Развитие правильного речевого дыхания у детей дошкольников.
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Турлевская Оксана Анатольевна

Необходимо развивать речевое дыхание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_pravilnogo_rechevogo_dyhaniya_u_rebenka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие правильного речевого дыхания у ребенка-дошкольника

Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в том, что если ребенок задышал, то у него все отлично будет с речью. Правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса.

Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.

Что такое речевое дыхание

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Речевое дыхание происходить произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения.

Какие трудности возникают у ребенка в процессе говорения

Как показывает наш опыт, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на входе или на остаточном выходе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНАЦИОННОГО ДЫХАНИЯ

Алгоритм работы над дыханием:

1)Развитие правильного физиологического дыхания.

Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы, т.е. проведение дыхательных гимнастик (см. приложение). Во время выполнения дыхательных упражнений необходимо следить, чтобы дети соблюдали следующие правила:

-вдыхали воздух через рот и нос, а выдыхали через рот;

-вдыхали бесшумно, при выдохе не набирали слишком много воздуха, не выдыхали весь воздух полностью и сохраняли небольшой запас в легких (выдох должен быть естественным, экономным, без усилий, дыхание не форсированное);

- «добирали» воздух только между смысловыми отрезками во фразе;

-следили за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди,чтобы плечи не поднимались при вдохе;

-учились дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании;

-учились необходимости сочетать выдох с работой артикуляционного и голосового аппарата.

2) Введение голосовых упражнений.

Особо обратить внимание детей на различную высоту, силу, тембр

голоса. Необходимо отметить, что еще на этапе формирования правильного физиологического дыхания при систематическом повторении классических упражнений (см. приложение) дети уже тогда начинают ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учатся правильно ее регулировать.

 В работе над непосредственно речевым дыханием следует придерживаться следующего алгоритма работы:

-дыхательные упражнения без участия голоса;

-дыхательные упражнения на материале гласных звуков;

-дыхательные упражнения на материале согласных звуков;

-дыхательные упражнения на материале слогов, а затем слов;

-дыхательные упражнения на материале предложений и фраз.

3)Обучение умению пользоваться добором воздуха на паузах.

Это лучше всего отрабатывается на материале слоговых рядов, слов и стихотворений с проблемными звуками каждого ребенка. Подобная работа поможет попутно устранить элементы скандированности речи.

В итоге работы по данному направлению дети могут в разной степени:

-освоить технику нижнереберного диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса;

-научиться сознательно регулировать ритм дыхания, а также правильному соотношению вдоха и выдоха, распределению выдоха на определенные речевые отрезки;

-научиться согласованию процессов дыхания и голосоведения.

Игровые упражнения, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания 

На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует использовать игровые упражнения, не связанные непосредственно с этим видом дыхания. Сначала нужно научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох. Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха: «Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони), «Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты), «Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев), «Цветной фонтанчик» (поддувание дождика, прикрепленного к палочке), «Свечка» (задувание свечи), «Ветряная мельница» (вращение ветряных игрушек), «Лети, лети, лепесток» (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги «цветика-семицветика») и т.д.

Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу: пускание мыльных пузырей, поддувание плавающих в воде бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок и др.

После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитее правильного выдоха и вдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала. Вот несколько примеров.

• Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» (А-а-а), «Дует сильный ветер» (У-у-у) и др.

• Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па»), «Зайка прыгает» («Оп-оп-оп»), «Мишка топает» («Топ-топ-топ») и т.д.;

• Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер.»

• Проговаривание скороговорок и чистоговорок;

• Выразительное чтение стихотворений.

Вывод:

Регулярные занятия

дыхательной гимнастикой способствуют

формированию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом. Это позволит детям произносить различные по длине речевые отрезки без напряжения, без особых усилий. Контролируя правильность речевого дыхания малыша, следует обращать внимание на то, чтобы он не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца (не начинал задыхаться). Играйте и развивайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во врем...

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Одним из первых этапов работы специалистов с ребёнком, у которого обнаружено расстройство речи, является развитие речевых навыков через дыхательные игры и упражнения.Зачем это необходимо? Именно от пр...

Формирование правильного речевого дыхания у детей-дошкольников

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. Речевое дыхание призвано участвовать в ...

Консультация для родителей «Развитие правильного речевого дыхания у ребенка-дошкольника»

Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в т...