Индивидуальный план по самообразованию
методическая разработка по развитию речи на тему

Индивидуальный план  по самообразованию
Тема: «Познавательно-речевое развитие детей 3-7 лет» ( на 5 лет)
Актуальность выбранной темы: 
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. 
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи.
Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня развития дошкольников. В первую очередь, это связано с ухудшением здоровья детей. По данным доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей к 5 годам, уровень развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов – логопедов.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_ivanova.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план  по самообразованию

Воспитатель: Иванова Е. М. гр.№5 КМДОУ№66 «Веселые нотки»

Тема: «Познавательно-речевое развитие детей 3-7 лет» ( на 5 лет)

Актуальность выбранной темы: 

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи.

Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня развития дошкольников. В первую очередь, это связано с ухудшением здоровья детей. По данным доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей к 5 годам, уровень развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов – логопедов.

Цель: Создание в дошкольном образовательном учреждении условий для эффективного познавательно - речевого развития дошкольников.

 Задачи:

  • Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
  • Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
  • Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
  •  Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
  • Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
  • Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Направление работы:

  1. Изучение методической литературы.
  2. Работа над созданием развивающей среды систематизация театрализованных игр в соответствии с возрастными особенностями детей
  3. Занятия с детьми
  4. Взаимодействие с родителями и с социумом

Планируемый результат:

  1. Повышение уровня коммуникативных и речевых навыков и умений
  2. Умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
  3. сформировать у детей познавательно-речевые знания, умения, навыки, проявляющиеся в повседневной и учебной деятельности.
  4. Положительная динамика развития коммуникативных способностей.
  5. Красивая, выразительная речь.

Деятельность педагога:

  1. Познакомиться с нормативными документами (ФГОС в структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования).
  2. Изучить методическую литературу по познавательно – речевому развитию,
  3. О.П.Гаврилушкина «Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада»
  4. Н.В Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».
  5. Ознакомиться с передовым опытом работы по теме в Интернет-ресурсах.
  6. Отработать инновационные коммуникативные и речевые приемы, способные решить поставленные задачи.
  7. Обозначить основные направления образовательной области «коммуникация»
  8. Создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет»
  2. "Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста"
  3. "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
  4. "Математика и логика детей старшего дошкольного возраста" 
  5. Оформление папки-передвижки на тему: «Драматизация  сказок».
  6. Привлечь родителей к оснащению развивающей среды. Пополнить группу масками, дидактическими играми, театральными игрушками, ширмой для разыгрывания сказок.
  7. Детско-родительский конкурс рисунков на тему: «Волшебные сказки».
  8. Консультации для родителей на тему: «Играя учимся общаться»;

Результаты работы с детьми:

  1. Открытый межрегиональный турнир способностей «Росток – Intellekt.ym» 2015 – сертификат участника;
  2. 2015 – Конкурс детского рисунка «Мир науки глазами детей» - сертификат участника;
  3. участие во всероссийском конкурсе Интернет-проект «Kotofevv.ru» - 2015 – диплом 2 степени;
  4. участие во Всероссийском интеллектуальном турнире способностей «РостОК – SyperУм» 2015 – диплом 1 степени;
  5. участие в конкурсе детского рисунка «Мой любимый дом – круглый год» 2015 - сертификат участника; участие во всероссийском конкурсе детского рисунка «Забавные отпечатки» 2015 – сертификат участника;
  6. участие в региональном конкурсе чтецов «Радуга доброречия» - 2016 - диплом 1 степени;
  7. участие в городском интеллектуальном конкурсе «Кубик Рубика» - 2016 – сертификат участника;
  8. участие в республиканском конкурсе «Юный космонавт» 2016 - Диплом 2  степени;  
  9. участие в 3 Всероссийской олимпиаде «Kotofeyy» по математике 2016 - Диплом 1  степени;
  10. участие в Конкурсе детского рисунка «Мир науки глазами детей» 2016 сертификат участника;

Выходы педагога.

  1. 2012г. – публикация конспекта  занятия по развитию речи на тему: «Составление рассказа по картине в средней группе» в рамках реализации грантов «Учитель-мастер – 2011» при ИМЦ г. Набережные Челны;
  2. 2013г. - выступление на зональном семинаре – практикуме «Актуальные проблемы дошкольного образования» для воспитателей по теме: «Здоровое питание» при НИСПТР г. Набережные Челны;
  3. 2014 г. - выступление на региональном семинаре «Организация проектной деятельности по физическому развитию в реализации ФГОС» для воспитателей по теме: «Физкультурно – оздоровительные мероприятия в режиме дня ДОУ»  при НИСПТР г. Набережные Челны; 2014 г. – публикация Конспекта  КВН – по математике в старшей группе на интернет-портале nsportal.ru, http://nsportal.ru/node/1411680;  
  4. 2014 г. – публикация конспекта занятия в старшей группе по ФЭМП  на интернет-портале nsportal.ru, http://nsportal.ru/node/1316321;  
  5. 2014 г. – публикация занятия в средней группе на тему: «Транспорт» на интернет-портале nsportal.ru, http://nsportal.ru/node/1182928; 
  6. 2015 г.  - выступление на региональном семинаре  «Актуальные проблемы повышения качества современного образования: опыт и инновации» по теме: «Экологически развивающая среда  - средство формирования практических навыков и умений дошкольников»  при АОН «Центр развития и образования г. Набережные челны;  
  7. 2015 г. – выступление на Всероссийской  научно – практической Конференции для педагогов по теме: «Учимся сочувствовать, сопереживать», при  НИСПТР г. Набережные Челны;
  8. 2015 г. – публикация в сборнике Профессиональный Стандарт Педогога Дошкольного Образования: Практика Внедрения по теме: «Учимся сочувствовать, сопереживать» материалы Всероссийской научно-практической Конференции при НИСПТР г. Набрежные Челны;  
  9. 2016 г. – публикация «Методические рекомендации по огранизации сюжетно – ролевой игры в дошкольном учреждении»на интернет-портале nsportal.ru, http://nsportal.ru/node/235745.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план самообразования музыкального руководителя Федотовой Светланы Владимировны на 2009 — 2011 годы «Развитие музыкальных способностей дошкольников»...

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план самообразования музыкального руководителя Федотовой Светланы Владимировны на 2009 — 2011 годы «Развитие музыкальных способностей дошкольников»...

Индивидуальный план самообразования муз.руководителя.

Развитие музыкальных способностей у дошкольников....

Примерная форма индивидуального плана самообразования педагога ДОУ

Формами  самообразования педагогов являются индивидуальная и коллективная. Индивидуальная форма предполагает  самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....