Консультация: "Необходимость применения логопедического массажа при коррекции дизартрии у дошкольников"
консультация по логопедии по теме

Нефедова Ирина Анатольевна

В последние годы наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями, требующие логопедической помощи. Среди них большое количество недостатков звукопроизношения, которые могут иметь как органический, так и функциональный характер, причиной которых выступают двигательные нарушения расстройства различной степени тяжести.  В частности мы говорим о детях, которые имеют  дизартрические расстройства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

incora85_5

http://n1s2.parents.ru/69/da/de/69dade4ff8c6d54eb4863ffcb6d350e8/700x465_0xc0a8399f_15414174791464619248.jpeg

В последние годы наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями, требующие логопедической помощи. Среди них большое количество недостатков звукопроизношения, которые могут иметь как органический, так и функциональный характер, причиной которых выступают двигательные нарушения расстройства различной степени тяжести.  В частности мы говорим о детях, которые имеют  дизартрические расстройства.

         Вопрос организации логопедической помощи детям с дизартрией остается весьма актуальным, учитывая распространенность этого дефекта. Опираясь на опыт многих логопедов – практиков можно с уверенностью утверждать, что коррекция дизартрических расстройств будет  более эффективна, если строить её, применяя все этапы логопедической работы, включая массаж артикуляционного аппарата.

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Она встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах.incora85_5

Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.  Прежде всего, это касается таких методов логопедического воздействия, как дифференцированный  массаж, артикуляционная, голосовая и дыхательная гимнастика, постановка звуков, автоматизация их в речи. Чаще всего работа с такими детками начинается с постановки звуков, и пропускается очень важный подготовительный этап – это логопедический массаж, который является частью комплексной работы.

Логопедический массаж ‒ это метод активного механического воздействия, который влияет на состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, улучшая ее питание и повышая обменные процессы.  Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.

Массаж в логопедической работе используется при коррекции различных нарушений: дислалии (разных ее форм), дизартрии (в том числе ее стертой формы), ринолалии, афазии, заикания, алалии и при нарушениях голоса.

Основными задачами логопедического массажа являются:

- нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: дрожание и отклонение языка в сторону, повышенное слюноотделение, синкенезии - дополнительные движения нижней челюсти и нижней губы  вверх при попытке поднять кончик языка,  гиперкинезы -непроизвольные, неритмичные, насильственные движения мышц языка).

- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);incora85_5

-  стимуляция проприоцептивных (кинестетических) ощущений;

- подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;

- укрепление глоточного рефлекса;

Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него “синеет” носогубный “треугольник” или отмечается тремор подбородка.

Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию этого метода механического воздействия, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику (которая и присутствует при дизартрии), только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

                                                                Подготовила: учитель-логопед

МАДОУ д/с «Улыбка»

                                                                Нефедова Ирина Анатольевна

Используемая литература:

  1. «Основные принципы использования логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе»  Е.А.Дьякова.
  2. «Логопедический массаж и гимнастика. Работа над  звукопроизношением»  Ю.В. Микляева.
  3.  «Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста»  О. Г.Приходько.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логопедических модулей в коррекции дизартрии у дошкольников.

Запомнить артикуляционный уклад звука, правильно  воспроизвести новый для него звук  ребенку с дизартрией сложно. Учитывая возраст моих воспитанников (4-6 лет) и тот факт, что получают они с...

Логопедическая работа по коррекции дизартрии у дошкольников с ОНР

 Данная работа поможет логопедам, дефектологам и воспитателям в преодоление стертой формы дизартрии у дошкольников с ОНР.Преодоление  стертой формы дизартрии достигается путем целенап...

«Применение логопедического массажа в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Часто у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная иннервация мышц, участвующих в работе речевого аппарата. Одним из наиболее эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия,...

Консультация для родителей "Логопедический массаж в коррекции речевых нарушений у дошкольников"

В коррекции речевых нарушений у дошкольников логопед часто использует логопедический массаж. Родители могут также проводить массаж в домашних условиях....

«Использование логопедического массажа при коррекции стёртой дизартрии».

В последнее десятилетие значительно выросло количество детей с тяжелыми моторными и речевыми нарушениями. Неврологи все чаще диагностируют дизартрию, у детей с тяжелыми нарушениями речи. В логопедичес...