Мастер-класс для родителей "Пальцы помогают говорить"
материал

Барсуковская Татьяна Николаевна

Мастер-класс для родителей "Пальцы помогают говорить".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Пальцы помогают говорить»

Цель:

 создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

 познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей; способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Участники: 

воспитатель, родители.

Подготовительная работа: 

разработка презентации, разработка буклетов для родителей.

Ход мероприятия:

Родители сидят за столами, на которых разложены разнообразные предметы (платочки, су-джок, горох, прищепки)

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители! Я очень рада видеть вас. Тема нашей встречи «Пальцы помогают говорить». Предлагаю, встать всем в круг и поприветствовать друг друга.

Игра«Ладошки»
-Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
- Спасибо.

Воспитатель: Молодцы, дорогие родители, вы доказали, что вы настоящая команда. И кроме этого, вы так же, как и ваши дети, любите играть.  Сегодня мы будем играть в пальчиковые. Хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают?

Ответы родителей.

Воспитатель: Уважаемые родители, вы все правильно сказали! Вы, наверное, слышали известное высказывание Василия Александровича Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Вы можете прочитать на слайде.

Слайд №1

1. Развивается речь.

2. Создаётся благоприятный, эмоциональный фон, развивается умение вслушиваться и понимать смысл речи.

3. Ребенок учится концентрировать и распределять своё внимание.

4. Усиливается контроль,  за выполняемыми движениями, при сопровождении их стихотворными строчками.

5. Развивается память ребенка, воображение и фантазия.

Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только при сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам несколько способов и приемов, которые могут способствовать улучшению речи ваших детей.

Большинство детей очень любят рисовать и раскрашивать. Не важно, насколько красиво у них это получается. Сам процесс захватывания и держания карандаша или фломастера, движение им помогает развитию мелкой моторики. Потому рисование или раскрашивание должно присутствовать в досуге ребѐнка регулярно.  

Особого внимания заслуживает детская лепка. Для неѐ используют пластилин, глину или солѐное тесто. Лепка помогает развивать согласованное движение ручек.

  Отщипывание кусочков двумя пальчиками и лепка из них мелких деталей – шариков, глазок, носиков.

  Расплющивание пластилина или теста ладошкой, катание колбасок пальцами и всей ладонью.

  Отпечатывание на пластилине или тесте собственных пальцев или других предметов.

 Сочетание пластичного материала с твѐрдым – бусинами, горошинами, веточками.

Из всего разнообразия игрушек, стоит выбирать не только красивые и яркие, но и полезные. Для развития мелкой моторики хорошо подходят:

 Обычная девичья игра с куклами. Она способна оказать помощь в развитии моторики, если ребѐнок будет пытаться одевать и раздевать своих пупсиков.

 Детские музыкальные инструменты – пианино, гитары, синтезаторы, а также любые музыкальные игрушки с кнопками.

 Пазлы и мозаика – крупные до трѐх лет и мелкие для более старших детей

  Кубики, пирамидки и конструктор.

 Детские наборы для творчества и рукоделия развивают моторику и творческое мышление.

 Игры-шнуровки и вкладыши.

 В магазинах продаѐтся множество игрушек, нацеленных на развитие мелкой моторики у детей, но можно обойтись и без них, используя самые разнообразные предметы и материалы, которые есть дома. Приготовьте для малыша различные виды застѐжек со старой одежды, сумок и прочего – пуговицы, молнии, кнопки, липучки, шнуровка. В глубокую коробку складывают разные по форме небольшие предметы, которые ребѐнок должен отгадать, ощупывая пальцами. Полезным для моторики рук будет и простое перебирание мелких предметов, например бус. Несколько игр с бусами можете найти в буклетах, которые я для вас приготовила.

Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить пальчиковые игры. В какие игры можно играть с ребенком дома, без особого дополнительного оборудования.

Уважаемые родители, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной в пальчиковые игры.

Пальчиковая игра «Рукавичка».

Из-за леса, из-за гор (шлепают ладошками по коленям).

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил,

Рукавичку обронил. (Жест рукавичка – все пальцы вместе).

Мышка по полю бежала. (Бегают пальчиками одной руки по другой).

Рукавичку увидала. (Жест рукавичка – все пальцы вместе).

Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке).

Мышку здесь никто не ждет? (Грозят пальцем).

Стала жить – поживать,

Звонки песни распевать. (Хлопки).

Зайка по полю бежал, (жест «Зайка» - указательный и средний палец показывают ушки).

Рукавичку увидал. (Жест рукавичка – все пальцы вместе).

Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке).

Звонко песенку поет? (Хлопки)

Мышка зайку пригласила, (Зовут, жестикулируя правой рукой).

Сладким чаем напоила. (Вытягивают вперед руки, ладошки складывают в виде чашечки).

Зайка прыг, зайка скок,

Зайка пирогов напек. («Пекут» пирожки).

Как по лесу шла лисичка, (Мягкие движения кистями рук).

Увидала рукавичку. (Жест рукавичка – все пальцы вместе).

- Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке).

Звонко песенку поет? (Хлопки).

И лисичку пригласили. (Мягкие движения кистями рук).

Пирожками угостили. («Пекут» пирожки).

Стала жить там, поживать,

Пол метелкой подметать. (Движение руками вправо-влево).

Мишка по полю гулял. (Стучат по коленкам кулачками).

Рукавичку увидал. (Жест рукавичка – все пальцы вместе).

- Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке).

Звонко песенку поет? (Хлопки)

Звери испугались. (Сжать пальцы в «замок»).

В страхе разбежались. (Развести руки в сторону).

Воспитатель: Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией. Примеры других пальчиковых игр, я вам приготовила в буклете.

 Можно использовать пальчиковые игры с предметами. У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей. Давайте поиграем с платочками.

Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:

Игра «Проглот».

У меня живет проглот,

Все подряд проглот жует,

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота.

Воспитатель: Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.

Для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др., любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов и многое другое). Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно. Сейчас предлагаю вам поиграть с горошком.

«Игра с горошком»

Дома я одна скучала,

Горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать:

- Пальчик, пальчик, мой

хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай

И другому передай.

(На первые строчки берем горошинки из тарелочки, затем катаем горошинки одним пальчиком и передаем следующему).

Воспитатель: А теперь поиграем с прищепками.

«Прищепки»

Кусается сильно котенок-глупыш.

Он думает, это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

 (На каждую строчку прищипываем пальцы по очереди, потом меняем руку).

Так же можно использовать обычные крышки от бутылок.

 Пальчиковая игра «Крышки»:

Вот мы пальчики обули, (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук) 

Смело в них вперёд шагнули, (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд) 

И пошли по переулку

На весёлую прогулку. (пальчики шагают).

Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т. д.

Игры с мячиками (с гладким мячиком):

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой) 
Взад, вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь) 

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и расжимаем мячик) 

Колобок я разожму и другой рукой начну, 
Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт. (повторяем тоже самое другой рукой) 

(с мячиком- ёжиком):

Маленький колючий ёж, 

До чего же ты хорош (катаем мячик -ёжик по столу правой рукой) 

Покажи свои иголки, 

Хоть они и очень колки. (катаем мячик по столу левой рукой). 

Метод Су- джок терапии основывается на традиционной акупунктуре и характеризуется эффективностью, безопасностью и простотой. На ладони человека находится множество биологически активных точек, воздействуя на которые можно влиять на соответствующий этой точке орган человека, то есть можно опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга. Су-джок также используют и при плохой подвижности пальчиков. Этот метод улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

Также можно использовать для развития мелкой моторики сухой бассейн с различными крупами (рис, гречка, фасоль и т. п.) .

Для повышения интереса у детей туда можно поместить мелкие игрушки. 

Можно смешать несколько круп и предложить ребёнку поиграть в Золушку.

- Помните!

 - Все предметы, используемые в играх должны быть безопасными для ребёнка!

 - Не забывайте сопровождать все игры речью! Объясняйте ребёнку всё, что вы делаете. Комментируйте его действия.

-Хвалите ребёнка даже за незначительные успехи.

- Соблюдайте правило – при игре с мелкими предметами взрослый должен находиться рядом с ребёнком! Дети очень любят класть мелочь в рот, нос и уши!

Спасибо за внимание. Надеюсь, что всё что вы сегодня узнали поможет вам в развитии ваших деток.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Пальчики учат говорить»

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики для стимуляции речевого развития детей....

Мастер – класс для родителей: «Руки помогают – язычок наш укрепляют»

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики снижают ...

Мастер-класс для родителей «Пальцы учат говорить»

Мастер класс для родителей дошкольников напрвлен на расширение их представлений о многообразии игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики....

Мастер-класс для родителей: «Дышим глубоко – говорим легко!»

Мастер- класс для родителей о постановке правильного  дыхания для развития речи детей....

Мастер-класс для родителей "Дыши и говори правильно"

Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников....

Мастер-класс для родителей «Пальчики помогают говорить».

цель:сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей....