конспект занятия в старшей логопедической группе "Перелетные птицы весной"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Савина Наталья Викторовна

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 18 комбинированного вида»

Конспект НООД

в старшей логопедической группе № 6

 «Перелетные птицы весной»

Провела:

Воспитатель

Савина Н. В.

Саранск

Конспект НОД в старшей группе «Перелетные птицы весной»

Цель:

1. Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.

2. Развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь.

3. воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Оборудование:

Предварительная работа:

1. Разучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах.

2. Чтение рассказов о птицах.

3. Заучивание наизусть стихотворения «Ласточка» Майкова.

4. Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели»

5. Наблюдение на прогулке за птицами.


Ход занятия:

Орг. момент.

«Третий лишний».

Воспитатель. Сядет тот, кто ответит правильно, кто лишний?

Кукушка, индюк,трясогузка.

Иволга, ласточка, курица.

Грач, куница, жаворонок.

Скворец, петух, соловей.

Журавль, снегирь, иволга.

Голубь, аист, кукушка.

Цапля, лисица, дрозд.

Соловей, заяц, зяблик.

Вводная беседа.

Дети сидят за столами.

Воспитатель:

Как приятно проснуться, встать,

Синее небо в окно увидать

И снова узнать, что повсюду весна,

Что солнце и утро прекраснее сна.

(Игорь Мазнин)

Сегодня я проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц.

Дети: из теплых стран, с юга.

Воспитатель: Почему птицы прилетели к нам?

Дети: они вернулись на свою родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло.

Воспитатель: наступила весна, а какая она?

Дети: теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая.

Воспитатель: какие изменения происходят весной?

Дети: Снег превращается в воду, появляются первоцветы - подснежники, лопаются почки, появляются маленькие листочки, земля позеленела от пробившейся травки и т. д.

Воспитатель: но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши первые друзья и приносят весну на своих крыльях

- как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно?

- перелетные

Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте станем в круг и позовем птиц.

Уж вы пташечки щебетушечки,

Прилетайте к нам,

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Воспитатель. Садимся за столы. Переверните картинки на столе.     ?

 Какие красивые птицы прилетели к нам! Вы узнали?    ?

Игра «У кого кто».

Воспитатель. Как называют птенцов у ……..?

Воспитатель. Посмотрите на доску и скажите, какое время года изображено на картине?

Дети. На картине весна.

Воспитатель. Тогда кто же здесь лишний?

(снегири).

- Почему?

(снегири – зимующие птицы)

Игра «Где птичка?»

Воспитатель.

- Где находятся птицы?

( на елке, под елкой, на пне, над елкой и т. д)

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете пословицы о птицах?

Дети:

Ласточка весну начинает, соловей лето кончает.

Грач на горе- весна на дворе.

Где ласточке не летать, а к весне опять прибывать.

Увидел скворца - весна у крыльца.

Больше птиц - выше урожай.

Воспитатель: Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями. Окружающий человека мир полон звуков, и среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц.

-Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос одной и той же птицы меняется. Иногда выражает тревогу, волнение, страх, иногда радость.

-А сейчас послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение? Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу»

-Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

Дети: Радостное, веселое,.

Воспитатель: Ребята, много вы знаете о птицах. Знаете ли вы, какие части тела есть у птиц?

Дети перечисляют.

Воспитатель. Давайте с вами поиграем в игру «Собери птицу из геометрических фигур». 

Посмотрите на доску. Из каких геометрических фигур состоит данная птица?

Дети. Из кругов и треугольников.

Воспитатель. А теперь возьмите геометрические фигуры у вас на столах и соберите птицу по образцу.

Воспитатель: А сейчас проведем физминутку.

Игра «летает – не летает».

Если предмет, который я вам покажу, летает, вы бегаете и машете руками, если не летает – садитесь на корточки.

Воспитатель. Сейчас мы попробуем составить описательные рассказы о перелетных птицах с опорой на схему. Сначала мы составим рассказ вместе, а потом постарайтесь составить его сами.

Воспитатель выставляет на доску птицу, кукушку, и схему.

Воспитатель. По каждому пункту схемы составляется по одному, два предложения. Затем предложения объединяются, и получается рассказ.

- Давайте составим рассказ о кукушке.

1. Первый пункт: Кто это?

Дети. Это кукушка.

2. Назовите части тела, начиная с головы.

Дети. У кукушки есть голова, глаза клюв, туловище, крылья и ноги. Тело у нее покрыто перьями.

3. какая это птица дикая или домашняя?

Дети. Это дикая птица.

Воспитатель. Раз это дикая птица, она зимующая или перелетная?

Дети. Кукушка - перелетная птица.

4. где живет кукушка?

Дети. Она живет в лесу, гнезд не вьет.

5. чем она питается?

Дети. Кукушка питается насекомыми и гусеницами.

6. как называются птенцы у кукушки?

Дети. У кукушки птенцы – кукушата.

Давайте посмотрим, что получилось.

« Это кукушка. У нее есть голова, глаза клюв, туловище, крылья, хвост и ноги. Тело у нее покрыто перьями. Кукушка – дикая птица и она перелетная. Она живет в лесу, гнезд не вьет. Кукушка питается насекомыми и гусеницами. У кукушки птенцы – кукушата».

Воспитатель. Попробуйте составить такой же рассказ о скворце.

Кто это? Какие части тела у него есть? Какая это птица дикая или домашняя? Где живет? Чем она питается? Как называют птенцов?

Кто-то начнет, кто-то  продолжит, а кто-то закончит.

Дети. Это скворец. У него есть голова, глаза, клюв, туловище, крылья, хвост, ноги. Скворец – дикая птица, и она перелетная. Скворец живет в скворечнике. Он питается насекомыми, червями и плодами деревьев. У скворца птенцы – скворчата.

Воспитатель: а что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

Дети: Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.

Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. —

Мы никогда не услышим их чудных песен.

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья!

Теперь вам понятно, почему говорят: птицы - наши помощники и друзья

Итог занятия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе "На поиски весны"

Дети отправляются в поход что бы найти следы весны, выполняя по ходу движения различные задания логопеда и воспитателя....

конспект занятия в старшей логопедической группе "Что мы знаем о птицах"

Конспект логопедического занятия по обобщею знаний детей о перелетных и зимующих птицах....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию с детьми старшей логопедической группы "Птицы весну принесли"

Расширять и укреплять знания детей о птицах: классификация, основные признаки.Развивать интерес и любовь к устному. народному творчеству...

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Жизнь птиц весной."

Конспект занятия по обучению детей грамоте "Жизнь птиц весной" с использованием компьютрных технологий, с элементами квест технологий. Для детей подготовительной группы.В занятии используетс...

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему: "Весна"

Конспект логопедическое о занятия в старшей группе на тему "Весна" ...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Весна»

Закрепить с детьми признаки весны.Развивать умсение составлять рассказ о весне  по вопросам.Закрепить умение называть существительное в ласкательном виде....