Мастер-класс для родителей «Пальцы учат говорить»
консультация

Мастер класс для родителей дошкольников напрвлен на расширение их представлений о многообразии игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_roditeley_paltsy_uchat_govorit.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Пальцы учат говорить»

Источники способностей и

дарований детей –

на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

которые, питают источник

творческой мысли.

В. А. Сухомлинский

Цель: расширение представлений родителей о многообразии игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.

Задачи:

*Повысить компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.

*Построить эмоционально – доверительные взаимоотношения, способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

*Формировать у родителей умение находить общие интересы и занятия.

Ход мастер — класса:

- Здравствуйте, дорогие родители рада вас видеть на нашем мастер-классе.

Сегодня я представлю Вам некоторые формы работы с детьми по речевому развитию во второй младшей группе.

Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек.

Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов.

Известно что, в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Как вы думаете, какие виды детской деятельности подходят для развития мелкой моторики?

  • лепка (разминание пальцами пластилина, глины);
  • нанизывание крупных и мелких пуговиц, бусин, ягод (н-р рябины) на нитку;
  • различная шнуровка;
  • игры с конструктором, мозаикой, пазлами, кубиками;
  • игры с песком, водой;
  • игры с природным материалом;
  • резание ножницами;
  • рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью);
  • графические упражнения, работа с трафаретами;
  • упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами;
  • пальчиковые театры и игры.

1. Самой доступной формой развития детей является – игра. Для развития мелкой моторики мы используем пальчиковые игры. Особенность этих игр - их доступность. Чтобы поиграть с малышом, никаких особенных приспособлений и игрушек не требуется. Весь игровой материал – ручки и пальчики ребёнка.

Эти игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Когда ребёнок проговаривает стихи и одновременно двигает пальчиками своих рук, речь его подчиняется ритму, сопровождается движениями, становится более громкой, чёткой, эмоциональной.

Предлагаю поиграть: пальчиковая гимнастика:

Котята

У кошечки нашей есть десять котят - проглаживание кисти рук

Сейчас все котята по парам стоят - постукивание пальцами друг о друга

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Белка

Сидит белка на тележке - пальчики сжаты в кулачки, ударяем кулак о кулак

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке, - разгибаем большой пальчик

Воробью, синичке, - разгибаем указательный и средний пальчики

Мишке толстопятому - разгибаем безымянный пальчик

И заиньке усатому. - разгибаем мизинчик

Капуста

Тук! Тук! Тук! - Ритмичные   удары   ребром   ладони   по столу.

Тук! Тук! Тук!

Раздается в доме стук.                        

Мы капусту нарубили,

Перетерли, - Хватательные движения обеими руками.

Посолили - Указательный и средний пальцы трутся о большой.

И набили плотно в кадку. -  Удары обеими руками по столу.

Все теперь у нас в порядке! - Отряхивают руки.

2. Также мы используем логоритмические упражнения или физминутки, которые включают в себя выполнение движений в сочетании с текстом. Такие упражнения помогают ребёнку развивать речевое внимание, речевую память, двигательную память, развивают точность выполнения движений, чувство ритма.

А теперь мы с вами поиграем в игру: 

«Части тела»

Один, два, три, четыре, пять!

Можем всё мы показать!

Это локти - их коснемся.

Вправо, влево мы качнемся,

Это плечи — их коснемся.

Вправо, влево мы качнемся.

Если мы вперед качнемся,

То коленей мы коснемся.

Один, два, три четыре, пять!

Можем всё мы показать!

За малиной

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. – Ходьба.

Спелых ягод наберем, наберем. – Наклоны.

Солнышко высоко, - Потягивание.

А в лесу тропинка. - Наклоны до пола. 

Сладкая ты моя, - Ходьба.

Ягодка-малинка.

3.  А теперь упражнения с предметами, в нашем случае это будет неотточенный карандаш.

  • Возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. (Дети перекатывают карандаш между двумя ладонями.) Послушайте, как он «шумит». «Пошумим» у правого уха, у левого. Молодцы!

  • Игра «Тихо - громко».

Я расскажу вам, как однажды мама-курица позвала цыплят поклевать зернышки. Цыплята клевали их тихо, они маленькие, а мама-курица – громко, она большая. Дети, давайте покажем, как они это делали. Возьмите карандаш в пальцы правой руки и поставьте его на стол. (Дети держат карандаш между тремя пальцами, как при письме.) 

Постучим им по столу тихо, как цыплята. Потом громко, как мама-курица. Цыплята поклевали зернышки и вместе с курицей пошли гулять. В густой зеленой траве они увидели червячков. Мама-курица показала цыплятам, как их надо клевать. А потом поклевали цыплята. Вот какую замечательную историю я вам рассказала.

4. В группе детям для самостоятельной игры всегда доступны настольно – печатные игры.

Любая игра начинается с освоения простых правил и способов выполнения задания.

  • « Разноцветные прищепки»: Такая игра учит детей правильно брать и открывать прищепку. Способствует закреплению цветов, развитию зрительного восприятия, внимания, воображения.

  • «Счётные палочки»: Необходимо проанализировать схему и на столе выполнить аналогичный рисунок. Работать нужно очень аккуратно, т.к. картинка может сломаться или получиться кривой.

  • «Шнуровка»: Сложность этого упражнения в том, что современная одежда исключает такой вариант соединения деталей. На современной одежде минимум креплений, либо нет совсем, поэтому пуговицы и шнурки – экзотическая игрушка для детей. Чтобы застегнуть пуговицу, да ещё маленькую, детям приходится прилагать немалые усилия интеллектуальные и физические.

  • «Пазлы» и «Вкладыши»: Современное увлечение пазлами и выпуск таких игр позволяет использовать их в детском саду.

А теперь, дорогие родители, я предлагаю Вам поиграть и окунуться в океан эмоций, в котором купаются ваши дети, когда играют.

Всем спасибо за внимание и успехов вам в воспитание наших деток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика. Пальцы учат говорить

Консультация по развитию речи...

Пальцы учат говорить

Мини - презентация опыта работы по направлению:  "Развитие речи через конструирование из бумаги"...

"Пальцы учат говорить"

Пальчиковая гинастика на развитие мелкой моторики руки и речи...

Мастер-класс для родителей «Пальчики учат говорить»

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики для стимуляции речевого развития детей....

Мастер – класс для молодых педагогов «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить»

Мастер – класс для молодых педагогов «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить»...

Презентация игр "Пальцы учат говорить"

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.   В д...

Мастер-класс для родителей "Пальчики учат говорить"

quot;Ум ребёнка находится на кончике его пальцев".  В.А. Сухомлинский...