План работы на день с детьми старшей логопедической группы по лексической теме: «Овощи».
методическая разработка по развитию речи на тему

Комарова Наталия Константиновна

Овощи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi.docx51.67 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ  АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

«ДЕТСКИЙ САД № 10 «ДУБРАВУШКА»

План работы на день


с детьми старшей

логопедической группы


по лексической теме: «Овощи»

Воспитатель:
Комарова

Наталия

 Константиновна

г. Нягань 2016

Тема «Овощи»                 MPj04384420000[1]

Логопедическая зарядка.

  1. Пальчиковая гимнастика: «Овощи»  (разучивание)

    Хозяйка однажды с базара пришла,   (сжимают и разжимают пальцы).
    Хозяйка с базара домой принесла:
    Картошку, капусту, морковку,            (Загибают поочередно пальцы)
    Горох, петрушку и свеклу.
    Ох!...

2. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием

Высматриваем огурцы.

Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз (выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).

Что мы видим слева, а что справа?

Посмотреть направо — увидеть «арбуз», посмотреть налево — увидеть «дыню». Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) — прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) — прямо (выдох носом).

3. Мимические упражнения

Чистим и едим лук.

От лука слезятся глаза. Он горький. Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

4. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» — движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):

а) без нажима языком на нижнюю челюсть;

б) с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

5. Упражнения для губ и щек

Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести »).

Толстячкихудышки. Изобразить овощи на грядке. Тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие — «худышки».

6. Упражнения для языка

Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, накрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.

Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

7. Координация слова с движением: «Как-то вечером на грядке» (разучивание)

Как-то вечером на грядке  

(идут по кругу, в центре водящий с завязанными глазами).

Репа, свекла, помидор

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг,

Рассчитались четко тут же:

1-2-3-4-5,

(Останавливаются, кружат водящего).

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну, а ты иди искать.

(Приседают, водящий находит ребенка и угадывает его имя).

 Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка

Цели:

Коррекционно – развивающие: Активизация и актуализация словаря по теме «Овощи». Учить составлять предложения, формировать навыки словообразования.

Коррекционно-развивающие:Развитие речевого слуха, фонематического восприятия зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Воспитательные: Формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика.
    Воспитатель предлагает детям взять зеркала и сделать несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики.
  3. Работа над речевым материалом.
    Воспитатель показывает и называет предметные картинки с изображением овощей. Объясняет  детям, где растут овощи, как за ними ухаживают, что из них готовят. Подчеркивает, что каждый овощ собирают по-разному: морковь, редис, репу, свеклу – выдергивают; огурец, помидор, горох – снимают; капусту, тыкву, кабачки – срезают, картофель – выкапывают.

Воспитатель задает вопросы детям на понимание пройденного материала.

4. Пальчиковая гимнастика «Овощи».

5. Лексико-грамматические игры и упражнения.

  • «Составь предложение». Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).
    Помидор круглый, а морковка….
    Редиска мелкая, а редька….
    Кабачок большой, а тыква….
    Лук горький, а морковка….
    Огурец зеленый, а свекла….
    морковка на земле, а помидор….
  • «Назови ласково» - Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Огурец-огурчик;
Горох  - горошек и т.д.

  • «Повар» - Образование относительных прилагательных от существительных.
    из картошки – картофельное пюре;
    из моркови – морковный сок.
    из овощей – овощной салат и т.д.
  • «Разноцветные корзинки» - Развитие фонематического восприятия. 2. Мимическая гимнастика «Мы умеем….» (улыбаться, удивляться, хмуриться…)

3.Пальчиковая гимнастика «Овощи» (закрепление)

4. Лексико-грамматические игры и упражнения

1 «Чудесный мешочек"

Цель: закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

 2. «Загадки Зайца»

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход: Взрослый объясняет ребенку, что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.

5. Координация слова с движением: «Как-то вечером на грядке».

6. Индивидуальная работа (задания в тетрадях).

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  1. Расскажите ребенку, что овощи растут в огороде на грядках или в поле, урожай с поля или огорода собирают осенью.
  2. Сходите в магазин или на рынок, рассмотрите овощи, повторите их названия. Произнесите названия овощей сначала сами, затем вместе с ребенком, потом попросите его произнести названия самостоятельно.
  3. Расскажите и покажите, что вы готовите из овощей. Привлеките его к приготовлению простейших блюд. Разрешите потрогать, пощупать, понюхать и попробовать на вкус все овощи. Во время этого занятия отработайте произношение названий овощей и глаголов мыть, чистить, резать, варить, жарить, солить.
  4. Помогите ребенку рассказать об овощах, используя материал данного задания и образец.
    Это помидор. Помидор – это овощ. Он растет в огороде. Он круглый, красный, гладкий, мягкий.
  5. Прочитайте ребенку сказку «Вершки и корешки». Предложите рассказать сказку вместе с вами, а потом и самостоятельно с небольшой вашей помощью.
  6. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один – много» (вы называете овощ в единственном числе и бросаете ребенку мяч,  ребенок ловит мяч и называет этот овощ во множественном числе):
    Огурец - огурцы.
    Кабачок – кабачки.
    Помидор – помидоры……
  7. Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру с мячом «Веселый повар». Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего нужно приготовить блюдо. Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам.

Например:
Сок из моркови – морковный сок.
Салат из свеклы – свекольный салат.

  1. Работа в индивидуальных тетрадях Н.Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».

Тема «Овощи»