СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Хорошилова Ольга Викторовна

статья для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.В. Хорошилова

МБДОУ №127 «Чайка» г.Дзержинск

Воспитатель

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества, форма общения людей, опосредствованная языком.

Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких случаях не следует побуждать речевую активность ребенка.

Сам термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С.Выготского “мнимая ситуация”[1].

Целью сюжетно-ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. С позиции воспитателя сюжетно-ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений детей раннего возраста. Сюжетно-ролевая игра управляема.

С точки зрения процесса порождения речевого высказывания обучение говорению должно начинаться с приведения в действие механизма мотивации. Учет роли мотивации способствует более продуктивному усвоению материала (А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и др.) Сюжетно-ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения[2,3].

Сюжетно-ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию[4].

Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Список литературы.

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой.-Новосибирск, 1994.
  2. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 1977.
  3. Д.Б.Эльконин. Психология игры, М., -1999
  4. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре.-М.,1963


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие речи детей раннего возраста

Игры представлены на  на семинаре – практикуме  «Развитие познавательной активности детей раннего возраста». В рамках сетевого взаимодействия ДОУ г. Москвы «Детский сад будущего» в моду...

Использование сюжетно-ролевых игр как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассказвыается о различных сюжетно-ролевых играх, и об их пользе и необходимости их включения в образовательный процесс...

Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»...

Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение в воспитании детей, в развитии речи дошкольников.С ранних лет ребенок начинает познавать мир. Ведь рожденные дети не умеют говорить. Задача взрослых научить...

Роль сюжетно-ролевых игр, как средства развития речи детей дошкольного возраста.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника....