Профилактика возникновения дислексии и дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста Дифференциация согласных П – Б
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Данная статья представляет собой систему практических заданий и упражнений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Основной целью занятий является профилактика возникновения дислексии и дисграфии на примере дифференциации согласных П – Б. В результате последовательной работы у детей развивается слуховое и зрительное внимание и память, улучшается фонематический слух, закрепляются графические образы букв, формируется навык осознанного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Прослушай звуки. Каждый из них имеет свой символ. Когда произносим Б, то звенит колокольчикhttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpg

Когда произносим П, то голоса и звука нет. Покажи, какой звук ты слышишь.

  Б  П  П  Б  П  П  Б  Б  Б  П  Б  П  Б  П  Б  П  П  

http://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpg

2. Прослушай звуки. Обозначь их символами:

Б        Пhttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpg

http://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpg

3. Прослушай слоги. Обозначь, какой из звуков в них спрятался. (па, бо, бы, пу… ап, ба, бы, оп… апу, убо, ыпу, иба, упо, оба…)

http://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpg

http://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpghttp://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_kolokolchik_no_11.jpg

4. Прослушай звуки (слоги, слова) и хлопни, если услышишь звук П, топни, если услышишь звук Б.

П, б, р, пы, фа, бо, ип, бру, плы, гро, суп, бык, шар, пол, брат, флаг, плот, смех, крабы, почки, ветер, сапог, липа, буря, лужа, звон, собака, чайник, потолок.

4. Назови первые звуки в словах:

Боря, Поля, бык, пыль, баня, память.

5. Придумай и назови слова со звуками П, Б к обобщающим понятиям.

Насекомые – паук, бабочка, клоп, богомол, пчела

Овощи – кабачок, баклажан, помидор, капуста

Фрукты – яблоко, абрикос, персик, апельсин

Животные – гепард, собака, баран, белка, кабан, песец

Одежда – блузка, рубашка, пиджак, пижама, пальто

Головные уборы – панама, берет, кепка, шляпа, шапка

Цветы – пион, подснежник, незабудка

Ягоды – голубика, клубника

6. Продолжи ряд подходящими словами со звуками П, Б. Подбери слово, которым можно назвать предметы одного ряда.

Чайка, орёл, ворона, синица … (попугай, петух, воробей, баклан, лебедь - птицы)

Чешки, кеды, кроссовки, туфли … (ботинки, сапоги, босоножки, тапки - обувь)

Ложка, тарелка, кастрюля, нож … (половник, поднос, блюдо, бокал - посуда)

Лодка, такси, ракета, самолёт … (троллейбус, пароход, теплоход, велосипед - транспорт)

Шкаф, диван, скамейка, кресло … (тумбочка, полка, табурет - мебель)

7. Прочитай слоги:

ба – па – ба – ба – па – ба – па – ба – па – па

Прочитай слоги парами:

ба – па         па – ба       би – пи

бо – по        по – бо       бе – пе

бу – пу        пу – бу       пи – би

бы – пы       пы – бы     пе – бе

8. Запомни ряды слогов, повтори их в той же последовательности

ба – па – па

па – ба – па

ба – ба – па

па – па – ба

апа – аба – аба

аба – апа – аба

аба – аба – апа

апа – аба –апа

9. Придумай слова – наоборот, в которых есть звуки Б или П произнеси эти слова и обозначь, какой звук в них слышишь.

Мелкий (глубокий), медленный (быстрый), маленький (большой), хрупкий (прочный), трусливый (храбрый), холодный (тёплый), сильный (слабый), пустой (полный).

Вспомни пару слов, в каждом из которых встретился звук П.

10. Замени слова так, чтобы их смысл не менялся.

 Хворает (болеет), фантазирует (придумывает), трусит (боится), кинул (бросил).

11. Добавь приставку ПО- к словам, повтори пары слов.

Образец: белить - побелить

Бегать –

Плакал –

Плыли –

Благодарить –

Беспокоиться –

Рубит –

Любить –

Заботится –

Прыгаем –

Беседовали –

12. Придумай слова, которые подходят к схемам:

http://www.e-reading.club/illustrations/18/18596-i_016.png

      Б                                Б

http://www.e-reading.club/illustrations/18/18596-i_016.png

      П                               П

Если ребёнок затрудняется, предлагаем варианты:

- быстрый, безрогий, большой, белый…

- боится, бодает, болеет, бегает…

- полезный, правый, первый, пустой…

- падает, поёт, приседает, пищит…

13. Придумай предложения, которые подходят к схемам:

                                                              .

   Б                          б

 Боря болеет.       Бегуны бегут.       Брошка блестит.                

                                                            .

   П                        п

Павел приседает.      Петя пишет.     Платок потерялся.

                                                              .

   Б                          п

Белка прыгает.         Борис поёт.           Бобры плавают.

                                                              .

   П                          б

Полина болтает.       Петухи будят.         Пёс бежит.

14. Прослушай слоги, запиши только первые буквы каждого слога.

Па, ба, по, бо, пы, пу, ба, па, по, пу, бы, па.

Бло, пла, пло, про, бли, пле, блё, бли, пло.

15. Прослушай звукосочетания, запиши только согласные.

Апа, оба, упо, абу, упи, спа, абы, упу, обо, уба.

Ипо, убо, апы, сбо, ибо, упа, або, упо, иба, ыпс.

16. Прочитай слоги, запомни их и запиши по памяти.

По – бо – по

Би – пи – би

Ба – бо – па

По – бо – бо – по               бо – по – ба – па      

Пи – би – пи – би              бу – па – бу – па

Бу – пу – пу – бу               бо – ба – бу – па

Ба – па – ба – ба                пу – бу – по – бо

Бо – по – бо – бо               па – по – пу – бы

Пы – пы – пы – бы            бо – ба – бу –пы

17. Прослушай слова. Запиши буквы (п или б)

БАК, БОК, ПУХ, БЫК, ПОЛ.

БАНК, ПУСК, ПОРТ, БИНТ.

КАБАН, ЗАПАХ, БАНАН, КАПКАН

Вспомни слова со звуком б, п (с опорой на диктант).

18. Закончи предложения словами со звуком П или Б, запиши эти буквы в строчку. Вспомни слова.

- В тёплой шубе по горам

Летом бегает… (баран).

- Я к работе не привык,

Говорит ленивый …(бык).

- Во всё горло, во весь дух

По утрам кричит …(петух).

- Ткёт весь день за кругом круг,

Ловит в сети мух … (паук).

- Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок,

Голосок пискляв и звонок

Кто же это ?.. (поросёнок).

- До чего огромный рот,

Пасть разинул …(бегемот).

- Вот так чудо! Он со вкусом,
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга … (пылесос).

- Вы ложитесь, и на ушко
Вам нашепчет сны… (подушка).

19. Выдели и назови слоги со звуками Б, П из слов.

Пуля, боты, рыба, арбузы, аптека, бумага, пузырь, апрель.

Платок, брызги, пружина, брошка, плита, прыгать, братик, плутишка, плывёт.

Вспомни слова со слогом БУ, АП, ПУ…; ПРУ, БРО…

20. Вставь пропущенные буквы (П или Б), прочитай слова.

     …ОЛ                   …АЛ                  …ОР

     …ЫК                  …УХ                  …АР

 

   ГУ…Ы                    ЛИ…А                    ШУ…А

   ЛА…Ы                    ИЗ…А                    ЛУ…А

   …РАТ                   ТА…КИ                КА…АН                

   …ЛОТ                   КУ…ОК               СА…ОГ

    …АНКИ             …АНАН               …АТОН

    …УШКА            …АРТА                …ЫШКА              

  КА…КАН                 КУ…ИКИ                   …А…КИ

  ГРИ…Ы                    ША…КИ                     …О…РЫ

21. Вставь в слова сначала букву Б, затем П. Как изменился смысл? Объясни значение каждого слова. Составь предложения с каждым из слов.

    ЗА…ОР                НА…ОР                …ОРТ

    ЗА…ОР                НА…ОР                …ОРТ

     …АШНЯ           …АЛКА             …А…ОЧКА

     …АШНЯ           …АЛКА             …А…ОЧКА

22. Прочитай пару слов. Объясни их значение.

   …ОЧКА          

   …ОЧКА  

Закончи предложения подходящим по смыслу словом.

Обращай внимание на окончания слов.

В огороде стоит полная …

На ветке набухла крупная …

Нашей семье не хватает железной …

В апреле на яблоне не было видно ни одной …

Дедушка обрадовался деревянной …

По ветке гусеница медленно ползла к …

Бабушка покрасила большую …

Света рассматривает на ветке …

Котёнок спрятался за пустой …

Синица любуется раскрывшейся …             сирени.

23. Вставь пропущенные буквы П, Б в слова, прочитай.

...О…ЛАВОК, …О…ЕДА, …У…ЛИК, …АЛУ…А,

...О…ЕЛКА, …ОД…ОРОДОК, ...А…УШКА, …ЛОМ…А, …АРА…АН

24. Вставь пропущенные буквы П, Б. Прочитай словосочетания.

С…ЕЛЫЕ Я…ЛОКИ               …ЕЛЫЙ …ИНТ

…ОЛНЫЙ …АКЕТ                 …ОЛЕВОЙ …УКЕТ

ЗУ…НАЯ …АСТА                  ГЛУ…ОКИЙ …РУД

…ЕЛАЯ …ЛУЗКА                  …УСТОЙ …УЗЫРЁК

…ОЛОСАТЫЙ …ЕРЕТ         …ОЛЬШОЙ …ИНГВИН

   

25. Запиши предложения с помощью букв П и Б.

Полина вышла на балкон. (П Б)

Под дубом появилась поганка. (П Б П П)

Борис поёт песню. (Б П П)

Белка собирает запасы. (Б Б П)

Баран пробежал по тропинке. (Б П Б П П)

Бабочка порхает над полянкой. (Б Б П П)

Бабушка подарила Паше новые брюки. (Б Б П П Б)

Петя и Боря гуляли по парку. (П Б П П)

На берёзе набухли крупные почки. (Б Б П П)

Вспомни любое из предложений.

26. Вставь пропущенный слог в слова:

ПА – БА

ШАЙ…                     ШЛЯ…                   ЖА…

ЛАМ…                      РЫ…                      РЕ…

ШУ…                        …РАН                    …РК

ЛА…                         …РА                       …НК

ПУ – БУ

…СЫ                           …ТОН                      …ЛИ

…РГА                          …МА                        …ГОР

   АР…ЗЫ                               КА…СТА

   ПО…ГАЙ                            КО…РА

ПО – БО

…БЫ                       …К                        …РОХ

…ЛК                        …Л                         …РОВ

  РА…ТА                      …ГОНЫ                    ЗА…Р

  …ГОДА                      ЗА…ТА                     КА…Т

ПЫ – БЫ

ГУ…                         ДУ…                        …ЖИК

ЛИ…                        ЛА…                        ЗУ…

     КО…ТО                           СТОЛ…  

     КО…ЛА                           ЛАМ…

27. Добавь буквы в слова, объясни значение каждого слова, составь с ним предложение.

БО-ПО:         У…Р                     У…Р

БЫ-ПЫ:      …ЛЬ                     …ЛЬ

                     …Л                       …Л

28. Прослушай слова и запиши их в 2 столбика.

                          П                                 Б

Бык, пух, пар, бак, бук, пол.

Паук, банан, липы, бусы, кабан, бант, полка, пила.

Пуск, стоп, борт, парк, банк, бинт, брат, пост.

Дубы, топот, рыбак, палки, тапки, буду, труба, пот.

29. Прослушай слова, запиши первый слог каждого слова.

Парик, бутон, бархат, питон, пугало, бом, пост, бинт.

Полка, бусы, Бобик, пушки, панама, пион, бита, баран.

А) Прочитай записанные слоги, вспомни и запиши заданные слова.

Б) Прочитай записанные слоги, вспомни на каждый слог заданное слово и придумай одно своё. Запиши все слова.

30. Вставь в словосочетания слоги ПО-БО или ПУ-БУ. Прочитай. Составь предложения с каждым словосочетанием.

   …ЛНАЯ     …ЧКА                 …СТАЯ     …ТЫЛКА          

   …ГЛИВЫЙ     …ДЕЛЬ         ДУ…..ВАЯ     …ЛКА

31. Добавь в слова буквы П, Б, прочитай предложения. Вспомни слова со звуком П (Б).

…ОТИНКИ И ТА…КИ – ЭТО О…УВЬ.

…ОРИС …ОСАДИЛ ЛИ…У.

…ОЧКИ НА…УХЛИ НА …ЕРЁЗЕ.

…ЁС С…ИТ В …УДКЕ.

…АВЛИН РАС…УСТИЛ …ОЛЬШОЙ ХВОСТ.

…ОЛИНА У…РАЛА …АРА…АН НА …ОЛКУ.

32. Прочитай текст. Найди и подчеркни слова с буквами П, Б. Запиши их в 2 столбика.

    Петя с папой собрались на рыбалку. Они купили палатку и проверили удочки с поплавками. Потом они поехали на вокзал и сели в поезд. Очень быстро папа и Петя добрались до глубокого пруда. На берегу папа разбил палатку, а Петя достал удочки. К обеду папа поймал большого карпа, а Петя – две плотвы. Поздно вечером рыбаки отправились домой. Мама и бабушка были очень рады и похвалили рыболовов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей . "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста".

Простые комплексы упражнений, которые без труда могут освоить родители, и выполнять их вместе с детьми.Упражнения интересны по содержанию, так как включают в себя разнообразные предметы и игрушки....

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста

В данной работе представлен материал об анатомо-физиологических особенностях строения детской стопы. Отражены причины развития плоскостопия у детей и особенности детского плоскостопия. Делается акцент...

Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста в старшей речевой группе.

Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением.- Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуко-высотный  слух.- Совершенствовать умение сост...

Развитие школьнозначимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Тщательное и всестороннее изуче% ние детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно значимых функций – тех функций, ко% торые не только сущест...

Профилактика дислексий и дисграфий у детей дошкольного возраста

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Сред...

Статья "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Что делать если у ребенка плоскостопие?"

Профилактика плоскостопия у детей младшего возраста на занятиях по физической культуре....