Логопедическая работа по коррекции дизартрии у дошкольников с ОНР
учебно-методический материал по развитию речи на тему

   Данная работа поможет логопедам, дефектологам и воспитателям в преодоление стертой формы дизартрии у дошкольников с ОНР.

Преодоление  стертой формы дизартрии достигается путем целенаправленной логопедической работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая  работа по коррекции дизартрии у дошкольников с ОНР

Автор – составитель:

Засташкова И.В – учитель-логопед

Тольятти, 2016

    Логопедическая работа по коррекции стертой формы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи включает в себя несколько этапов.

    На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата.

    С этой целью логопед проводит дифференцированный массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания.

   Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики и голосовых упражнений.

Логопедическая  работа по коррекции дизартрии у дошкольников с ОНР

I. Этап – Подготовительный.

1.Воспитание потребности к правильной речи.

2.Развитие и уточнение пассивного словаря ребёнка (то, что ребёнок понимает):

-  проводится с использованием сюжетных и предметных картинок, которые логопед  называет и просит ребёнка повторить.

3.Преодоление сенсорных нарушений (восприятия, внимания, памяти):

-  проводится в виде развития слухового и зрительного внимания восприятия, и т.д.

4.Формирование фонематического восприятия, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза:

-  работа аналогична работе над дислалией.

5.Создание условий над ритмом речи, слоговой структурой слова:

-   условия создаются в процессе упражнений на развитие восприятия воспроизведение различных ритмических структур, как простых, так и акцентируемых.

6.Создание условий для формирования двигательных и артикуляционных умений и навыков, условий для формирования и коррекции дыхательной и голосовой функций:

-    эти  условия создаются в процессе проведения медикаментозного и физиотерапевтического воздействия, проведение лечебной физкультуры, массажа, пассивной и активной гимнастики.

Работа по развитию артикуляционного аппарата

-   проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры, в зависимости от состояния мышечного тонуса.

 Основными приёмами массажа являются поглаживания, пощипывания, разминания, вибрация. Характер выполнения движений так же будет определяться состоянием мышечного тонуса.

-   одновременно с проведением  дифференцированного массажа проводится работа по развитию мимических мышц лица.

 С этой целью ребёнка учат открывать и закрывать глаза, хмурить брови, нос и т.д. По мере выполнения таких заданий постепенно развивается их дифференцированность и произвольность.

-   проведение работы по борьбе с солевацией.

1. Ребёнку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2. Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны. 

3. Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребёнка откинуть голову назад и возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой .

4. Ребёнку перед зеркалом предлагается жевать твёрдую пищу, это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения,  можно подкрепить просьбой (т.е из непроизвольных движений в произвольные).

5. Произвольное закрытие рта, за счёт пассивно-активных движений нижних челюстей.       Сначала пассивно, одна рука логопеда - под подбородком ребёнка, другая – на его голове, путём надавливания и сближения руками челюсти ребёнка смыкаются – движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребёнка, затем активно без помощи рук, с помощью счёта, команды.

  В случае выраженной дизартрии развитие речевой  моторики начинается с пассивной гимнастики, с широким использованием непроизвольных движений.

Работа по развитию подвижности губ.

1. Рассмешить ребёнка (непроизвольное растягивание губ).

2. Намазать губы сладким («слизывание» - поднятие кончика языка вверх или вниз).

3. Поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребёнка вперёд).

    После этих непроизвольных движений, они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На 1-ых порах - движения будут выполняться не в полном , не в точном объёме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хоботок», чередование их).

Работа по развитию подвижности языка.

 Начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики последуют следующие упражнения.

1. Помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов.

2. Вытягивание языка вперёд и убирание его назад.

3. Стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путём рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных  «кашлевых» движениях.

4. Выполнение тонких, дифференцированных  движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учётом нормальной артикуляции звука и характера дефекта.    Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игры, которые подбираются с учётом возраста ребёнка и характера и степени органического поражения. Работа по формированию артикуляционной моторики будет эффективной в том случае, когда она будет сочетаться с развитием общей и особенно ручной моторики.

    С этой целью при выраженной дизартрии методист по лечебной физкультуре развивает у ребёнка опорную, хватательную деятельность рук, а так же дифференцированные движения пальцев.

   Эта же работа проводится и логопедом на логопедических занятиях, где в специальных упражнениях формируются чёткие пальцевые кинестезии, и подготавливается рука к письму.

   Так же можно использовать различные дидактические пособия и такие виды работ, как сжимание и разжимание резиновых груш, захватывание  кончиками пальцев мелких предметов, мозаика, пластилин, рисование, обводка, штриховка трафаретов, вырезание, шнуровка, пришивание пуговиц и т.д.

II.  Этап - Формирование первичных произносительных умений и навыков.

1. Коррекция движений артикуляционного аппарата.

2. Развитие артикуляционного  праксиса.

3. Развитие дыхательной и голосовой функций.

4. Работа над произношением (постановка, дифференциация звуков).

5. Работа над формированием просодических компонентов речи.

6. Работа по обогащению словаря и преодолению аграматизмов.

1-ые 2 направления  (коррекция движений артикуляционного аппарата и развитие артикуляционного  праксиса.).

  Продолжается работа, начатая на 1-ом этапе в виде артикуляционной гимнастики, но она усложняется и дифференцируется. Если на 1-ом этапе у ребёнка формируются и закрепляются основные движения, то на 2-ом этапе происходит коррекция неправильных и неточных движений, тренируется их сила, точность, отрабатывается координация.

  В связи с этим в артикуляционную гимнастику на 2-ом этапе преобладают дифференцированные движения артикуляторных органов, и большое внимание уделяется выполнению серий движений (предполагается умение произвольно переключаться с одного движения на другое). 

Работа над дыханием

   В случае выраженной дизартрии работа над дыханием начинается с обще-дыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Для достижения этой цели выполняются следующие упражнения:

1. Ребёнок лежит на спине, логопед сгибает ему ноги в коленных суставах и с согнутыми ногами надавливает на подмышечные впадины. Эти движения производятся в нормальном дыхательном ритме под счёт. Это способствует нормализации движений диафрагмы.

2. Ребёнок сидит, перед его ноздрями создаётся веер воздуха. Под его влиянием усиливается глубина вдоха за счёт включения в работу мышц диафрагмы. 

  После активной  работы мышц диафрагмы проводится выработка оптимального типа физиологического дыхания. Формирование этого типа дыхания осуществляется по подражанию, в различных положениях лёжа, сидя, стоя. 

  Ребёнок одну руку ложит на свою диафрагму, другую – на  диафрагму логопеда. Логопед осуществляет вдох и выдох, включая в работу мышцы диафрагмы, ребёнок, ощущая движения рукой, пытается дышать так же,  вызванные по подражанию движения диафрагмы, закрепляются в различных дыхательных играх. 

  После закрепления диафрагмального дыхания проводится работа над длительным, плавным  выдохом через рот, которая осуществляется:

-   без речевого сопровождения;

-   с  речевым  сопровождением.

Работа без речевого сопровождения

  Проводится в виде различных дыхательных упражнений с использованием разнообразных дидактических пособий, которые позволяют осуществить зрительный  контроль  за продолжительностью и силой выдоха через рот.

  При проведении дыхательной гимнастики необходимо придерживаться следующих правил:

-    дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветриваемом помещении;

-    при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребёнка (1-ый признак утомления – зевота – симптом кислородной недостаточности);

-    при выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за позой ребёнка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны);

-    при выдохе ребёнок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щёки;

-   при выполнении дыхательных упражнений  следует привлечь внимание ребёнка к ощущениям движения диафрагмы;

-    дыхательные движения лучше производить плавно, под счёт, музыку;

-    дидактический материал, используемый для дыхательных упражнений, должен быть лёгким – ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шар, и т.д.; он должен располагаться обязательно на уровне рта.

Работа с речевым сопровождением

  Проводится работа при произнесении различного по сложности речевого материала, на длительном плавном выдохе.

  Одни методисты рекомендуют с произнесения гласных звуков, другие – с щелевых, глухих согласных.

  Эта работа проводится в следующих упражнениях:

-  пение гласных на выдохе - «ниточка»;

-  произнесение сочетаний 2-х, 3-х, 4-х гласных на длительном, плавном выдохе (нужно следить, чтобы между гласными не делались паузы для дополнительного вдоха);

-  произнесение изолированных щелевых, глухих согласных (при вдохе – звук);

-  произнесение  щелевых, глухих согласных с сочетанием гласных (са-со-су-сы; са-фа-ха-ша)

-   произнесение слов на плавном выдохе, сначала мало слоговых, затем много слоговых, сначала с ударением на 1-ый слог, затем меняется ударение;

-   постоянное распространение фразы на длительном плавном выдохе (сделать вдох – затем «птицы» - «птицы летят» -  «птицы летят в небе»

-  «птицы летят в небе на юг»  и т.д.). Количество слов, произносимых ребёнком на одном выдохе, определяется  возрастом:

5 лет -

4 – 5 слов, не больше  

6 лет -

5 – 6 слов, не больше

7лет -

6 – 7 слов, не больше

Работа над голосом

   Проводится параллельно с работой над дыханием, сочетается с физиотерапевтическим, медикаментозным лечением и дифференцированным массажем.

   В случае выраженной дизартрии работа начинается с обучения ребёнка произвольно открывать и закрывать рот, т. к. именно эти движения (нижней челюсти), выполняемые в полном объёме, обеспечивают нормальное голосообразование и свободную голосоподачу.

   Для  выработки движений нижней челюсти используется специальная модель, представляющая собой, ярко окрашенный шарик, привязанный к верёвке. Ребёнок берёт рукой за шарик и в момент опускания челюсти, он тянет его вниз, затем это же движение выполняется с закрытыми глазами, с целью усиления кинестетических ощущений. Потом отрабатываются эти же движения при произнесении гласных звуков и различных звука - подражаний.

   После того как обеспечивается свободная голосоподача, снятие голосовой зажатости, для развития голоса используются голосовые (ортофонические) упражнения.

    Цель упражнений – развитие координационной деятельности дыхания, артикуляционной фонации и отработка основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр). Например: прямой счёт с увеличением голоса или обратно (сила голоса), или оооо и оооо и т. д. (используются  такие упражнения на развитие высоты голоса, модуляции).

    Всё это отрабатывается в специальных голосовых упражнениях. Голосовые навыки закрепляются в чтении сказок, при сюжетно – ролевых играх, в русских народных сказках.

Работа над произношением

  Работа над произношением является основным этапом. Особенностями работы при дизартрии является следующее:

-    Работа по коррекции дефектов звукопроизношения  при дизартрии должна быть направлена на улучшение речевой коммуникации и социальной адаптации.

-    Работа над отдельными звуками должна проводиться в определённой последовательности. Начинать с тех звуков, артикуляция которых наиболее сохранна. И из числа дефектных звуков начинать работу со звуков раннего онтогенеза.

-   При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать влияние патологических рефлексов (орального автоматизма).

-   При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать так же характер и распределение спастических и поретических проявлений в речевой мускулатуре.

-   При выраженной дизартрии на первых порах не удаётся добиваться чистого звучания звука, поэтому можно переходить к работе над другими звуками, довольствуясь неполной частотой звучания.

 Работа над произношением проводится параллельно с развитием  фонематичаских функций (фонематичаского  восприятия, дифференциации ,  фонематичаского анализа и синтеза). Сами приёмы постановки, автоматизации и дифференциации звуков такие же, как при коррекции любых звукопроизносительных  расстройств.

Работа над просодической стороной речи

 Большое внимание уделяется воспитанию правильного темпа и ритма речи, путём обучения произвольно изменять темп речи, выделять ударные слоги в структуре высказывания и правильно чередовать их с безударными слогами, соблюдать правильные паузы.

  Коррекция нарушений темпа речи сочетается с работой по развитию общих движений на логоритмических занятиях. Развитию мелодико-интонационной речи способствуют голосовые упражнения, направленные на развитие основного тона высказывания. Сформированные в специальных упражнениях навыки темпо-ритмического, интонационного оформления речи закрепляются в эмоционально окрашенном речевом материале (чтение сказок, инсценировок и т. д.). При подборе такого материала обязательно учитывается возраст детей и программные требования обучения. Так в дошкольном возрасте это Барто, Маршак и т. д., а в школьном – Крылов, стихи Пушкина, Некрасова. Старше – Маяковский и т. д.

III. Этап - Формирование коммуникативных умений и навыков.

1. Продолжается работа по автоматизации и дифференциации звуков на более сложном, по сравнению с другими этапами речевом материале.

2. Продолжается работа по коррекции лексико-грамматических нарушений

3. Формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения, путём осторожного и постоянного расширения круга общения, создание проблемных ситуаций.

Перечень литературных источников

1.​ Логопедия / под ред. Л. С. Лалаевой, Е. М. Мастюковой, Л. С. Волковой. – М. : Просвещение, 1999.

2.​ Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений / под ред. Л. С.Волковой, С. Н. Шаховской. -- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.

3.​ Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. Вузов / Под. ред. Л. С.Волковой: М. : Владос, 2003.

4.​ Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Логиновой. – СПб.: Союз, 2005.

5.​ Лопатина, Л. В., Серебрякова, Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена: Союз,

6.​ Лопатина, Л.В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения [Текст] / Л.В. Лопатина // Дефектология. – 2006. – № 2. – С.

7. Архипова Е.Ф, /Коррекция стертой дизартрии// Изд. Москва. Просвещение 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИЯ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Коррекция дизартрии у дошкольников.Понятие  термина - дизартрия.Виды дизартрий.Причины возникновения.Коррекционная работа.Конспект организованной деятельности с детьми. ...

Программа коррекции дизартрии у детей с ДЦП

Программа коррекции дизартрии у детей с ДЦП...

Использование логопедических модулей в коррекции дизартрии у дошкольников.

Запомнить артикуляционный уклад звука, правильно  воспроизвести новый для него звук  ребенку с дизартрией сложно. Учитывая возраст моих воспитанников (4-6 лет) и тот факт, что получают они с...

Консультация: "Необходимость применения логопедического массажа при коррекции дизартрии у дошкольников"

В последние годы наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями, требующие логопедической помощи. Среди них большое количество недостатков звукопроизношения, которые могут...

Проблемы дизартрии. Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.

Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.Система логопедического воздействия при дизартрии...

Презентация "Самомассаж, как средство коррекции стертой дизартрии у дошкольников"

Самомассаж, как средство коррекции стертой дизартрии у детей дошкольного возраста с ОНР...

ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ

Знакомство ребенка дошкольного возраста с дизартрией с видами интонаций (повествовательной, восклицательной , вопросительной) на уровне слов...