащения и уточнения словаря: Интонационное акцентирование внимания детей на новом слове; использование нового слова и рассматривание предмета, которое оно обозначает; многократное повторение речевого образца для его дословного воспроизведения (хоровые и индивидуальные повторения); употребление нового слова в различных речевых высказываниях, играх, ситуациях Для активизации словаря используются следующие приемы: Вопросы к детям, требующие ответа-констатации (что? где? какой?) или ответа-размышления (как? почему? зачем?); напоминание, косвенное подсказывание известного ребенку слова (Красная шапочка верила волку, она была очень …( доверчива ); подбор прилагательных и глаголов, характерных для объекта; образование слов по аналогии (для сахара – сахарница, а для сухарей… ( сухарница ).

Слайд 10

Задачи Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближнем окружении. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток; употреблять слова – антонимы. Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные, транспорт и т.д.). Количество слов растет, к концу 5 года составляет примерно 3000 слов.

Слайд 11

Приобщение к художественной литературе Основные цели и задачи : воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия. Ежедневно читаем детям знакомые и новые произведения на занятиях и вне занятий, читаем по просьбе детей. Заучиваем небольшие стихи, считалки, физминутки и т.д. Проводится беседа по содержанию произведения для правильного его восприятия детьми, и формирования способности переживать, а так же личностного отношения к произведению. Предлагаем детям внимательно рассматривать книжные иллюстрации. Читаем такие сказки которые потом становятся сюжетами детских игр: гуси-гуси, репка, теремок. В игре закрепляются полученные образные впечатления. Дети выполняют движения героев, запоминают и поют песенки, озвучивают роли.

Слайд 12

Способы и направления поддержки детской инициативы Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка. Использование разнообразного дидактического материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами. Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности. Организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микрогруппы по 2-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками. Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог-дети», «дети-дети».

Слайд 13

Позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя-организация ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах . П сихологическая перестройка позиции педагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности . Ф иксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновение познавательного интереса.

Слайд 14

Учитывая требования ФГОС ДО Мы с вами помним что у нас основной принцип это интеграция и образовательных областей и видов деятельностей. За счет этого, то образовательное содержание которое даётся ребёнку по определённой теме, расширяется и дополняется. Заключение: В дошкольном детстве для ребенка не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.

Слайд 15

Структура занятий с детьми Цель : учить составлять описательные рассказы с опорой на вопросы и речевой образец педагога. 1. Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя). 2. Рассматривание картины. 3. Беседа по ее содержанию. 4. Целевая установка на составление рассказа по картине. 5. Совместное рассказывание педагога с детьми: речевой образец (пример короткого и законченного высказывания), педагог начинает, а ребенок продолжает описание. К концу года подвести детей к самостоятельному рассказу. 6. Обобщающий рассказ педагога.

Слайд 16

С ловесные дидактические игры для развития речи. На занятиях по развитию речи используются словесные дидактические игры, разделенные на 4 основные группы: 1. группа – фонетические игры. 2. группа – лексические игры. 3. группа – грамматические игры . 4. группа – игры, развивающие связную речь

Слайд 17

Рекомендации : С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями . Дети любят стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку . Н ужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи , песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять . Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи . Ваш малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует . В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы ни были заняты, надо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его, помочь правильно передать содержание прочитанной книги. Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи.

Слайд 18

* учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их *учить детей рассказывать, описывать предмет, картину, упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала *упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок

Слайд 19

Выделяется несколько видов рассказов детей по картине: описание предметных картин; описание сюжетной картины; рассказ по последовательной серии сюжетных картин; повествовательный рассказ по сюжетной картине; описание пейзажной картины и натюрморта . Приемы обучения детей рассказыванию. - образец рассказывания; - анализ образца рассказывания; - совместное рассказывание; - план рассказывания (2-3 вопроса); - рассказывание по частям .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Особенности развития речи детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В консультации предоставлен материал по развитию речи детей раннего и младшего возраста. Раскрыты особенности развития речи и приёмы, стимулирующие развитие речи ребёнка....

Презентация "Особенности развития речи детей раннего возраста"

Речь – могучее средство общения и взаимодействия людей....

Презентация "Особенности развития речи детей младшего возраста"

В материале рассматриваются особенности речевого развития детей от 3 до 4 лет....

Презентация "Особенности развития речи детей раннего возраста"

В материале раскрыты особенности речевого развития детей раннего возраста....

Презентация "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

Презентация для родителей "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"...

Презентация проекта "Развитие речи детей посредством театральной деятельности"

          В  связи  с  далеко  шагнувшим  техническим  прогрессом, телевидение, интернет вытеснили  интересы  людей к  чтен...