РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
статья по развитию речи по теме

Коблева Марет Османовна

Аннотация: Одной из основных задач в работе воспитателей дошкольных образовательных учреждений является развитие речи у детей различными методами и способами, которые формируют навыки общения и являются подготовительным шагом к обучению в школе.

 

Abstract: One of the main tasks in the work of tutors of preschool educational institutions is the development of speech in children by various methods and techniques that form the communication skills and are a preparatory step for school.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 372.3/.4

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Коблева М.О.

Воспитатель Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

МО «Кошехабльский район»

«Детский сад общеразвивающего вида №1»

Аннотация: Одной из основных задач в работе воспитателей дошкольных образовательных учреждений является развитие речи у детей различными методами и способами, которые формируют навыки общения и являются подготовительным шагом к обучению в школе.

Ключевые слова: развитие речи, общение, воспитание, обучение, коммуникация, билингвизм.

LANGUAGE DEVELOPMENT IN PRESCHOOL AGE AS THE MAIN CONDITION INTELLECTUAL EDUCATION

Koblevа M.O

Mentor Municipal Budget

preschool educational institution

MO "Koshekhablsky District"

"Kindergarten General developing species №1»

Abstract: One of the main tasks in the work of tutors of preschool educational institutions is the development of speech in children by various methods and techniques that form the communication skills and are a preparatory step for school.

Key words: language development, communication, education, training, communication, bilingualism.

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные

Твердые и мягкие.

Слова бывают смелые

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

С. Баруздин

Детские годы – самый важный период жизни человека, когда формируются личность, характер, взгляды на жизнь, отношение к себе и другим.

Воспоминания дошкольного детства надолго остаются в памяти человека и освещают его зрелые годы.

В современных условиях образовательной деятельности обучение в школе требует от детей огромного напряжения физических, умственных и нравственных сил. Задачей педагогов является сделать занятия интересными, посильными, творческими и радостными. Основой успешной учебы ребенка является взаимная связь и слаженность в работе детского сада, родителей и школы.

Воспитателям дошкольных учреждений предоставляются большие возможности выбора программ воспитания и обучения, которые предусматривают всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей. Основной целью, объединяющей эти программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к школе.

Нельзя не отметить, что в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования «Кошехабльский район» «Детский сад общеразвивающего вида №1» родным языком считается кабардинский диалект адыгского языка, который существенно отличается от официального адыгейского языка Республики Адыгея. Таким образом, помимо двух официальных языков Республики Адыгея (русского и адыгейского), дети владеют кабардинским диалектом, являющимся разговорным языком в а.Кошехабль, где расположено данное дошкольное учреждение.

Без знания родного языка невозможно познание национального наследия своего народа, накопленного веками. Без знания русского языка невозможно полноценное участие в общественной жизни государства. Воспитатели, прилагают максимум усилий, для обеспечения высокого уровня знаний дошкольниками как родного, так и русского языков.

Отличительной чертой построения учебных занятий по развитию речи является то, что билингвизм и разговорный диалект функционируют в учебно-воспитательном процессе, взаимодействуя и помогая друг другу.

В любой умственной деятельности присутствует слово. Слово организует восприятие детей. С помощью слова воспитатель помогает ребенку выделять главное, увидеть существенное.

Дети с раннего возраста овладевают речью общаясь со взрослыми на основе подражания. Речь взрослого - источник знаний для детей и образец правильной речи.

Детский сад - первая ступень в системе народного образования, где ребенок начинает познавать окружающий мир.

По развитию речи в группах раннего и младшего возраста больше внимания уделяется формированию правильного звукопроизношения, обогащению и активизации детского словарного запаса и использованию в устной речи несложных предложений.

Программа старшей группы «Колокольчик» вышеупомянутого дошкольного учреждения нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков, формирования навыков пересказывания и составления небольших рассказов, что является большим толчком для умственного развития детей.

В старших группах особое место занимает совершенствование фонематического слуха и развитие связной речи. Воспитатель учит делить слова на слоги, из слов составлять предложения, подводит детей к звуковому анализу слов.

Учитывая требования, предъявляемые к уровню развития речи детей, поступающих в школу, программа воспитания в детском саду ставит следующие задачи:

- обеспечение дошкольника должным объемом словаря, способствующим  пониманию речи окружающих и свободному речевому общению, посредством  всех частей речи,  а также народных и фразеологических оборотов;

- формирование у детей правильного произношения всех звуков,

- развитие фонематического слуха, дикции и выразительности речи;

- развитие коммуникативных качеств у детей, правильного грамматического оформления мыслей, соблюдения норм речевого общения.

Развернутая связная речь одна из главных задач. Развитие связной речи идет неразрывно с мышлением. Она помогает ребенку быть раскованным, уверенным в себе, легко общаться со сверстниками, взрослыми. Связная речь - это развернутое изложение содержания, которое передается логично, последовательно, точно, грамматически правильно. Связная речь идет в развитии с другими задачами - словарной работой, грамматическим строем и звуковой культурой речи.

В работе над формированием грамматического строя речи необходимо выделять следующие направления:

  1. Предупреждение появления у детей грамматических ошибок.
  2. Эффективность исправления ошибок детей в речи.
  3. Совершенствование синтаксической стороны речи.
  4. Развитие чуткости и интереса к форме своей речи.
  5. Содействие грамматически правильной речи взрослых, окружающих ребенка.

Дети в старшей группе умеют обобщать, делать выводы, умозаключения, могут замечать ошибки в ответах своих товарищей, исправлять их, спорить, пересказывать художественные произведения, инсценировать сказки и произведения любимых авторов. Особый интерес у детей вызывают считалки, чистоговорки, скороговорки, театрализованные игры, загадки. Также их увлекает чтение художественных произведений, просмотр и обсуждение телевизионных передач. Все это в совокупности способствует расширению разговорной речи, развитию памяти и мышления.

Задачей родителей в помощь воспитателям и развитию своих детей является максимально расширенное речевое общение, чтение вслух, наблюдение за своей речью, во избежание появления у детей искаженных слов и нецензурных выражений.

От профессионализма воспитателей, родительского внимания и грамотности зависит с каким багажом знаний сегодняшний дошкольник пойдет в школу.

Список литературы:

  1. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду/В.В. Гербова, издательство Мозаика-синтез, Москва, 2014
  2. Дьяченко, В.Ю. Развитие речи/В.Ю Дьяченко, О.В. Гузенко, И.А. Швецова, Г.А. Мирошниченко, издательство «Учитель», Волгоград, 2008
  3. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005
  4. Программа «Детство» под редакцией В.И. Логиновой/ http://psylist.net/pedagogika/progpdlb.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи и ознакомление с окружающим важное условие умственного развития ребенка

Развитие речи и ознакомление с окружающим важное условие умственного развития ребенка...

«Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста».

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярк...

«Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста на основе природных условий родного края».

·      Меркурьева С.А. – воспитатель I квалификационная категория;·      Родители;·      Дети подготовительной группы «Вишенк...

Консультации для родителей: "О развитии речи детей дошкольного возраста", "Научите ребёнка любить книгу", "Воспитание сказкой"

Консультация для родителей "Оразвитии речи дошкольников"поможет родителям понять о важности развития речи, обогащении словарнрного запаса детей.Так как мы развиваем не только речь, но и инте...

Главные условия развития речи детей дошкольного возраста

В статье говорится о главных условиях развития  речи детей, а также представлены речевые игры,в которые можно поиграть родителю по дороге домой....

Педагогические условия успешного развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Использование современных технологий в речевом развитии детей благоприятно влияет на развитие речевой активности, дошкольников легче заинтересовать и мотивировать на получение новых знаний....