Конспект занятия в группе старшего возраста "Путешествие по городу профессий"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Высотина Виктория Васильевна

Занятие по образовательной области "Речевое развитие".

Цели: Образовательные цели: расширение  и конкретизация  представления           

детей о  профессиях людей. Закрепление  в речи существительного  с обобщающим понятием «профессии». Уточнение  и расширение  словарного  запаса по данной теме. Совершенствование  грамматического  строя речи (образование  прилагательных от существительных).Совершенствование навыков построения простого и сложного предложения.

 

Развивающие цели: развитие речевой активности, диалоговой речи (посредством ответов на вопросы, диалога). Развитие фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза,  слухового внимания, памяти, мышления, устной связной речи (через построение грамматически верной  фразы и предложения).

 

Воспитательные цели: воспитывать мотивацию  к обучению, эмоциональные чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_puteshestvie_po_gorodu_professiy.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по образовательной области

«Речевое развитие»

тема: « Путешествие по городу профессий»

в группе старшего дошкольного возраста

        Подготовила:

                                                                   воспитатель

                                                                   Высотина

                                                                   Виктория                

                                                                   Васильевна

        

Образовательные цели: расширение  и конкретизация  представления          

детей о  профессиях людей. Закрепление  в речи существительного  с обобщающим понятием «профессии». Уточнение  и расширение  словарного  запаса по данной теме. Совершенствование  грамматического  строя речи (образование  прилагательных от существительных).Совершенствование навыков построения простого и сложного предложения.

Развивающие цели: развитие речевой активности, диалоговой речи (посредством ответов на вопросы, диалога). Развитие фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза,  слухового внимания, памяти, мышления, устной связной речи (через построение грамматически верной  фразы и предложения).

Воспитательные цели: воспитывать мотивацию  к обучению, эмоциональные чувства.

Оборудование: предметные картинки (врач, повар, учитель, продавец).  Предметы для организационного момента (молоток, фен, кисточка, ножницы, меню, дудочка). Билеты для проезда в автобусе, монеты. Градусник, шпатель, ложка, фонендоскоп, шприц, микстура. Домик для обозначения «больницы», игрушечные кастрюльки и коктейльные трубочки по числу детей. Диск с записями: гудка поезда, сигнал машины, шум  проезжающего транспорта, мелодия для создания фона. Солнышко. Тарелочки с фасолью. Звуковые поля по числу детей,  бумажные снежинки.

Ход занятия

1.Организационный момент. ( Сообщение темы занятия. Введение в тему.)

Под звучание детской мелодии входят дети. На ковре лежат разные предметы (молоток, ножницы, фен, дудочка, меню, кисточка).

- Посмотрите, какой беспорядок! Как вы думаете, кто  оставил эти предметы?

Дети берут по одному предмету, называют его, рассказывают, кто оставил этот предмет, и кладут его в корзинку.

Молоток оставил плотник

Ножницы оставила швея

Фен оставил парикмахер

Дудочку оставил  музыкант

Кисточку оставил художник

- Молодцы! Да эти предметы нужны людям разных профессий.

 Убираю корзинку с предметами.

Работа по теме.

2.Закрепление названий и представлений о профессиях ВОДИТЕЛЬ и КОНДУКТОР.

- Сегодня на занятии мы с вами  отправимся в путешествие по «городу профессий» для того, чтобы еще больше узнать о профессиях и лучше запомнить их названия.

А на чем мы будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Что за чудо – едет дом!

      И людей как  много в нем!

                                                          Носит обувь из резины

                И питается бензином! ( автобус)

- Правильно! Мы едем на автобусе.

- Кто управляет автобусом? (автобусом управляет водитель)

- Кто еще работает на автобусе?  (на автобусе работает кондуктор)

Назначается ребенок на роль водителя. Строим автобус. Дети садятся.

- Кто теперь вы? ( Мы пассажиры)

- Чтобы ехать на автобусе нужно заплатить за проезд. Сколько стоит проезд в автобусе? (проезд стоит 2 гривны)

- Приготовьте за проезд!

Беру на себя роль кондуктора. Дети оплачивают проезд.

- Ну вот за проезд вы заплатили. Садитесь поудобнее, автобус отправляется.

слышится  шум проезжающего транспорта

- Вдруг у автобуса прокололось колесо! ( ш-ш-ш-ш-ш-ш)

- Поможем водителю накачать колесо! (с-с-с-с-с-с)

-Прислушайтесь, вдалеке слышится гудок поезда.(у-у-у-у-у-у)

 Тихо звучит гудок поезда

-Вдруг очень близко от нас просигналила машина!(би-би-би-би-би)

  Сигнал машины и снова шум проезжающего транспорта.

- А теперь посмотрите  в окно налево. Солнышко так ярко сильно нам в глаза. Зажмурьте глазки. – Посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся и помашем им рукой.

- Ну вот, автобус остановился. Мы приехали. Выходите из автобуса.

3.Закрепление названия и представлений о профессии ВРАЧ.

- Я вижу первый домик!

Дети подходят к столику. На нем стоит макет больницы ( надпись), рядом  перевернута  картинка врача. Под салфеткой предметы для игрового упражнения ( градусник, фонендоскоп, шприц,  мед. молоточек, микстура, шпатель, пара игрушек).

- А от этого человека пахнет лекарствами.

  Он в дни болезней всех полезней

  И излечит, исцелит, и ангину и бронхит.

  Кто это?  (врач)

- Как по-другому можно назвать врача? (доктор).

- Где работает доктор? (доктор работает в больнице и поликлинике)

- Что делает доктор? (доктор лечит людей)

Игра «Что нужно врачу?»

-  Я хочу проверить хорошо ли вы  знаете какие предметы нужны врачу.

 Выберите каждый один предмет……

 - Расскажите, для чего нужен этот предмет? В вашем  предложении должны быть слова: «Это …..он нужен врачу, чтобы….»

Дети выполняют задание:

Это шпатель, он нужен врачу, чтобы смотреть горлышко.

Это микстура, она нужна врачу, чтобы лечить людей.

Это шприц, он нужен врачу, чтобы делать  уколы.

Это фонендоскоп, он нужен врачу, чтобы прослушивать дыхание.

Это молоточек, он нужен врачу, чтобы проверять рефлексы.

Это градусник, он нужен врачу, чтобы измерять температуру.

- А как по-другому можно назвать градусник? (термометр)

-Молодцы! А теперь  идем дальше…

4.Закрепление названия и представлений о профессии УЧИТЕЛЬ.

- Что написано на этом домике? (Школа)

Если дети не умеют читать, то  им сообщают «на этом домике написано школа».

-Кто работает в школе? (в школе работает учитель)

-Что делает учитель? (учитель учит детей)

- Молодцы! Присаживайтесь. Начнем наш урок.

- Посмотрите на доску, что вы видите? ( Мы видим  большую и маленькую буквы Аа)

- Вспомните, что мы обозначаем буквами? (буквами мы обозначаем  звук)

-Какие звуки бывают? ( гласные  и согласные)

- Звук [А] какой? ( звук а гласный).

- Какие слова  вы знаете со звуком [а]? (дети называют слова)

Игра «Выложи букву».

-Перед вами в тарелочках лежит фасоль. Выложите из нее букву А.

Пока дети выкладывают букву,  звучит легкая музыка.

-Молодцы вы хорошо справились с заданием.

Игра «Найди звук».

Дети собирают фасоль в тарелочку и подвигают к себе звуковое поле и снежинку.

 - Я называю слова, а вы определяете место звука [А].  

Если есть необходимость, детям напоминают правила.

- Если в слове звук, а находится в начале слова, то ваша снежинка летит на красное поле. Если звук в середине слова, то снежинка летит на желтое поле. Если звук в конце слова, то снежинка  летит на зеленое поле.

 (автобус, зима, мак….)

После каждого слова  детям задаю вопрос, почему снежинка полетела на красное (желтое, зеленое) поле. Дети дают объяснения.

- Молодцы! Вы будете хорошими учениками. А теперь… переменка.

Физкультминутка «Переменка» (запись на диске)

5.Закрепление названия и представлений о профессии ПРОДАВЕЦ.

 Все подходят к магазину. На витрине лежат продукты.

- Куда мы пришли? ( мы пришли в магазин)

-Что продают в этом магазине. ( в этом магазине продают продукты)

-Кто работает в магазине? ( в магазине работает продавец)

- Что делает продавец? (продавец продает)

- Теперь вы? (покупатели)… Встаньте пожалуйста в очередь.

Дети становятся в очередь.

- Каждый из вас в порядке очереди подходит к витрине и объясняет, что хочет купить не называя продукта. Начните свою покупку со слов «Я хочу купить….»

Ребенок. -  Я хочу купить овощ. Он круглый, красный. Из него можно приготовить салат и томатный сок.

- Дети вы догадались, что хочет купить…….( …. Хочет купить помидор)

Ребенок получает помидор.

Аналогично  проводится игра с каждым ребенком.

-Давайте сложим свою покупку в пакет и пойдем дальше.

6.Закрепление названия и представлений о профессии ПОВАР,

Дети подходят к оборудованному рабочему месту повара. Предлагаю им закрыть глаза и сделать глубокий вдох.

- Вы чувствуете, как в этом доме пахнет  ароматными булочками, жареными котлетами.    

   Догадались  к кому мы пришли? (мы пришли к повару)

Игра с мячом «Что делает повар?»

Предлагаю детям встать вкруг  и объясняю правила игры.

- Я кидаю мяч и  задаю вопрос: «Что делает повар?» Вы  отвечаете на вопрос и возвращаете мне мяч.

-Что делает повар? (повар готовит, солит, жарит, пробует……)

Каждый ребенок называет  одно действие повара.

Игровое упражнение «Что неправильно».

- Послушайте внимательно, что однажды случилось с нашим знакомым поваром, когда на кухне отключили  свет

Повар готовит обед, а тут отключили свет.

Повар рыбу берет и опускает в компот.

Бросает к котел поленья, в печку кладет варенье,

Мешает суп кочережкой, ужин бьет поварешкой,

Сахар сыплет в бульон, и очень доволен он.

То-то был винегрет, когда починили свет!  

-Что повар сделал неправильно?

Дети  дают ответы.

- Умнички! Вы были очень внимательными.

Игра «Суп кипит»

Игра «Поварята».

Убираю мяч и беру лоточек с фруктами.                    

Мы веселые ребята                                                                   Дети, взявшись за руки,           Мы ребята поварята                                                                               идут по кругу.

Раз, два, три фрукты в компот поскорей собери.                     Останавливаются.

Достаю фрукт и даю его ребенку.

- Компот из груши ( клубники, вишни, персика, яблока винограда) какой? (грушевый компот,….)

Ребенок получает фрукт и отвечает на вопрос.

- Молодцы! Ребята, повар благодарит вас за помощь,   и приготовил для вас угощенья.

Достаю печенье и показываю детям.

Окончание занятия. Подведение итогов.

- А наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в группу.

 Раз, два, три вокруг себя повернись снова в группе очутись.

 (Закрыть глаза, три раза хлопнуть и повернуться вокруг себя).

Предлагаю детям вспомнить,  людей  каких профессий мы встретили во время путешествия.

 

        

                                    Краткий поэтапный анализ занятия:

1. Орг.момент. Сообщение темы. Введение в тему.

Этот этап предусматривал активизацию внимания и речевой деятельности  детей,

формирование положительной установки на участие в занятии.

При сообщении темы формировала осознанное усвоение цели занятия.

Введение в тему – осуществляла  через прием отгадывания загадки, активизируя внимание и мыслительную деятельность детей.

2.Работа по теме.

Этап состоял из заданий, направленных на:

  • Расширение межпредметных связей ( связь с математикой), через отсчитывание предметов по заданному числу –  игр.упр. «Оплата  за проезд»
  • Коррекцию слухового внимания и мыслительной деятельности – игр. Упр. «Что неправильно?»
  • Совершенствование навыка образования прилагательных от существительных – игр. Упр. «Какой компот?»
  • Исключение лишнего предмета, расширение словарного запаса игр.упр. «Что нужно врачу?»
  • Закрепление зрительного образа буквы А и развитие графо-моторных функций

На этом этапе реализовывала дидактические и коррекционные цели.

Коррекционная направленность проявлялась в повышении мотивации, смене деятельности анализаторов, переносе полученных ранее знаний, умений и навыков на новую ситуацию, в использовании специальных упражнений на коррекцию высших психических функций ( внимание память, воображение0. Данная направленность реализовывалась через активизацию речевой деятельности детей, коррекцию грамматического  строя речи, фонематических процессов, совершенствование звукобуквенного анализа и синтеза.

На этапе осуществлялся индивидуально-дифференцированный подход через индивидуальную помощь.

На динамической паузе использовала игровые упражнения проекта Яртовой , что способствовало активизации внимания, смене деятельности анализаторов, координации движений, чувства ритма.

3.Окончание занятия. Подведение итогов.

На этом этапе осуществляла закрепление названий, представлений о профессиях людей.

На основе мотивации решалась дидактическая задача: закрепление в речи существительного  «профессии».

Подведение итога осуществила через индивидуальное обобщение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту занятия в группе старшего возраста для детей с ТНР по теме: «Дикие животные весной"

Данная презентация является методическим сопровождением к конспекту занятия "Дикие животные весной"....

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста 5-6 лет на тему «Ярмарка»

Закрепить представления о ярмарке, как о части жизненного уклада на Руси....

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Встреча с инспектором ГИБДД»

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Встреча с инспектором ГИБДД»...

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Правила поведения на дороге»

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Правила поведения на дороге»...

Конспект занятия для детей старшего возраста «Ознакомление с профессией модельера дизайнера»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста...

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по городу Профессий"

Расширение представления детей о профессиях людей....