Мастер-класс для родителей «Пальчики помогают говорить».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

цель:сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_s_roditelyami.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Пальчики помогают говорить».

Участники: дети 6-7лет с ОНР (ТНР), воспитатель, учитель-логопед, родители воспитанников.

Форма проведения: мастер-класс.

Задачи:

- сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей;

- предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;

- упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация «Развитие мелкой моторики рук у старших дошкольников», варежковый театр для участников театра. выставка дидактических пособий и игр, используемые для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Iчасть. Организационная часть.

Звучит спокойная музыка. Родители знакомятся с выставкой и рассаживаются за столы.

Учить-логопед. Уважаемые родители, мы рады видеть вас на логопедическом мастер-классе. Сегодня мы вас познакомим с некоторыми пальчиковыми играми и упражнениями, которые активизируют речевую деятельность, развивают память и мышление, пробуждают творческое воображение и внимание.

       Ещё век назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллект тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Учёные-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры голоного мозга, отвечающих, за двигательную активность. Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальцев нужно нам не только для того, чтобы у ребёнка происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.

       У детей, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, быстрее формируется правильная речь, в школе у них быстрее идёт

        У детей с речевыми нарушениями отмечается недоразвитие мелкой моторики. Наша совместная задача – педагогов и родителей, помочь каждому ребёнку справиться с этими трудностями. Помогут нам в этом игры и упражнения, с которыми вы сейчас познакомитесь.

IIчасть. Практическая.

Учитель-логопед. А играть мы будем вместе с детьми.

Под музыку заходят в зал дети, становятся полукруг.

Воспитатель.  Уважаемые родители, выходите, становитесь рядом со своими детьми.

Игра-знакомство «Передай колпачок».

Воспитатель. Давайте познакомимся, но не просто словами, а по-особенному. Для этого нам нужны будут счётные палочки. Возьмите по одной палочке. Посмотрите, на мою палочку, на ней одет колпачок. Я называю своё имя и передаю колпачок соседу справа. Сосед справа снимает колпачок с моей счётной палочки (руками не помогаем), говорит своё имя и передаёт колпачок соседу справа и т.п. Итак, начинаем.

Под музыку дети и родители передают колпачок друг другу.

Воспитатель. Колпачок вернул ко мне, и мы с вами стали немного ближе друг другу.

Учитель-логопед. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме. Массаж кистей и пальцев рук является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Самомассаж с прищепками «Котенок».

Бельевой прищепкой на ударные слоги стихотворения поочерёдно «кусает» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук (надо проверить чтобы прищепки были н сильно тугими).

Кусается сильно ктёнок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мыш.

Но я же играю с тобою, малыш»

А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!».

Воспитатель. Остановимся подробнее на кинезиологических упражнениях. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

Предлагаем вашему вниманию кинезиологические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

Воспитатель проводит упражнения «Коза-заяц-вилка», «Нос-ухо-хлопок», «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь».

Воспитатель организует ряд игр.

Игра «Золушка» для 3пар (взрослый и ребёнок).

Задание: перебрать мелкие предметы на две миски (можно взять фасоль и ракушки). Побеждает тот, кто первый закончит работу.

Игра «Будь внимателен».

Задание: для каждой пары даётся картинка – образец из пуговиц нужно выложить точно такую же.

Игра с моталочками (4человека)

Задание: участники наматывают ленту с игрушкой на конце ленты на палочку диаметром 2см (можно использовать клубок ниток)

Учитель-логопед. Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, успешно используются различные виды театра: пальчиковый, варежковый, театр би-ба-бо. Кистью или пальцами руки ребёнок имитирует движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. У инсценировок с помощью театра большие возможности для развития ловкости, координации движения рук и речи, формирования артистизма. Предлагаем вашему вниманию инсценировку

 сказки «Как Маша весну искала» с использованием варежкого театра.

Дети показывают родителям инсценировку

 сказки «Как Маша весну искала».

IIIчасти. Итоговая.

Воспитатель. Вообще, специальной подготовки для игры с ребёнком не требуется. Некоторые игры представлены на нашей выставке. Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук: шнуровки, сенсорное панно, бизиборды, наборы тканевых образцов различной фактуры и т.п.

Учитель-логопед. А сейчас предлагаю рассказать какие игры есть у вас дома для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук?

Рассказы родителей.

Учитель-логопед. Ну, вот и закончилось наше совместное занятие. В эти игры и упражнения вы можете играть дома со всей семьёй. Через игру можно лучше понять ребёнка, помочь ему преодолеть имеющиеся проблемы в моторной сфере, в речевом развитии. А самое главное – вы с ребёнком станете ближе друг другу.

Дети дарят родителям поделки, выполненные в технике оригами.

Родители дарят детям «Весёлые прописи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Руки помогаю говорить"

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно с...

Мастер - класс для родителей "Наши пальчики играют - говорить нам помогают"

Мастер - класс"Наши пальчики играют - говорить нам помогают"...

Мастер – класс для молодых педагогов «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить»

Мастер – класс для молодых педагогов «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить»...

Мастер-класс для родителей на тему: «Учитесь говорить играя»

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Обучаем детей говорить»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Обучаем детей говорить»...

Мастер – класс для родителей «Играем и красиво говорим»

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Мастер - класс для родителей "Играем и красиво говорим"

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....