Консультация для родителей по развитию речи
консультация по развитию речи на тему

Мельчугова Евгения Викторовна

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_razvitiyu_rechi.docx828.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

по развитию речи

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Чистоговорки

Звуки М, П, Б

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый    дом.

2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.

3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.

4. Мама Милу в ванне мыла.

5. Петя пилил пилой пень.

6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н

1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.

2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.

3.  Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.

4. Собака Том сторожит дом.

5. Дарья дарит Дине дыни.

6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

2. Га-га-га у козы рога.

3.  Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.

4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.

5. На горе гогочут гуси.

6.  Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.

2. Ву-ву-ву  - в лесу видели сову.

3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.

4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.

2.  Сеня в лесу встретил лису.

3.  У нас газ погас.

4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.

5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.

2. У Зины козлик в корзине.

3. Лиза купила Зине корзину в магазине.

4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.

5. У Зины звонок звенит звонко.

6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Звук Ц

1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.

2. Из колодца вода льется.

3. Не велика птица синица, да умница.

4. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.

5. Цыпленок пьет из блюдца воду.

6. Слава поставил цветы на подоконник.

7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.

8. Нет конца у моего кольца.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.

2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.

3. Хорош пирожок, внутри творожок.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.

2. Чу-чу-чу — врач идет к грачу.

3. Шубка овечки греет лучше печки.

4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.

2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.

3. Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи.

Звук Л (Ль)

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу

2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!

3. Дед Данила делил дыню.

4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Звук Р (рь)

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.

2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.

3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Чистогооврки с быстрым проговариванием

Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.

У Сени и Сани сом с усами.

Сеня в сени сено вез.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

Везет Сеня с Саней, Соню на санях.

От топота копыт пыль по полю летит.

Восьмой кол вбили в частокол.

Топали да топали, дотопали до тополя.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

В один, Клим, клин колоти.

Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

Скороговорки

Жутко жуку жить на суку.

Ежу на ужин жук нужен.

У ужа ужата, у ежа – ежата.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

По двору, по подворью в добром здоровье.

У нас на подворье погода размокропогодилась.

Свинья тупорыла весь двор перерыла.

Летят пичужки через три пустые избушки.

У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

На кочке квочка, квочка на кочке.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.

Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.

Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.

Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!

Практические игры и упражнения с чистоговорками

1. Развитие правильного звукопроизношения.

Использовать чистоговоркидлязакрепление звуков можно, когда идёт автоматизация звука  в словах и фразах. Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и для лучшей автоматизации звука предлагать произносить чистоговорку несколько раз, но с различной интонацией.

Задания на карточках: (автоматизация звука «с» — са-са-са в лесу идёт лиса

а) Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью)

б) Скажи голосом разным по тембру ( как мишка, мышка)

в) Скажи тихо-громко

г) Скажи медленно-быстро

д) Скажи выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова)

Используем схемы (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр

2. Развитие фонематического слуха

С детьми среднего и старшего возраста проводится более сложная работа по развитию фонематического слуха. Для привлечения детей к звучащему слову, для развития звукослогового анализа можно также использовать чистоговорки.

Задание на карточках:

а) Добавь слог с определённым звуком:

са-са-са – ли…, са-са-са – колба…

б) Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла

в) Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса)

г) Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая,смелая)

д) Повтори не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу

е) Поменяй звук: ал-ал- бал ( «л» на «р»), са-са – крыса ( часто повторяющий звук на «ш»

3. Развитие словаря, грамматики и связной речи.

С помощью чистоговорок можно учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы.

Задания:

а) Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла,)

б) Назови чистоговоркойодин-много (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)

в) Ответь чистоговоркой  какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)

г) Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)

д) Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)

Работая в данном направлении, хочется отметить, что чистоговорка как

рифмованная фраза с часто повторяющими звуками вызывает интерес у детей, даёт возможность быстрее усвоить материал, активизирует воображение ребёнка.

Стихи

Воробей

- Воробей, чего ты ждёшь?

Крошек хлебных не клюёшь?

- Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

Ромашки

Есть на новом платье

У меня кармашки.

На кармашках этих

Вышиты ромашки.

Ромашки, ромашки -

Будто луговые.

Ромашки, ромашки -

Прямо как живые.

Лягушки

У речушки, вдоль опушки,

Мимо вспаханных полей

Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.

***

Пляшут мышки-шалунишки,

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише, мышки,

Не мешайте спать братишке.

В избушке

В нашей избушке петух поёт,

Мышка-норушка избушку метёт,

Кошка на окошке штанишки шьёт,

Курочка на печке горшки скребёт.

***

Петушился, петушился

Забияка петушок.

Забияке где-то в драке

Оторвали гребешок.

Ходит он без гребешка.

Не похож на петушка.

Лишний

Окапывали вишни.

Сергей сказал:

- Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят.

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Бежит Серёжа в сад.

- Ну нет, теперь ты лишний, -

Ребята говорят.

Бабушка

Бабушка наша очень добра,

Бабушка наша стала стара.

Много морщинок у бабушки нашей,

С ними она ещё лучше и краше.

Бабушка тёплые варежки свяжет,

Бабушка вечером сказку расскажет.

Слушать её мы готовы часами,

Что позабудет, подскажем ей сами.

Пекарь

Я песок мешаю

С глиной, как муку.

На горячем камне

К ужину пеку

Крендель - для матрёшки,

Клоуну - лепёшки,

Пряники - для Мишки,

Заиньке - коврижки.

***

Мчатся бешено машины -

По шоссе шуршат их шины.

И в несущейся лавине

Слышен шёпот - шу-шу-шу.

Это шина шепчет шине:

«Я спешу, спешу, спешу!»

 Шуршащая песенка

Шуршат осенние кусты.

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш.

И дождь шуршит.

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат.

Но все вокруг возмущены:

- Как расшуршались шалуны!

***

Неуклюжий медвежонок

Ежедневно ужин ждёт,

Ведь на ужин медвежонок

Пьёт охотно жидкий мёд.

Медвежата

Не знали медвежата,

Что колются ежата,

И давай с ежатами

Играть, как с медвежатами.

Вдруг медвежата в слёзы:

- Ёжики-занозы!

Испугались ёжики,

Несут щипцы и ножики

И давай по штучке

Вынимать колючки.

Мы не заметили жука

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли.

А он живой,

Он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья.

И я зову на помощь маму.

Там жук живой,

Раскроем раму.

Тексты для пересказа

 ОБРУЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО

На одном болоте жила-поживала жаба. Нашла она жестяное кольцо и спрятала его в кустах ежевики. В тот же день увидел жабу журавль, подошёл поближе и говорит ей жалобно: «Милая жаба! Я умоляю Вас быть моей женой!». «Хорошо! — отвечает жаба. — Приходите попозже, к кустам ежевики».

Журавль подошёл к ежевике с уже открытым клювом. Ему хотелось быстрее проглотить жабу. Но тут выбежала жаба и ловко сунула журавлю в клюв жестяной кружок. При этом жаба хитро сказала: «Вот тебе, журавушка, обручальное кольцо!»

Долго не мог удивлённый журавль закрыть клюв.

 ЖУК И СОРОКОНОЖКА

Как-то утром на лесной дорожке* жук увидел сороконожку*. Сороконожка* была в жёлтой шляпке. «Как она хороша!» — подумал жук.

Подойдя к сороконожке*, вежливый жук приподнял свою шляпу. Сороконожка* тоже была вежливой. Она подала ему свои лапки для пожатия и прошептала: «Доброе утро, милый жук!»

Лапок было так много, что последнюю лапку жук пожал уже ближе к ужину.

БАБУШКИНЫ ПЫШКИ

Жила Наташа в новом доме и с детьми пока не познакомилась. Была у Наташи бабушка Луша.

Как-то бабушка напекла много пышек. Пышки вышли большие, пышные.

Наташа угостила пышками школьников, живущих на её этаже. Это были Лёша, Даша и Маша.

Так пышки помогли Наташе познакомиться с детьми!

Прослушай, а затем перескажи историю о девочке Наташе и её бабушке. Нарисуй на подносе несколько пышек, которые помогли Наташе найти друзей. Подробно объясни — как это случилось.

ПУШОК-ШАЛУН

Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок её дома поджидал.

Днём вошла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и бабушкина шаль, и папина шапка-ушанка. А мамины шлёпанцы лежали в её шляпе, на шкафу! Кот-шалун сидел под вешалкой и шевелил ушами.

 ТИШЕ ЕДЕШЬ — ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

Шофер ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.

Вдруг шофёр видит: по краю дороги плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку*, а на ней, поверх таких же мешков, сидит мужик. Обгоняя тележку*, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь!»

Неожиданно мотор машины заглох. Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь — дальше будешь!»

Прослушай, а затем перескажи историю об одной неудачной поездке. Нарисуй груз, который шофёр вёз в кузове машины. Объясни смысл пословицы.

ЖУРАВЛИ

Весной, когда тает лёд на болоте, можно услышать крик журавлей.

Журавль — большая серая птица на длинных тонких ногах. Осенью журавли улетают в жаркие страны, а весной возвращаются к нам.

Летят журавли клином. Впереди летит вожак. Вожак — это самый большой, выносливый, самый «уважаемый» журавль.

 НА РЫБАЛКЕ

Был жаркий летний день. Нашёл Миша удочку, наловил жуков для наживки и пошёл на рыбалку. Сел Миша на бережок, ждёт клёва.

Наконец попалась Мише на крючок небольшая колючая рыбка— ёршик. Взял Миша в руки ёршика, а тот дрожит, бьётся, шевелит жабрами. Пожалел Миша ёршика, выпустил его в воду: «Плыви, малыш, живи!».

 ПОДАРКИ ДЛЯ АЛЁШИ

Лёше было пять лет. У Лёши были мама, папа, дедушка и бабушка.

На Новый год бабушка купила Лёше книжку* о лошадях. Дедушка купил внуку шахматы. Мама купила Лёше заводную машину. А папа положил под ёлку коньки, клюшку и шайбу. Так в Новый год сбылись" все Лёшины желания!

Прослушай и перескажи историю о мальчике Алёше. Нарисуй недостающий подарок в рамке. Придумай ещё 2-3 подарка, в названии которых будет звук Ш (рубашка, карандаши, шапка).

 УЖ И УЖИХА

Жили-были муж и жена, уж и ужиха. Жили они тихо, только иногда ужиха шипела на ужа: «Скучно** мне с тобой, ты даже ужалить не можешь!»

Как-то ужиха объявила ужу: «Я ухожу жить к ежу» — и ушла. Долго уж лежал без движения, грустил.

Прошла неделя, уж отправился к ежу повидать бывшую жену. В доме ежа он её не нашёл.

Ёж* пожаловался ужу: «Жить с твоей женой скучно**!». Потом погладил себя по животу и добавил: «Но на ужин она была хороша!».

ЁЖИК

По дороге в школу Наташа и Анжела нашли ежа. Ёж* лежал под ветками шиповника и не шевелился. Наташа подняла ежа, положила его в платок и побежала домой.

Два дня ежик жил у Наташи. Потом мама объяснила ей: «Ежу хорошо только на воле. В доме ёж* не выживет!».

Подумали подружки* и понесли ежа в лес. Анжела и Наташа положили ежа на дорожку*, а сами отошли подальше. Ёжик понюхал траву, пошипел, а потом маленькими шажками* побежал вдаль.

ПОЖАР

Недавно на нашей улице был пожар. Горел одноэтажный полуразвалившийся дом. Приехала к дому пожарная машина. Пожарные натянули шланги, и вода широким потоком обрушилась на огонь.

Жар становился всё тише, а огня — меньше и меньше. Пожарные ловко потушили пожар. Прохожие и жители улицы не тужили о доме: ведь его время уже прошло!

 ЗЛАЯ ШУТКА

Паша был большим шутником, Только шутки у него не всегда были добрыми... Как-то увидел Паша у дома маленькую Машу. Тут же, на лавке, лежал Машин мишка.

Паша побежал домой за большим воздушным шаром. Шутник подбежал к мишке и обвязал его шнурком от шара. Когда Паша отпустил шар, маленький мишка полетел вверх.

Кому хорошо от такой шутки?

 ЖИВАЯ ШЛЯПА

У Даши живёт кошка Машка. Машка — большая шалунья. То в кувшин залезет, то шляпу помнёт, то шубу поцарапает.

А недавно вот что вышло. Дашины школьные друзья Паша и Наташа сидели на диване. Они играли в лото. Вдруг видят — движется по полу шляпа. Наташа как крикнет: «Ой, шляпа-то живая!..»

Одна Даша знала, что это кошкины проделки.

Прослушай начало рассказа о живой шляпе и придумай его окончание. Перескажи историю целиком. Рядом со шляпой нарисуй то, что заставляло её двигаться.

ПОПУГАЙ ПЕТРУША

Был у Лёши попугай Петруша. Он сидел в клетке и весь день говорил одно и то же: «Петруша хороший! Петруша хороший!».

Как-то зашёл Лёша в комнату и видит, что* кошка Машка сидит у клетки, а её лапа уже за решёткой! Вот-вот кошка дотянется до Петруши! Лёша крикнул: «Машка, брысь, нехорошая!».

Кошка тут же убежала. А Петруша говорит: «Машка нехорошая! Машка нехорошая!» Вот так Петруша!

Игры для развития речи

        Игра «Угадай игрушку»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход.

На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Педагог сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих детей, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

        Игра «Кто больше увидит и назовёт»

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Ход.

Педагог: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Игра «Буратино-путешественник»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

Ход.

Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

- Зевают, отдыхают, спят…

- Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

- приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

- обедают, благодарят…

- одеваются, прощаются…

- лепят снежную бабу, катаются на санках.

Упражнения по развитию речи

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).

Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).

Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).

Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).

Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).

Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).

Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).

Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).

Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).

Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).

Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).

Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).

Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).

Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).

Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).

Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).

Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.

Чистоговорки с трудными звуками

Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:

Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).

Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).

Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).

Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).

Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).

Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).

Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).

Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).

Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).

Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).

Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Консультация для родителей по развитию речи "Особенности развития речи детей."

Форма проведения: традиционное собрание Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка Задачи: · Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего воз...

Консультация для родителей по развитию речи в старшей группе. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!

Консультация для родителей по развитию речи в старшей группе.Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...