Мастер - класс для родителей "Играем и красиво говорим"
материал

Веселова Ольга Сергеевна

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

Тема: «Играем и красиво говорим»

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые родители! Я рада всех вас сегодня видеть, и приглашаю на мастер-класс, посвящённый теме развития речи наших детей.

Безусловно, желание каждого из вас - воспитать успешного, легко адаптируемого в социуме человека. И все мы знаем, какую роль играет яркая, эмоциональная, красивая речь. Значение выразительной, правильной речи в жизни человека неоспоримо. А эмоционально окрашенное слово – важный инструмент общения.

Почему сегодня я решила привлечь вас к проблеме речевого развития?

Говорить умеют почти все, но говорят правильно далеко не все из нас. Мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевых возможностей весьма сложно. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, перестаёт быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Основная часть:

- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? (Ответы родителей)

Речь должна быть

Грамотной

Понятной

Выразительной

Осмысленной

Богатой

Эмоциональной

А что же получается на самом деле?

Большое внимание мы уделяем развитию монологической речи детей:

- Составлению творческих рассказов

- Составлению рассказов по картине, по серии картин

- Пересказам

Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.

Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.

Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»

И, конечно же, главным инструментом, способствующим развитию речевой коммуникации у детей является игра!

Уважаемые родители! Я предлагаю Вам игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.

Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

Я предлагаю вам поиграть в игры, которые очень любят дети, в которые мы играем в детском саду и вы можете поиграть с детьми дома.

1. Игра «Шаги».

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

2. «Волшебная цепочка» или «Ассоциации».

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться?

Мёд - пчела - цветок - лето - море - кит и т. д.
А сейчас давайте составим новую словесную цепочку. Повар …

3. «Сказочные антонимы».

Взрослый предлагает детям поиграть со сказкой, объясняя, что он будет произносить какое-либо название, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, истинное название сказки.

Примеры заданий:

• «Зелёный платочек» - («Красная шапочка»);

• «Мышь в лаптях» - («Кот в сапогах»);

• «Рассказ о простой курочке» - («Сказка о золотой рыбке»);

• «Знайка в Лунной деревне» - («Незнайка в Солнечном городе»);

• «Бэби - короткий носок» - («Пэппи - длинный чулок»);

• «Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» - («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»);

• «Один из Молоково» - «Трое из Простоквашино»);

• «Крестьянка под тыквой» - («Принцесса на горошине»);

• «Деревянный замочек» - («Золотой ключик»);

4. Игра «Сочиняем сказку».

На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук(а).

Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц).

У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук(а).

Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки).

Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук(а).

Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т.д.)

Зайчатки были рады!

5. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?».

Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: взрослый называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

6. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры: взрослый начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью (желтые).

Дорога широкая, а тропинка. (узкая).

7. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?».

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

Ход игры: взрослый задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

8. Дидактическая игра «Какое что бывает?».

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

Ход игры: расскажите, что бывает:

зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким — река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

В заключении хочу дать вам несколько простых, но очень важных рекомендаций:

В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной.

Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

Как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).

Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.

Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку такие фразы:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Что бы мы без тебя делали?!

Садись с нами!

Я помогу тебе.

Я очень рада твоим успехам.

Расскажи мне, что сегодня с тобой происходило.

И напоследок хочу вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у Вас есть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему:«Через красивое – к человечному»

Данный мастер - класс направлен на расширение представлений родителей по вопросу нравственно – эстетического воспитания дошкольников; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить ро...

Мастер-класс " Как быстро нарисовать красивые цветы при помощи газеты"

“Как быстро нарисовать  красивые  цветы при помощи газеты”Берём кусочек газеты (полиэтилена), комкаем в небольшой шарик, мажем кисточкой в нужный цвет. Можно жидко развести краску на о...

Мастер-класс для родителей «Пальчики учат говорить»

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики для стимуляции речевого развития детей....

Использование приемов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста. Мастер-класс «Соленое тесто — это красиво, интересно, необычно»

АРТПЕДАГОГИКА-(художественная педагогика) — это синтез двух областей научного знания — искусства и педагогики, изучающая закономерности воспитания и развития человека посредство...

Мастер-класс для родителей «Пальцы учат говорить»

Мастер класс для родителей дошкольников напрвлен на расширение их представлений о многообразии игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики....

Мастер-класс "На пути к красивой речи"

Цель мастер – класса:Активизировать знания педагогов по теме: «Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника».Обеспечить оптима...