Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
консультация (средняя группа) на тему

 

Консультация для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Инструктор по физической культуре:

                   Стрельникова Елена Васильевна

 

 

 

2016г

 

Плоскостопие – болезнь серьёзная именно из-за несерьёзного к ней отношение.

У большинства детей встречается так называемое  статическое плоскостопие. Иногда оно возникает от врождённой слабости связок, чаще всего у лиц с тонкими костями скелета. Ещё одна причина болезни - нерациональная, неудобная обувь. Постоянное хождение на негнущейся платформе настолько меняет биомеханику нормального шага, что неизбежно приводит к плоскостопию.

Следующий вид - врождённое плоскостопие. До того как ребёнок твёрдо встал на ноги (лет до 3-4), когда завершается его формирование, трудно оценить, насколько функциональны своды стопы. Причиной может быть аномалия внутриутробного развития. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше, в сложных случаях прибегая к хирургическому вмешательству.

Рахитное плоскостопие относится не к врождённым заболеваниям, а приобретённым в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина Д в организме и, как следствие, недостаточным усвоением кальция. Этот вид плоскостопия можно предупредить, проведя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир).

Паралитическая плоская стопа- это результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствия вялых (или периферических) параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.

Плоскостопие трудно излечить, но можно смириться с ним и чувствовать себя совсем неплохо. Однако без специальных упражнений и без стелек жить с плоскими стопами вам будет непросто. Вывод напрашивается сам собой: помогите своим ногам, и тогда болезнь будет напоминать о себе только строчкой в амбулаторной карте.

Если речь идёт о плоскостопии у малыша, гимнастику и массаж ног надо начинать с 3-4 месяцев, пока ребёнок ещё не встаёт.

 

 

Массаж и самомассаж в домашних условиях, детском саду .

Общие указания

Голень надо поглаживать, растирая ладонями, разминать кончиками пальцев. Массируют её в направлении от голеностопного сустава к коленному.  Основное внимание следует уделить внутренней поверхности.

Стопу надо  поглаживать и растирать тыльной стороной согнутых пальцев. Подошвенную поверхность стопы следует массировать от пальцев к пятке.

Для самомассажа полезно использовать специальные резиновые коврики и массажные мячи и  валики.

 

 

Комплексы лечебной гимнастики для дошкольников и младших школьников.

·      При исходном положении - ноги врозь, носки повёрнуты внутрь- выполнять попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край – 10 раз.

·      Несколько минут походить на носках.

·      Столько же походить на пятках.

·      Походить с поджатыми пальцами ног.

·      Походить на наружном крае стопы.

·      Попытаться поднять с пола пальцами ног мелкие предметы: карандаш, платок и т.д.

·      Лёжа на полу, крутить стопами влево, вправо, вперёд, назад, сгибать и разгибать пальцы.

·      Выполнять развороты стоп, в положении сидя, затем стоя. Стопы разворачивают параллельно друг другу, сначала пятка к пятке, затем носок к носку.

·      Сидя на стуле, поставить стопы на ширине плеч и поворачиваться в разные стороны, то же самое  стоя, держась за спинку стула.

·      Сидя на стуле, подняться на ноги, опираясь на  наружный свод стоп. То же самое проделать, сидя на полу.

·      Стоя на носках, переминаться с ноги на ногу.

·       Сидя на стуле, как можно выше поднимать поочерёдно то одну, то другую выпрямленную ногу.

 

Дополнительный комплекс

Комплекс   « Веселый зоосад ».

1.           « Танцующий  верблюд »

     И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.

     В -е. – ходьба на месте с поочередным подниманием  пятки (носки от пола не отрывать).

2.          « Забавный медвежонок »

    И.п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.

    В -е. – ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед – назад, вправо -    влево. То же, кружась на месте вправо и влево.

3.             « Смеющийся сурок »

   И.п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.

   В -е. – 1-2  полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и.п.

4.             « Тигренок потягивается »

    И.п. – сидя на пятках,  руки в упоре впереди.

    В -е. – 1-2 выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 и.п.

5.             « Резвые зайчата »

   И. п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе.

   В-е. – 1-16 подскоки на носках (пятки вместе)

                                               Комплекс с мячом.      

1.  И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.

      В –е. – катать мяч вперед – назад двумя стопами вместе и поочередно.

2. И.п. – то же.

     В –е. – круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.

3. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лодыжками.

     В –е. -  1-2 ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 и.п.

4. И.п. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны.

     В –е. – движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.

Примечание. Рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.

                                       

 Комплекс  « Встань  прямо ».

1. И.п. – стоя у стены, касаясь ее затылком, ягодицами и пятками, руки опущены вниз.

    В –е. – 1-2 поднять руки через стороны вверх;3-4 вернуться в и.п.  

2. И.п. – то же, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

    В –е. – 1-2 наклон в правую сторону (левую сторону); 3-4 вернуться в и.п.

3. И.п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.

   В –е. – 1-4 поднять голову и плечи, проверить правильное положение тела (задержаться ); 5-8 вернуться в и.п.

4. И.п. – лежа на животе; подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга.

    В –е. – 1-4 приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить(задержаться); 5-8 и.п.

5. И.п. – то же.

    В –е. -   1-4  отвести руки назад и приподнять ноги (задержаться); 5-8 и.п.

6. И.п. -  лежа на спине, руки за головой.

    В –е. – 1-8 поочередно поднимать прямые ноги вверх.

7. И.п. – то же.

    В –е. -  круговые вращения ногами в течение 30 сек.(«велосипед»).

Примечание.  Все перечисленные упражнения повторяются по 4-6 раз.

 
  


Упражнения в положении сидя.

 

 

v Сжимание и разжимание пальцев.

v Поднимание и опускание стопы на пятку.

v Перекаты на наружную сторону стопы.

v Поднимание и опускание пальцев, не отрывая стопу от пола.

v Попеременно отводить ногу назад с постановкой на пятку.

v Поочерёдное поглаживание подошвой, голень другой ноги.

v Захват и подъём с пола платок или шарф.

v Разведение и сведение пяток и носков.

v Поворот стоп подошвами внутрь.

v Катание мяча по кругу и назад - вперёд, поочерёдно одной ногой.

v Захват и удержание подошвами мячика. Сжимание резинового мячика подошвами.

v Собирание пальцами ног ткани, в комок, лежащей на полу.

v Перебирание ткани пальцами ног.

v Захват и подъём с пола мелких предметов ( прямыми и скрещенными ногами).

v Катание подошвами округлого предмета или палки.

v Поднимание различных предметов с пола.

 

 

Самое главное - упражнения выполняйте с удовольствием, выполняйте вместе со своим ребёнком и под весёлую музыку.

 

Будьте здоровы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx509.55 КБ

Предварительный просмотр:

                   Инструктор по физической культуре:

                   Стрельникова Елена Васильевна

2016г

Плоскостопие – болезнь серьёзная именно из-за несерьёзного к ней отношение.

У большинства детей встречается так называемое  статическое плоскостопие. Иногда оно возникает от врождённой слабости связок, чаще всего у лиц с тонкими костями скелета. Ещё одна причина болезни - нерациональная, неудобная обувь. Постоянное хождение на негнущейся платформе настолько меняет биомеханику нормального шага, что неизбежно приводит к плоскостопию.

Следующий вид - врождённое плоскостопие. До того как ребёнок твёрдо встал на ноги (лет до 3-4), когда завершается его формирование, трудно оценить, насколько функциональны своды стопы. Причиной может быть аномалия внутриутробного развития. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше, в сложных случаях прибегая к хирургическому вмешательству.

Рахитное плоскостопие относится не к врождённым заболеваниям, а приобретённым в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина Д в организме и, как следствие, недостаточным усвоением кальция. Этот вид плоскостопия можно предупредить, проведя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир).

Паралитическая плоская стопа- это результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствия вялых (или периферических) параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.

Плоскостопие трудно излечить, но можно смириться с ним и чувствовать себя совсем неплохо. Однако без специальных упражнений и без стелек жить с плоскими стопами вам будет непросто. Вывод напрашивается сам собой: помогите своим ногам, и тогда болезнь будет напоминать о себе только строчкой в амбулаторной карте.

Если речь идёт о плоскостопии у малыша, гимнастику и массаж ног надо начинать с 3-4 месяцев, пока ребёнок ещё не встаёт.

Массаж и самомассаж в домашних условиях, детском саду .

Общие указания

Голень надо поглаживать, растирая ладонями, разминать кончиками пальцев. Массируют её в направлении от голеностопного сустава к коленному.  Основное внимание следует уделить внутренней поверхности.

Стопу надо  поглаживать и растирать тыльной стороной согнутых пальцев. Подошвенную поверхность стопы следует массировать от пальцев к пятке.

Для самомассажа полезно использовать специальные резиновые коврики и массажные мячи и  валики.

Комплексы лечебной гимнастики для дошкольников и младших школьников.

  • При исходном положении - ноги врозь, носки повёрнуты внутрь- выполнять попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край – 10 раз.
  • Несколько минут походить на носках.
  • Столько же походить на пятках.
  • Походить с поджатыми пальцами ног.
  • Походить на наружном крае стопы.
  • Попытаться поднять с пола пальцами ног мелкие предметы: карандаш, платок и т.д.
  • Лёжа на полу, крутить стопами влево, вправо, вперёд, назад, сгибать и разгибать пальцы.
  • Выполнять развороты стоп, в положении сидя, затем стоя. Стопы разворачивают параллельно друг другу, сначала пятка к пятке, затем носок к носку.
  • Сидя на стуле, поставить стопы на ширине плеч и поворачиваться в разные стороны, то же самое  стоя, держась за спинку стула.
  • Сидя на стуле, подняться на ноги, опираясь на  наружный свод стоп. То же самое проделать, сидя на полу.
  • Стоя на носках, переминаться с ноги на ногу.
  • Сидя на стуле, как можно выше поднимать поочерёдно то одну, то другую выпрямленную ногу.

Дополнительный комплекс

Комплекс   « Веселый зоосад ».

1.           « Танцующий  верблюд »

     И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.

     В -е. – ходьба на месте с поочередным подниманием  пятки (носки от пола не отрывать).

2.          « Забавный медвежонок »

    И.п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.

    В -е. – ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед – назад, вправо -    влево. То же, кружась на месте вправо и влево.

3.             « Смеющийся сурок »

   И.п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.

   В -е. – 1-2  полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и.п.

4.             « Тигренок потягивается »

    И.п. – сидя на пятках,  руки в упоре впереди.

    В -е. – 1-2 выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 и.п.

5.             « Резвые зайчата »

   И. п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе.

   В-е. – 1-16 подскоки на носках (пятки вместе)

                                               Комплекс с мячом.      

1.  И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.

      В –е. – катать мяч вперед – назад двумя стопами вместе и поочередно.

2. И.п. – то же.

     В –е. – круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.

3. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лодыжками.

     В –е. -  1-2 ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 и.п.

4. И.п. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны.

     В –е. – движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.

Примечание. Рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.

                                       

 Комплекс  « Встань  прямо ».

1. И.п. – стоя у стены, касаясь ее затылком, ягодицами и пятками, руки опущены вниз.

    В –е. – 1-2 поднять руки через стороны вверх;3-4 вернуться в и.п.  

2. И.п. – то же, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

    В –е. – 1-2 наклон в правую сторону (левую сторону); 3-4 вернуться в и.п.

3. И.п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.

   В –е. – 1-4 поднять голову и плечи, проверить правильное положение тела (задержаться ); 5-8 вернуться в и.п.

4. И.п. – лежа на животе; подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга.

    В –е. – 1-4 приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить(задержаться); 5-8 и.п.

5. И.п. – то же.

    В –е. -   1-4  отвести руки назад и приподнять ноги (задержаться); 5-8 и.п.

6. И.п. -  лежа на спине, руки за головой.

    В –е. – 1-8 поочередно поднимать прямые ноги вверх.

7. И.п. – то же.

    В –е. -  круговые вращения ногами в течение 30 сек.(«велосипед»).

Примечание.  Все перечисленные упражнения повторяются по 4-6 раз.

Упражнения в положении сидя.

  • Сжимание и разжимание пальцев.
  • Поднимание и опускание стопы на пятку.
  • Перекаты на наружную сторону стопы.
  • Поднимание и опускание пальцев, не отрывая стопу от пола.
  • Попеременно отводить ногу назад с постановкой на пятку.
  • Поочерёдное поглаживание подошвой, голень другой ноги.
  • Захват и подъём с пола платок или шарф.
  • Разведение и сведение пяток и носков.
  • Поворот стоп подошвами внутрь.
  • Катание мяча по кругу и назад - вперёд, поочерёдно одной ногой.
  • Захват и удержание подошвами мячика. Сжимание резинового мячика подошвами.
  • Собирание пальцами ног ткани, в комок, лежащей на полу.
  • Перебирание ткани пальцами ног.
  • Захват и подъём с пола мелких предметов ( прямыми и скрещенными ногами).
  • Катание подошвами округлого предмета или палки.
  • Поднимание различных предметов с пола.

Самое главное - упражнения выполняйте с удовольствием, выполняйте вместе со своим ребёнком и под весёлую музыку.

Будьте здоровы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей . "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста".

Простые комплексы упражнений, которые без труда могут освоить родители, и выполнять их вместе с детьми.Упражнения интересны по содержанию, так как включают в себя разнообразные предметы и игрушки....

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста

В данной работе представлен материал об анатомо-физиологических особенностях строения детской стопы. Отражены причины развития плоскостопия у детей и особенности детского плоскостопия. Делается акцент...

Развитие школьнозначимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Тщательное и всестороннее изуче% ние детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно значимых функций – тех функций, ко% торые не только сущест...

Консультация для родителей: «Личная гигиена детей дошкольного и младшего школьного возраста.»

Личная гигиена детей дошкольного и младшего школьного возраста. Личная гигиена детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет огромное значение для их нормального здоровья и развития. Те, ...

Консультация для педагогов: «Легоконструирование и робототехника в ДОУ» (по программе «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

Предложенная программа «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» является парциальной модульной программой дошкольного образования, направленной на развитие интелл...

Статья "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Что делать если у ребенка плоскостопие?"

Профилактика плоскостопия у детей младшего возраста на занятиях по физической культуре....