Главные вкладки

    Игры для детей на развитие словарного запаса
    материал по развитию речи (средняя группа) на тему

    Сюлатова Евгения Сергеевна

    Словесные игры помогают ребенку в развитии правильнои , связнои речи ,помогают увеличить объем слов. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Картотека игр

     на развитие словарного запаса

    Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»

     В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй». 
    Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. 
    Вариант 1. Ход игры
    Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. 
    Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. 
    Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос. 
    Взрослый: - Ягоды; Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика. 

    Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»

    Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости. 

    Ход игры. Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте. 

     Игра с мячом «Животные и их детеныши» 

    Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. 
    Ход игры Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей. 
    Группа 1. У тигра, у льва, у слона, у оленя, у лося, у лисы.
    Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок. 
    Группа 3. Тигренок, львенок, слоненок, олененок, лосенок, лисенок. 

    Игра с мячом «Кто как разговаривает?» 
    Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. 
    Ход игры
    Вариант 1. Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как-то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает. 
    Вариант 2. Родители, бросая ребенку мяч, спрашивают: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д. 

     

    Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко» 
    Цель: развитие мышления, быстроты реакции. 
    Ход игры. Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то - нет. Родители, бросая мяч ребенку, спрашивают: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: Сорока стрекочет. 
    Примеры вопросов: Сова летает, а кролик?  
    Корова ест сено, а лиса? 
    Крот роет норки, а сорока?  
    Петух кукарекает, а курица?                                                                   
    Лягушка квакает, а лошадь? 
    У коровы теленок, а у овцы?
    У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? 
     

    Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»  
    Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». 
    Ход игры
    Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! 
    Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. 
    Вариант 1. 
    Родители: Кто живет в дупле? Белка. 
    Кто живет в скворечнике? Скворцы. 
    Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. 
    Игра с мячом «Скажи ласково» 
    Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. 
    Ход игры
    Родители, бросая мяч ребенку, называют первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
    Стол - столик, ключ - ключик.
    Шапка - шапочка, белка - белочка. 
    Книга - книжечка, ложка - ложечка. 
    Голова - головка, картина - картинка. 
    Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце. 
    Кукла - куколка, свекла - свеколка. 
    Коса - косичка, вода - водичка. 

     Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе»
    Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. 
    Ход игры. Человек легко находит, что в природе происходит. 
    Родители, бросая мяч ребенку, задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. 
    Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» 
    Родители: Солнце - что делает? Светит, греет.
    Ручьи - что делают? Бегут, журчат.
    Снег - что делает? Темнеет, тает. 
    Птицы - что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни. 
    Капель - что делает? Звенит. 
    Медведь - что делает? Просыпается, выходит из берлоги. 

    Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»
    Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций. 
    Ход игры
    Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю. 
    Мама бросает мяч ребёнку, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно. 

    Игра с мячом «Кто как передвигается?» 
    Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости. 
    Ход игры
    Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет. 
    Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. 
    Мама: Летают. 
    Ребёнок: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. 
    Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. 
    Ползают: Змеи, гусеницы, черви. 
    Прыгают: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.
     Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?» 
    Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости. 
    Ход игры.Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи? 
    Родители, разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называют какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. 
    Мама: собака; 
    Ребёнок - стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; 
    Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается);
    Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает); 
    Утка (летает, плавает, ныряет, крякает); 
    Ворона (летает, ходит, каркает, клюет); 
    Игра «Кто, чем занимается?» 
    Цель: закрепление знаний детей о профессиях, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости. 
    Ход игры. Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, родители называют профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. 
    Мама: строитель 
    Ребёнок: строит; 
    повар (варит (готовит)); 
    носильщик (носит);                                                           
    чертежник (чертит); 
    рабочий (работает); 
    Вариант 2. Родители называют глагол, а ребенок профессию (продает - продавец). 

    Игра «Кто может совершать эти движения?» 
    Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. 
    Ход игры
    Кто и что - летит, бежит, ходит, плавает, лежит? 
    Родители, бросая мяч ребенку, называют глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. 
    Родители: идет  
    Ребёнок: человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; 
    Бежит (человек, животное, ручей, время); 
    Летит (птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма); 
    Плывет (рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).

     Игра «Горячий - холодный» 
    Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. 
    Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой. 
    Ход игры Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот. 
    Родители, бросая мяч ребенку, произносят одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением. Родители  Горячий; 

    Игра «Из чего сделано?» 
    Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. 
    Ход игры. Вот предмет, а из чего люди сделали его? 
    Родители, бросая мяч ребенку, говорят: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». 
    Родители: рукавички из меха... 
    Ребёнок: меховые; 
    тазик из меди... медный; 
    медвежонок из плюша... плюшевый; 
    рукавички из шерсти... шерстяные; 
    стакан из стекла... стеклянный; 
    ваза из хрусталя... хрустальная. 
    Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями.

     Игра «Лови да бросай - цвета называй» 
    Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. 
    Ход игры. Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом. 
    Родители, бросая мяч ребенку, называют прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. 
    Родители: красный – 
    Ребёнок: мак, огонь, флаг
    оранжевый - апельсин, морковь, заря; 
    желтый - цыпленок, солнце, репа;
    зеленый - огурец, трава, лес;
    голубой - небо, лед, незабудки;
    синий - колокольчик, море, чернила;

    Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») 
    Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. 
    Ход игры. Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас. 
    Родители, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее. 
    Например: Голубой, красный, спелый. 
    Кабачок, огурец, лимон. 
    Пасмурно, ненастно, ясно.
    Осень, лето, суббота, зима. 
    Понедельник, вторник, лето, воскресенье. 
    День, ночь, утро, весна. 
    Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово. 
     

    Игра «Чья голова?» 
    Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях. 
    Ход игры
    Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова. 
    Родители, бросая мяч ребёнку, говорят: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «...воронья». 
    Примеры: у рыси голова рысья 
    у рыбы – рыбья
    у кошки – кошачья
    у сороки – сорочья
    у зайца - заячья 
    у кролика – кроличья
    у верблюда – верблюжья
    Игра «Что бывает круглым?» 
    Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. 
    Ход игры
    Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает. 
    Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, родители задают вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. 
    • 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...) 
    • 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур...) 
    • 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф...) 
    • 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...) 
    • 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...) 
    • 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...) 
    • 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...) 
    • 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...) 
     Игра «Один - много» 
    Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных. 
    Ход игры
    Мы - волшебники немного: был один, а станет много. 
    Родители бросают мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. 
    Примеры: Стол - столы 
    двор – дворы
    нос – носы
    гора – горы
    нора – норы
    мост – мосты
    дом – дома
    глаз – глаза.
    Игра «Веселый счет»
    Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. 
    Ход игры. Сколько их - всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем. 
    Родители бросают мяч ребенку и произносят сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных.
    Примеры: один стол - пять столов
    один шкаф - пять шкафов 
    один гусь - пять гусей
    один лебедь - пять лебедей 
    Родитель бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов». 
     Игра «Где мяч?» 
    Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания. 
    Ход игры
    Вариант 1. Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь. 
    Ребёнок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч у правой ноги, положи мяч на ковер, перед собой» и т.п.
    Вариант 2. Ребёнок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом...) 

    Игра «Хорошо - плохо» 
    Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости. 
    Ход игры. Мир не плох и не хорош - объясню, и ты поймешь. 
    Родители задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
    Родитель: дождь.
    Ребёнок: дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным.
    Родитель: город. 
    Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо - не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно. 
    Вариант «Нравится не нравится» (о временах года). 
    Родитель: зима.
    Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить
    Игра «Утро, день, вечер, ночь» 
    Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости. 
    Ход игры. Утро, вечер, день и ночь навсегда уходят прочь. Провожать их не спеши, что ты делал, расскажи. 
    Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание), ребёнок отвечает на вопросы родителей и рассказывает, что он делал утром, днем, что будут делать вечером, ночью.
    • Что ты делал утром? 
    • Что ты делал вечером? 
    Вариант1. 
    1. «Назови «соседей» утра». 
    2. «Сначала вечер, а потом?..» 
    3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем...) 

    Игра «Лови, бросай, дни недели называй»
    Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
    Ход игры
    В календарь не зря глядели - все мы помним дни недели. 
    Играющие становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда...» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Ребёнок и родители встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник...» Вместо следующего дня недели родитель называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.

    Игра «Месяцы и их последовательность» 
    Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. 
    Ход игры
    Месяц к месяцу встает - каждый всех их назовет. 
    Родители с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...». Вместо следующего месяца, родитель называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол. 

    Игра «Кто кем был?» 
    Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. 
    Ход игры
    Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были. 
    Родители, бросая мяч ребёнку, называют предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: 
    цыпленок – яйцом
    лошадь - жеребенком
    корова - теленком
    дуб - желудем
    рыба - икринкой
    яблоня - семечком 
    лягушка - головастиком
    бабочка - гусеницей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактиеская игра по развитию словарного запаса детей с ОНР

    Представлена дидактическая игра, с целью обучения детей с ОНР словам действиям....

    Игры для детей дошкольного возраста на развитие словарного запаса

    Игры на расширение словарного запаса, логики и кругозора у детей дошкольного возраста (5-7 лет)...

    «Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста» (логопедические игры и упражнения для детей 5-7 лет)

    Игры и упражнения для стимуляции речевой активности, выразительности речи, расширения словаря у детей дошкольного возраста....

    Дидактические игры для развития словарного запаса детей дошкольного возраста

    К каждой игре представлены цели и краткое описание. Данные игры можно использовать и на занятиях, и вне их....

    консультация для воспитателей "Игры и упражнения для развития словарного запаса".

    В данном материале представлены разноообразные игры и упражнения для развития лексики ребёнка....

    Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста

    В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...