Влияние развития мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изобразительной деятельности на развитие речи ребенка.
статья по развитию речи на тему

Ратникова Наталья Михайловна

Статья о влияние развития мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изобразительной деятельности на развитие речи ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние развития мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изобразительной деятельности на развитие речи ребенка.

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук.

 

Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции.

Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи.

 Поэтому в своей работе с детьми для преодоления отставания в речевом развитии мы используем несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся детям и являются весьма эффективными как для улучшения координации движений, так и для развития речи. Их польза еще и в том, что они подготавливают руку ребенка к рисованию, лепке, конструированию, письму.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речь способствует социальному контакту между людьми. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, но в последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.

 

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера. Изобразительная деятельность, так же как и другие виды деятельности, благоприятна для развития речи. Деятельность с красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. В процессе изотворчества, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Таким образом, на занятиях, изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д. Используя различные виды изобразительной деятельности, можно развивать у детей зрительно-моторную координацию движений, их точность, объем и направленность.

Изодеятельность хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной, глубоко волнует ребенка и вызывает положительные эмоции. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

При организации занятий изобразительной деятельности определенными условиями являются:

1. Создание развивающей среды.

2. Подбор различных методов с учётом возраста, уровня развития детей.

3. Отбор наиболее эффективных приемов.

Целью работы является развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики через изобразительную деятельность.

В своей работе мы ставим перед собой следующие задачи:

  • Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
  • Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  • Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами.
  • Развивать способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
  • Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Работа по развитию мелкой моторики начинается с младшего возраста. Ежедневно мы играем с детьми в пальчиковые игры. Сложность их выбираем в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

Средний и старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. В этом возрасте происходит соединение речи, мышления и памяти. В средней группе мы знакомим детей с различными техниками нетрадиционного рисования. Учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов  и традиционных  способов  передачи полученной информации. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. На занятиях дети знакомятся  с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Нами были поставлены следующие задачи:

  • Познакомить детей с разнообразным изобразительным материалом, различными способами изображения: с техникой печати, рисованием подручными  средствами и  т.д.
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук, совершенствовать координацию движений.
  • Способствовать развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, творческих способностей, фантазии, воображения.
  • Формировать композиционные умения.
  • Воспитывать у детей к изобразительной деятельности, стремление к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения  поставленной цели.

Работа проводилась поэтапно:

- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ. На этом этапе работа делилась на:

  • совместную деятельность воспитателя с детьми, когда  проводилось закрепление знаний, умений, навыков. В совместной деятельности воспитателя с детьми мы преследовали цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий;
  • самостоятельную деятельность детей, когда полученные знания, умения и навыки дети используют в свободное время. Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

При выборе техник по нетрадиционному рисованию учитываются возрастные особенности детей, постепенно расширяется содержание работы, усложняются формируемые умения и навыки, элементы, выделяются новые средства выразительности. Сначала нами использовались техники, которыми дети овладели ранее, в младшем возрасте:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошками.

В средней группе проводилось овладение следующими техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью;
  • печать поролоном - нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок

(подходит для создания фона);

  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

По результатам нашей работы позже был сделан анализ, в котором выявлено:

  • Степень освоения ребёнком задач по разделу художественная деятельность, выявлены  высокий, средний и низкий  уровни.
  • Скомплектованы подгруппы по уровню развития (высокий, средний, низкий).
  • Запланирована работа с каждой подгруппой.
  • Проинформированы родители в индивидуальных беседах о результатах обследования.

Заканчивая год с детьми средней группы, мы  наметили перспективу работы на следующий учебный год - для того, чтобы добиться достаточной точности в нетрадиционной техники изодеятельности  нужно обратить больше внимания на индивидуальную  работу с детьми со средним уровнем

А в старшем дошкольном возрасте планируется овладение детьми более трудными методами и техниками:

  • обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
  • рисование по опорным точкам;
  • песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная и предметная - на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера;
  • печать по трафарету;
  • расчёсывание краски;
  • рисование нитками;
  • рисование солью;
  • батик (рисование по ткани)
  • набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.
  • кляксография обычная - на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка предают какое-либо очертание, создают образ;
  • пластилинография.

Особое внимание уделяется раскрашиванию рисунков. Для этого используются альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание предполагает несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка, который мы используем в своей практике – обведение рисунка по точкам. Детям даются заготовки с рисунками или упражнения в прописях.

Такая систематическая работа позволяет ориентироваться на следующие результаты:

  • Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • Повышение уровня развития творческих способностей.
  • Расширение и обогащение художественного опыта. Способность к активному усвоению художественного опыта.
  • Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
  • Эффективное развитие воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.
  • Эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования.
  • Самовыражение, как личности, то есть отображение своего эмоционального и фантазийного мира.

 В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобретают навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, учатся применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, выучили много упражнений пальчиковой гимнастики.  Дети демонстрируют умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повышается уровень развития речи детей. Работа активизирует познавательно-речевые и художественные способности детей.