"Пальцы учат говорить"
рабочая программа по развитию речи на тему

Корнилова Татьяна Александровна

Пальчиковая гинастика на развитие мелкой моторики руки и речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика. Пальцы учат говорить

 Очень важной  частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Они увлекательны, способствуют развитию речи и творческой деятельности ребёнка.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук. Это дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Эти игры как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Очень важны эти  игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

 Пальчиковые игры

«Пять маленьких братцев»

(Поочерёдно разгибают сжатые в кулак пальцы в соответствии с текстом)

 Пять пальцев на руке своей назвать по имени сумей. Первый палец – боковой – Называется большой. Палец второй – указчик старательный, Не зря называют его указательным. Третий твой палец как раз посредине, Поэтому средний дано ему имя. Палец четвёртый зовут безымянный, Неповоротливый он и упрямый. Совсем как в семье, братец младший – любимец, По счёту он пятый, Зовётся мизинец.

«Овощи»

 У девочки Зиночки (Дети делают ладошки «корзиночкой»)

 Овощи в корзиночке; Вот пузатый кабачок  (Сгибают пальчики, начиная с большого) Положила на бочок, Перец и морковку уложила ловко, Помидор и огурец. Наша Зина – молодец! (Показывают большой палец)

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик -  апельсин, (Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)

 Он, конечно, не один, Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладошками вокруг и на себя)

«Ягоды»

 Ягоды – это крыжовник, (Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке)

 Клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, Смородина и земляника. Запомнил ягоды я наконец. (Поднимают плечи, удивляются) Что это значит? Я – молодец! (Большой палец вытягивают вперёд)

«Грибы»

Я корзину в лес беру, (Указывают на себя, делают ладошки «корзинкой»)

Там грибы я соберу. (Разводят ладошки в стороны и снова соединяют)

Удивляется мой друг: (Показывают удивление, поднимая плечи вверх)

«Сколько здесь грибов вокруг!» (Разводят руки в стороны)

 Подосиновик, маслёнок, (Поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки)

 Подберёзовик, опёнок, Боровик, лисичка, груздь – Не играют в прятки пусть!

 Рыжики, волнушки. Найду я на опушке, Возвращаюсь я домой, Все грибы несу с собой. А мухомор не понесу, (Большой палец левой руки оставляют, грозят им) Пусть останется в лесу!

«Хлеб»

 Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

 Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно! (Гладят живот)

«Перелётные птицы»

Тили-тили, тили-тили – (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

 С юга птицы прилетели! Прилетел к нам скворушка – (Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

 Серенькое пёрышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж – Все вернулись, прилетели, (Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

 Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»)

«Домашние животные»

Довольна корова своими (показывают поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших)

телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами!

 Довольна коза своими козлятами, А я довольна своими ребятами! (показывают на себя и разводят ладони в стороны)

«Животные Севера»

Тёпы-тяпы, тёпы-тяпы ,(ладошками с плотно сомкнутыми  пальчиками похлопывают по коленям или по столу, руки при этом неподвижны)

Это ласты, а не лапы. У тюленей ласты эти Носят мамы, папы, дети.

«Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать? (разводят ладони в стороны, указывают на себя)

В снежки играть, на лыжах бегать, (сжимая и разжимая ладошки, имитируют бросание снежков вперёд; сжимают кулачки обеих рук, как будто взяли лыжные палки в руки и имитируют езду на лыжах)

 На коньках по льду кататься, (ладонями с плотно прижатыми пальцами выполняют поочередные движения вперёд-назад то правой, то левой рукой)

Вниз с горы на санках мчаться. (волнообразные движения ладонями вверх-вниз перед собой)

«Какие бывают рыбы?»

 Мы в подводном мире, друг, (выполняют движения руками, как будто плывут «брасом», одновременно сжимая и разжимая ладошки обеих рук)

 Рыбы плавают вокруг: (делают поочерёдные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой)

Рыба-меч, рыба-пила, (поочерёдно соединяют пальцы обеих рук с большим, начиная с мизинца) Рыба-удильщик и рыба-игла.

«Лягушки»

Две весёлые лягушки (дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)

 Ни минуты не сидят (резко распрямляют пальцы, рука как бы подпрыгивают над столом)

 Ловко прыгают подружки (кладут ладони на стол)

 Только брызги вверх летят (затем тут же резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)

«Наша армия»

Аты — баты, аты — баты! (поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота – Рота за ротой.

«Наши мамы»

 Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Всех их очень любят дети! Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель – Мамы разные нужны,

 (сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны!  (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

«Посуда»

 Девочка Иринка порядок наводила. (поочерёдно соединяют большой палец с остальными) Девочка Иринка кукле говорила:

 «Салфетки должны быть в салфетнице,

 Масло должно быть в маслёнке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

 А соль? Ну, конечно, в солонке!

«Транспорт»

 Будем пальчики сгибать – (показывают обе ладошки с широко расставленными пальцами)

 Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолёт, (сгибают пальчики начиная с мизинца)

Трамвай, метро и самолёт. Пять пальцев мы в кулак зажали, (поднимают сжатые  кулачки вверх)

Пять видов транспорта назвали. (разжимают ладошки обеих рук)

«Насекомые»

 Дружно пальчики считаем – (сжимают и разжимают пальцы)

Насекомых называем. Бабочка, кузнечик, муха, (поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это жук с зелёным брюхом. Это кто же тут звенит? (вращают мизинцем)

Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячут руки за спину)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика. Пальцы учат говорить

Консультация по развитию речи...

" Связь движений пальцев рук и речи. Пальцы помогают говорить"

В консультации говорится о,том, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, а только потом появляются артикуляция слогов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие р...

Пальцы учат говорить

Мини - презентация опыта работы по направлению:  "Развитие речи через конструирование из бумаги"...

Связь движений пальцев рук и речи. Пальцы помогают говорить.

Развитие и совершенствование речевой функции стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. При подготовке ребёнка к активной речи надо иметь в виду не только тренировку артикуляци...

Мастер-класс для родителей «Пальцы учат говорить»

Мастер класс для родителей дошкольников напрвлен на расширение их представлений о многообразии игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики....

Презентация игр "Пальцы учат говорить"

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.   В д...

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинс

Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тон...