Мастер-класс для педагогов ДОУ «Обучаем детей говорить»
методическая разработка (средняя, старшая группа)

Гиниатуллина Марина Анатольевна
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Обучаем детей говорить»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему:

«Обучаем детей говорить»

Составила Гиниатуллина М.А.

Цель: повышать уровень знаний и умений педагогов по речевому развитию дошкольников

Задачи:

  • расширять осведомленность относительно методов и приемов развития связной речи детей;
  • развивать исследовательско-творческие педагогические способности, инновационную культуру  и  креативное мышление;
  • активизировать творческий потенциал;
  • побуждать к профессиональным поискам.

Оборудование и материалы: кисточка, мнемодорожка «Ежик», тактильные карточки с разной фактурой, корректурная таблица «Разные профессии», друдлы, схемы-модели для составления предложений, описания предметов, явлений и тому подобное.

Ход мастер-класса:

Ведущая: Добрый день, коллеги! Каждый ребенок должен усвоить культуру речи и общения, элементарные правила пользования языком в различных жизненных ситуациях. Ведь язык предстает «каналом связи» для получения информации из неязыковых сфер бытия, средством познания мира от конкретно-чувственного к понятийно-абстрактному. Впрочем, как показывает опыт, немало дошкольников недостаточно владеют диалогической и монологической компетентностью. У них не сформированы навыки и умения развернутой, последовательной, логической связной речи, они не проявляют творчества в различных видах речевой деятельности, им сложно изъясняться о различных явлениях, событиях, поведении людей, персонажей художественных произведений.

Поэтому сейчас мы будем учиться использовать современные технологии при работе с дошкольниками. Это даст возможность повысить речевую активность детей, развить их связную речь, логическое мышление, воображение.

Использование мнемотехники в работе с дошкольниками

Это комплекс методик, направленный на формирование способности запоминать яркие образы и с легкостью их воспроизводить. Применение приемов мнемотехники поможет обогатить словарный запас детей, увеличить объем памяти и косвенно будет способствовать формированию связной речи. Чтобы убедиться в этом, предлагаю выполнить несколько упражнений.

Упражнение «В мире фантазии»

Педагоги объединяются в команды, каждой из которых ведущая предлагает два набора картинок-символов. Команды берут из каждого набора по одной картинке и на основе того, что на них изображено, составляют сказку и придумывают для нее название. Затем презентуют свои наработки соперникам. Затем все вместе анализируют сказки, обсуждают, какие детали остались вне поля зрения. Ведущая подводит участников к выводу, что во время работы с детьми такое упражнение поможет развить их воображение, побудить их рассказы по содержанию предметных картинок.

Ведущая: Вы хорошо справились с этим заданием. Теперь предлагаю пофантазировать без картинок.

Упражнение «Изобрази зиму»

Ведущая предлагает педагогам «нарисовать» зимнюю картину с помощью слов. Педагоги садятся в круг. Первый участник берет в руки кисточку, составляет первое предложение, например, «Успокоилась и уснула природа, укрытая серебряно-белым одеялом зимы». Затем передает кисточку следующему участнику. Упражнение продолжается до тех пор, пока кисточка не «обойдет» весь круг.

Ведущая: Чтобы ввести детей в мир мнемотехники, сначала ознакомьте их с мнемоквадратами — изображениями, обозначающие слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. Постепенно усложняйте занятия. К примеру, демонстрируйте мнемодорожки — это уже квадраты из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ. Затем смело переходите к работе с мнемотаблицами — комплексами изображений, по которым можно запомнить и воспроизвести полноценный рассказ или стихотворение.

Оценивая рассказы детей, следите, чтобы они были: содержательными; логически выстроенными; грамматически правильными; выразительными. Учите детей описывать предметы и явления по такой логико-синтаксической схеме: назвать предмет или явление; дать ему общую характеристику; выделить основные его признаки, характеристики; назвать возможные действия его или с ним; выразить свое отношение к предмету или явлению.

Предлагаю не останавливаться не теории и попробовать, как это происходит на практике.

Упражнение «История ежика»

Ведущая демонстрирует мнемодорожку «Ежик». Педагоги составляют вопросы к изображениям, например: «Кто это? Чем покрыто его тело? Где живет? На что похож? Чем питается? Как действует в случае опасности?». После этого по определенному плану, пунктами которого являются ответы на поставленные вопросы, участники придумывают краткий рассказ про ежика и презентуют его.

Использование тактильных карточек в работе с дошкольниками

Ведущая: Работа с тактильными карточками позволит развить память, ассоциативное мышление и воображение детей. Кроме этого, тактильные карточки можно применять, чтобы упражнять детей в умении выражать свои мысли. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, выполним упражнение.

Упражнение «Тактильные ассоциации»

Ведущая раскладывает на столе тактильные карточки с разной фактурой: пуговицами, монетами, мехом, наждачной бумагой, фланелью, каплями воска, веревками, деревянными палочками, фольгой, бархатом, ракушками и тому подобное. Педагоги по очереди подходят к столу, касаются карточек и озвучивают, о чем они подумали в этот момент. Ведущая отмечает, что во время работы с детьми ни в коем случае нельзя заставлять их касаться карт, которые неприятны им на ощупь.

Использование друдлов в работе с дошкольниками

Ведущая: Интересной является и работа с друдлами. Друдлы — это что-то вроде «картинок-недоделок», которые имеют множественное значение. У каждого, кто их рассматривает, возникает логичный вопрос «Что это такое?».

Задача состоит в том, чтобы подобрать как можно больше ассоциаций с предложенным друдлами.

друдлы

Знакомя детей с друдлами, подбирайте, прежде всего такие, которые легко ассоциировать с реальными предметами. Постепенно усложняйте задания и увеличивайте количество картинок. Использование друдлов способствует развитию памяти, дивергентного и ассоциативного мышления детей, формирует умение находить нестандартные подходы к решению различных задач.

Упражнение «Составляем рассказы»

Каждый педагог подбирает серию друдлов и излагает их в определенной последовательности. Следовательно, составляет на их основе рассказ и представляет его участникам. Воспитатель замечает, что во время работы с детьми целесообразно крутить друдлом на все стороны, чтобы они увидели как можно больше ракурсов изображения, и, следовательно, смогли подобрать больше ассоциаций.

ТРИЗ в работе с дошкольниками

Ведущая: В процессе развития речи дошкольников пригодится и теория решения изобретательских задач — ТРИЗ, основанная на системе логических операций. Главные принципы методики ТРИЗ: разрешение противоречий; системный подход, т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех элементов; умение найти необходимый в определенной ситуации резерв.

Основная идея ТРИЗ — творчество во всем.

Упражнение «Ассоциативная цепочка»

Педагоги садятся цепочкой. Ведущая называет первому педагогу любую фразу, например «Взрослым и детям следует придерживаться правил пожарной безопасности». Первый в цепочке педагог придумывает к ней ассоциацию и передает ее второму игроку, который делает то же самое. В результате должна образоваться ассоциативную цепочку.

Использование корректурных таблиц в работе с детьми

Ведущая: Корректировать речевые умения и навыки дошкольников можно с помощью корректурных таблиц — информационно-игровых полей с тематически подобранными картинками. Для разных возрастных групп используйте таблицы с разным количеством картинок. Заметьте, что корректурная таблица может быть готовой, а может иметь вид дидактической рамки, то есть разделенного на квадраты игрового поля, с отдельным набором предметных картинок-карточек. Задача детей во время работы с корректурными таблицами — выполнить словесные инструкции-задания педагога, и заполнить игровое поле-рамку. Желаете попробовать? (Да.)

Упражнение «Что мы знаем о профессиях?»

корректурная таблица профессии

Логопед предлагает педагогам рассмотреть корректурную таблицу «Разные профессии» и выполнить несколько заданий, к примеру, назвать: основные функции, которые выполняет кондитер; работников, которые по профессии много общаются с людьми; профессии, которые требуют правильного произношения и хорошей дикции и тому подобное.

п

корректурная таблица сказка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей: «Детская ложь. Почему дети говорят неправду?»

В данной методической разработке представлен мастер-класс для родителей, который  поможет родителям разобраться в причинах, вызывающих детскую ложь и найти пути преодоления этого негативного мора...

Мастер – класс для молодых педагогов «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить»

Мастер – класс для молодых педагогов «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить»...

"Обучаем детей говорить"

мастер-класс учителя логопеда для педагогов ДОУ...

Мастер-класс для родителей на тему: «Пальчики помогают говорить» с использованием пальчиковых игр и крупотерапии в работе с детьми ОВЗ

Цель мастер-класса:- познакомить родителей с нетрадиционными пальчиковыми играми;-создать условия для эмоционально-доверительных взаимоотношений в группе;- самореализация родителей, способствующа...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Мастер-класс «Обучаем детей говорить» для воспитателей

Цель: повышать уровень знаний и умений педагогов по речевому развитию дошкольниковЗадачи:расширять осведомленность относительно методов и приемов развития связной речи детей;развивать исследовательско...