Из опыта работы "Анализ умения детей придумывать рассказы из опыта" (старшая группа)
опыты и эксперименты по развитию речи (старшая группа) на тему

Яковлева Екатерина Васильевна

Приведены результаты эксперимента по выявлению умения  составлять рассказы из личного опыта в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_umeniya_pridumyvat_rasskazy_iz_opyta_starsh_gr.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Выявить умения детей придумывать рассказы из опыта, записав и проанализировав их по следующим параметрам:

  1. Целостность (логичность) текста (умение не отходить от мысли).
  2. Структурированность (последовательность) текста.
  3. Связность текста (разнообразные средства связи между предложениями использование часто формально-сочинительных средств связи, союзов «И», «А», наречий «потом» может разрушать связность текста).
  4. Лексика и грамматика (отсутствие ошибок в построении простых и сложных предложений, в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях).
  5. Плавность речи (отсутствие в речи элементов ситуативности – жестов, длительных пауз).
  6. Самостоятельность (подсказки педагога).

Высший оценка – 12 баллов: 2 балла – соблюдение всех требований, 1 балл – незначительные отклонения, 0 баллов – не соблюдение требований.

Констатирующий этап. Принимало участие 4 человека (2 девочки, 2 мальчика). Была предложена тема для рассказывания «Моя любимая игрушка». Предварительно была проведена беседа с детьми с просьбой вспомнить, какие любимые игрушки есть у детей, назвать их. Далее детям воспитатель сообщил о том, что сейчас они будут подробно рассказывать о своих игрушках, о том, как с ними можно интересно играть.

В начале занятия был предложен образец-рассказ педагога «Моя любимая игрушка». Затем ребятам объяснили, что рассказ состоит из двух частей и раскрыли смысл каждой части: «Сначала подробно рассказывается об игрушке, о ее внешнем виде, чем она интересна. В конце подробно можно рассказать о том, как с ней можно играть». В процессе рассказывания детьми воспитатель помогал справиться с заданием, подбадривая их, при необходимости спрашивая, о какой игрушке ребенок хочет рассказать. Не все ребята внимательно слушали рассказы своих товарищей. В конце занятия был подведен итог: обсуждение рассказов («А тебе понравился рассказ Ф.? Чем?», «А ты бы хотела поиграть вместе с Л.? Почему?» и т.п.)

Образец-рассказ воспитателя приведен в Приложении А. Результаты обследования в виде таблицы для анализа приведены в Приложении Б.

Количественный анализ проведенного исследования показал, что на первом этапе лишь 1 ребенок набрал близкий к максимальному балл (10) – высокий уровень развития умений, и 1 ребенок – ниже 6 баллов (низкий уровень). 50% (2 ребенка) – показатели среднего уровня (по 7 баллов).

Качественный анализ.

Рассказ К. Б. был очень эмоциональным, живым, без длительных пауз, она старалась использовать в своем рассказе и синонимы, и точное описание игрушки, и распространенные предложения. Она единственная из ребят, которая не нуждалась в подсказывании и эмоциональном подбадривании. Ее рассказ был интересен по содержанию.

Ф. Ч. составлял свой рассказ не спеша, но уверенно. При описании игрушки чувствовался недостаток словаря, жестикуляция отсутствовала, были отдельные длительные паузы, когда он вроде бы ждал помощи, но потом самостоятельно продолжал свое повествование.

Рассказ Е. С. тоже был довольно эмоциональным, но скудным по содержанию. В тексте было мало пауз, но речь Егора сопровождалась активной жестикуляцией. Отвлекался, возвращался к теме при помощи вопросов и указаний воспитателя. У Егора богатый словарный запас, но, по всей видимости, из-за сильного волнения на занятии, ему не удалось заинтересовать ребят своим рассказом.

Л, Б. при рассказывании также нуждалась в эмоциональной поддержке, рассказ составляла с незначительными паузами. Ошибки в структуре рассказа исправляла самостоятельно, от темы не отвлекалась.

Обследование показало главный недостаток в обучении рассказыванию на тот момент: недостаточный словарный запас, особенно определений, глаголов-действий, сравнений, слов-синонимов, а также необходимость в обучении полностью и точно описывать игрушку.

Формирующий этап.

Была проведена работа по формированию навыков использования в речи выразительных средств, сравнений, синонимов: дидактические упражнения и игры «Скажи, какое», «На что похоже», «Скажи по другому», «Скажи ласково», «Кто что делает»: во время прогулок, в свободное игровое время, во время индивидуальных занятий.

Также для повышения интереса к описанию предметов детям кроме дидактических игр «Угадай, кто это», «Какая это игрушка», были предложены дидактические игры сюжетно-ролевого характера «Магазин игрушек», соревновательного характера «Найди игрушку по описанию», «Кто увидит и назовет больше». Рисование своей любимой игрушки помогло ребятам вспомнить свои представления о любимой игрушке, более точно описать ее.

Для обогащения словаря ребят проводились лексические упражнения «Какой котенок? (пушистый, игривый, маленький, задиристый и т.д.)»,  «Кто изображен на картине? (мальчик, малыш, ребенок), «Кто назовет больше действий», «Кто что умеет делать».

С целью научить ребят подбирать глаголы, обозначающие окончание действий проводилась игра «Закончи предложение».

В Приложении В приведен конспект НООД «Моя любимая игрушка» (рассказывание из опыта), в Приложении Г – примеры дидактических игр и упражнений для формирования связной речи и расширения словарного запаса ребят.

Констатирующий этап.

Через месяц мы провели контрольное занятие по той же теме: рассказывание из личного опыта на тему «Моя любимая игрушка».

Можно проследить определенный прогресс: рассказы ребят стали более последовательными, содержательными. В речи стали использоваться не только простые предложения, но и сложные, распространенные, богатые на определения, синонимы, сравнения. Дети уверенно и интересно рассказывали о своих любимых игрушках, а после занятия даже стали приглашать друг друга в гости – поиграть.

Динамику обучения детей можно проследить в таблице Приложения Д.

Приложения

Приложение А

Образец-рассказ педагога «Моя любимая игрушка»

В детстве у меня была любимая игрушка – плюшевый мишка. Он был коричневый, с маленькими черными глазками-пуговками и  круглыми ушками. Передние лапы мишки могли двигаться. На груди у него был зеленый жилет. Медвежонок был средний: я могла обнимать его двумя руками и прижимать к своей груди. Когда я его наклоняла вперед, он издавал негромкое рычание. Я очень любила играть со своим мишкой: качала его на руках как малыша, а он издавал звуки «э-э-э». Мы с ним вместе гуляли, ели и даже перед сном читали книжки. И мой плюшевый друг как будто разговаривал со мной «э-э-э». Мне с ним было очень весело!

Приложение Б

Таблица 1. Анализ рассказов из личного опыта «Моя любимая игрушка»

Имя, Ф. ребенка

Целостность, балл

Структурированность (начало, середина, конец), балл

Связность, балл

Лексика и грамматика, балл

Плавность речи, балл

Самостоятельность, балл

Итого, балл

Ксюша Б.

1

2

2

2

1

2

10

Егор С.

1

1

0

1

1

1

5

Лиза Б.

2

1

1

1

1

1

7

Федя Ч.

1

1

1

2

1

1

7

Рассказы анализируются по отдельным показателям:

  1. Целостность (логичность) текста (умение не отходить от мысли).
  2. Структурированность (последовательность) текста (начало, середина, конец).
  3. Связность текста (разнообразные средства связи между предложениями, связность между частями высказывания).
  4. Лексика и грамматика (отсутствие ошибок в построении простых и сложных предложений, в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях, наличие образных средств).
  5. Плавность речи (отсутствие в речи элементов ситуативности – жестов, длительных пауз).
  6. Самостоятельность (подсказки педагога).

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка – 12 баллов:

2 балла – соблюдение всех требований,

1 балл – незначительные отклонения,

0 баллов – не соблюдение требований.

Высокий уровень – 12 баллов.

Средний уровень – свыше 6 баллов.

Низкий уровень – менее 6 баллов.

Приложение В

Конспект НООД по развитию речи в старшей группе (рассказывание из личного опыта) «Моя любимая игрушка»

Цель: учить детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа;

Грамматика и словарь: учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания детей о способах словообразования.

Оборудование/материал к занятию:

Демонстрационный материал: Карточки с изображением игрушек на доске. Игрушки: рыжий лисенок, черный щенок (мягкие).

Ход занятия:

На столе у воспитателя игрушки: рыжий лисенок и черный щенок. Воспитатель предлагает: «Посмотрите, дети, какие симпатичные зверята. Расскажите, какие они. Какой лисенок? А какой щенок?»

Важно, чтобы дети отметили, что лисенок рыжий, хитрый, а щенок черный, простоватый (глупый). Если дети не выделяют этих качеств, следует задать наводящие вопросы: «Какого цвета лисенок? Как вы думаете, какой лисенок – грустный или веселый? Что ещё можно сказать о лисятах, какие они могут быть? (Все лисы и лисята хитрые. И наш лисенок тоже хитрый.) А щенок, какой? Хитрый? Можно пояснить: нет, он не хитрый; он добрый, ласковый, простоватый. Можно сказать, что он маленький и поэтому ещё глупый».

Если дети говорят, что лисенок оранжевый, нужно уточнить, что такая окраска называется рыжая – рыжий щенок, рыжий котенок и лисенок тоже рыжий.

- Про лисенка можно сказать, что он хитрец, потому что он хитрый. А как можно назвать маленького глупого щенка? (Малыш, глупыш).

Если дети назовут слово глупец по аналогии с хитрец, следует попросить их сравнить слова глупец и глупыш, объяснить, что глупыш – ласковое слово, а глупец – обидное, хотя они и похожи по смыслу и по звучанию.

- А как зовут наших новых друзей? – спрашивает воспитатель и указывает на игрушки. – Они написали нам об этом на листочке. Здесь написано, что по цвету зверят легко догадаться, как их зовут. Подумаем, как же их зовут?

Если дети не догадываются назвать клички Рыжик и Черныш, воспитатель подсказывает: «Как можно назвать лисенка, чтобы было понятно, что он не черный, не белый, а рыжий? Как можно назвать щенка, чтобы было понятно, что он черный?» Если это не помогает, он произносит первый слог: «Ры…» (интонация незавершенности подскажет детям, что нужно закончить слово).

Воспитатель обращается к игрушкам:

- Ну что, зверята, мы правильно угадали? Нет, не угадали? А я, кажется, догадалась. Лисенок такой ярко-рыжий, как огонь. Его, наверное, зовут Огонек. Так ли это? А вот что написано (читает). Да, лисенка действительно зовут Огонек. А теперь вы, наверное, догадаетесь, как зовут щенка. Ведь он черный, как уголь. Вова, как его зовут? Дети, вы согласны с тем, что сказал Вова? Давайте прочитаем записку. Оказывается, щенка зовут Уголек.

- Какие красивые клички у зверят: Огонек и Уголек. А мы думали, что Рыжик и Черныш. Что же, Огонек и Уголек, посидите с нами на занятии и послушайте, что расскажут дети.

Воспитатель просит всех вспомнить, какие него дома игрушки и какая самая любимая, и рассказать о них.

- Послушайте и мой рассказ о том, какая любимая игрушка была у меня в детстве, - говорит педагог. (Рассказ педагога)

Детям предлагается дать оценку рассказу воспитателя (что больше всего понравилось, какими словами об этом говорилось).

Воспитатель задает вопросы:

- Какие любимые игрушки есть у вас дома? - Как вы с ними, играете? - Что интересного было в ваших играх?

По этому плану дети составляют рассказы (5 -6).

Каждый рассказ оценивается, в конце выбирается наиболее интересный

Итак, о чём же мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).

Правильно. Нам рассказал о своей любимой игрушке (идёт перечисление детей выступавших).

Как вы думаете, мы свами справились с рассказами? (ответы детей)

Воспитатель благодарит детей за работу. 

Приложение Г

Дидактические задания и упражнения на развитие связной речи

1.Скажи наоборот.

Например, светлый – темный, редко – часто.

рано –              ,        быстро –

мокрый –                  ,старший –

чистый –                 ,сел –                               (и т.д.)

2. Скажи по другому.

Например, погода плохая _ ненастная, дождливая…

Хлеб жесткий – ….

День ясный – …

Ветер резкий – …

Солнце жаркое – …

Мальчик храбрый – …

работа - ... (Труд, дело);

собака — ... (Пес);

рукодельница — ... (Мастерица, труженица);

разговаривать — ... (Беседовать);

бежать — ... (Мчаться, нестись).

3. Закончи предложения:

Ребята бежали по …

Кот громко мяукал и …

Поднялся ветер, и

Все девочки громко …

Цветок завял, потому что …


Приложение Д

Динамика рассказов детей

До обучения

После обучения

Моя любимая игрушка – робот. Я его сделал из лего. Я могу переделывать его по своему желанию. Он не большой и не маленький. И разноцветный. В конструкторе много деталей, из которых я могу построить для него все, что захочу. Мне нравится приносить его в детский сад и играть с друзьями в звездные войны. Еще папа сказал, что купит мне другой набор, и тогда у моего робота будут друзья-роботы. Мне с ним не бывает скучно. (Ф. Ч.)

У меня есть много игрушек, но самая любимая – это робот. Он может быть разным, потому что у меня есть много деталей в конструкторе лего. Иногда мой робот становится солдатом, потому что в руках у него оружие. А еще он может превратиться в робота-строителя. Когда ко мне приходят друзья, мы объединяемся и строим для наших игрушек-роботов целые города. Это очень интересно. (Ф. Ч.)

Мои любимые игрушки – тачки. У меня их очень много. Есть одна самая любимая – «Молния Макуин». Она красного цвета, у нее открываются двери и капот. На самом деле у меня много любимых машин. Я вообще люблю машины. Я построил для них гараж и люблю играть в них дома с друзьями, когда они приходят в гости. (Е. С.)

Я очень люблю машины, но у меня есть самая любимая. Это машина джип желтого цвета, с раздвижными дверями, большими колесами и запасным колесом на капоте. Она радиоуправляемая. Мне ее подарил папа на день рождения и научил меня ею управлять. Мы с моими друзьями устраиваем дома гонки со своими машинами. (Е. С.)

У меня дома много кукол, но среди них есть одна самая любимая. Я ее назвала Катей. Она большая, как я. У нее длинные волосы. Они коричневого цвета. Как у меня. Я заплетаю ей косички. У меня есть красивые банты, которые я ей заплетаю. Платье у нее только одно – синее, но еще есть белые туфельки. Я играю с ней дома в дочки-матери. Я ее кормлю, делаю прически, хожу с ней гулять. А еще мы с ней ставим спектакли для гостей – мама очень любит! Мне с ней всегда очень весело! (К. Б.)

Мою любимую куклу зовут Катя. Это большая кукла, с меня ростом. Она просто красавица, потому что у нее темные длинные волосы, которые я очень люблю заплетать в косички. Глаза у нее голубые, с длинными ресницами. Мы с мамой сшили ей красивое платье, и теперь у нее их два. Моя Катя просто модница, как я. Мы с ней наряжаемся, делаем разные прически. Когда к нам приходят друзья, мы с моей куклой показываем концерты: я пою, а Катя как будто играет на пианино. Мне с ней всегда весело. (К. Б.)

У меня тоже есть любимая игрушка – это Ферби. Он такой разноцветный, с полосками. Он умеет говорить. Он повторяет слова. Я его люблю, потому что он смешно дразнится, поет песенки. Еще Ферби смешно храпит, когда засыпает. Он умеет махать ушками и моргать глазами, когда что-то делает. Я его очень люблю. (Л. Б..)

У меня дома много игрушек, но среди них есть особенная. Это мой говорящий Ферби. Это сказочный герой, пушистый, белый с разноцветными полосками. У него смешные фиолетовые ушки и большие глаза желтого цвета. Когда рядом кто-то говорит, он тоже начинает издавать звуки. Этот пушистик любит дразниться и петь песни. А еще он всегда двигает своими ушами и моргает, когда что-то делает. Мы с девочками любим приносить в сад свои игрушки, тогда они устраивают настоящие концерты. (Л. Б.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации обучения детей описательным рассказам в разных возрастных группах ДОО

Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. У совр...

Знания и умения детей к концу года в старшей группе.

Родной  язык  играет  уникальную  роль  в  становлении   личности   человека.  Дошкольный...

педагогический проект :« Развитие у детей среднего дошкольного возраста умения составлять описательные рассказы о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современно дошкольном воспитании как общая проблема воспитания...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По теме: развитие умения составлять описательный рассказ по картине В.М. Каратая «Зима в городе» у детей старшей группы дошкольного возраста

занятие проводится с применением ИКТ-технологий. Воспитанники выполняя задания педагога и используя картину на экране, учаться составлять описательные рассказы по ней....