Главные вкладки

    Картотека дидактических игр по развитию речи дошкольников
    картотека по развитию речи по теме

    Суровежина Любовь Владимировна

    Картотека дидактических игр по развитию речи дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskaya_igra.docx31.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры по развитию речи дошкольников

    Цель: расширить словарный запас, сформировать связную речь, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений.

    «Часть и целое»

    Вариант 1: Взрослый называет часть предмета, а ребенок должен назвать этот предмет. Например: крыло — самолет (или птица, лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д.

    Вариант 2: Взрослый говорит начальную часть какого-нибудь слова. Ребенок заканчивает слово. Например: ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д.

    «Кто больше?»

    Попросите ребенка назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы (С, А, И, Р, и т. д.) или слога (ПА, МА, РА и т. д.) . Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.

    «Противоположности»

    Попросите ребенка называть слова, обратные по значению тем, которые говорите вы (антонимы). Например: кислый — сладкий, большой — маленький и т. д.

    «Назови лишнее слово»

    Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

    кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

    стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

    волк, собака, рысь, лиса, заяц;

    роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

    грустный, печальный, унылый, глубокий;

    храбрый, звонкий, смелый, отважный;

    желтый, красный, сильный, зеленый;

    «Чем отличаются предметы?»

    «Что общее?»    Чашка и стакан

    Яблоко и груша

    Помидор и тыква

    Тарелка и миска

    У двух предметов: огурец, помидор (овощи) ;

    ромашка, тюльпан (цветы);

    слон, собака (животные).

    У трех предметов:  мяч, солнце, шар;

    тарелка, ваза, чашка;

    лист, трава, крокоди.

    «Подбери словечко»

    В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

    Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер) ; "старый"… (дом, пень, человек, ботинок) ; "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть) ; "старая"(мебель, сказка, книга, бабушка) ; "свежее"… (молоко, мясо, варенье) ; "старое"(кресло, сиденье, окно).

    «Волшебные очки»

    Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т. д.) . Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос, красное окно, красная рука и пр.

    «Угадай сказку»

    Взрослый говорит ребенку несколько слов. Ребенок должен сказать о какой сказке идет речь. Например: Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, дружба («Снежная королева»)

    Дупло, ведьма, солдат, собака, принцесса («Огниво»)

    Мышонок, лошадь, щука, свинка, кошка («Сказка о глупом мышонке»)

    «Составь предложение»

    Взрослый называет слово и предлагает ребенку составить предложение с этим словом. Например: (Цветы) «У нас в группе растут красивые цветы»; (Море) «Летом я поеду на море»; (Книга) «Бабушка купила мне новую книгу» и т. д.

    «Прохлопай слово»

    Взрослый называет слово, а ребенок проговаривает его по слогам, на каждый слог – хлопок. Например: КАРУСЕЛЬ – КА-РУ-СЕЛЬ, КРОКОДИЛ – КРО-КО-ДИЛ, и т. д.

    «Ловушка»

    В этой игре ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит в слове заданный слог. Взрослый предлагает ребенку «открыть ловушки», т. е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он называет слова, если в слове есть заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши. Например слог РО (корова, кровать, паром и т. д.).

    «Чьё всё это?»

    Ребенку называют животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

    - Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

    - Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.

    - Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

    - Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

    - Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

    «Домики»

    Взрослый объясняет ребенку, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором – «она моя», в третьем – «оно моё», в четвёртом – «они мои». Нужно «расселить» слова по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.

    «Подбери словечко»

    Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

    Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т. д.

    «Обобщающие понятия»

    Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

    Вариант 1: Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы (Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска и др.)

    Вариант 2:  Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова (Огурец, помидор  - овощи).

    «Хорошо – плохо»

    Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

    Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

    Педагог: Дождь.

    Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

    Город.- это хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

    «Назови ласково»

    Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

    Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

    Стол-столик, ключ-ключик.               Шапка-шапочка, белка-белочка.

    Книга-книжечка, ложка-ложечка.     Голова-головка, картина-картинка.

    Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.     Кукла-куколка, свёкла-свёколка.

    Коса-косичка, вода-водичка.              Жук-жучок, дуб-дубок.

    Вишня-вишенка, башня-башенка.     Платье-платьице, кресло-креслице.

    «Весёлый счет»

    Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

    Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

    Один стол – пять столов

    Один слон – пять слонов

    Один журавль – пять журавлей

    Один лебедь – пять лебедей

    Одна гайка – пять гаек

    Одна шишка – пять шишек

    Один гусёнок – пять гусят

    Один цыплёнок – пять цыплят

    Один заяц – пять зайцев

    Одна шапка – пять шапок

    Одна банка – пять банок.

    «Режим дня»

    8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

    «Угадай, кто позвал?»

    Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

    Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.

    "Закончи предложение"

    (употребление сложноподчинённых предложений)

    Мама положила хлеб. Куда? (в хлебницу)

    Брат насыпал сахар. Куда? (в сахарницу)

    Бабушка сделала вкусный салат и положила его. Куда? (в салатницу)

    Папа принёс конфеты и положил их. Куда? (в конфетницу)

    Марина не пошла сегодня в школу, потому что …(заболела)

    Мы включили обогреватели, потому что …(стало холодно)

    Я не хочу спать, потому что …(ещё рано)

    Мы поедем завтра в лес, если …(будет хорошая погода)

    Мама пошла на рынок, чтобы …(купить продукты)

    Кошка забралась на дерево, чтобы … (спастись от собаки)

    «Кому угощение?»

    (употребление трудных форм существительных)

    Учитель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

    «Назови три слова»

    (активизация словаря)

    Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

    • Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

    • Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

    «Кто кем хочет стать?»

    (употребление трудных форм глагола)

    Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

    «Зоопарк»

    (развитие связной речи).

    Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

    1. Внешний вид;

    2. Чем питается.

    Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

    «Сравни предметы»

    (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

    В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.

    Педагог сообщает, что в школу прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди".

    Например: Педагог: У меня нарядный фартук

    Ребёнок: У меня рабочий фартук;

    - Он белого цвета в красный горошек, А мой - тёмно-синего цвета;

     - Мой украшен кружевными оборками, А мой - красной лентой;

     - У этого фартука по бокам два кармана, А у этого - один большой на груди;

    - На этих карманах - узор из цветов, А на этом нарисованы инструменты;

    - В этом фартуке накрывают на стол, А этот одевают для работы в мастерской.

    «Кто кем был или что чем было»

    (активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

    Кем или чем раньше был цыплёнок - яйцом, лошадь - жеребёнком, лягушка - головастиком, бабочка - гусеницей, ботинки - кожей, рубашка - тканью, рыба - икринкой, шкаф - доской, хлеб - мукой, велосипед - железом, свитер – шерстью  и т. д.

    «Назови как можно больше предметов»

    (активизация словаря, развитие внимания)

    Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

    «Подбери рифму»

    (развивает фонематический слух)

    Педагог объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

    По дороге шёл жучок,

    Песню пел в траве … (сверчок).

    Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

    «Назови части предмета»

    (обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

    Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.

    I вариант: дети по очереди называют части предметов.

    II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

    Игры, развивающие память

    «Кто больше запомнит»

    Участники игры садятся в круг. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести наибольшее количество слов. Игру можно начинать несколько раз.

    «Чей предмет »

    Для проведения этой игры всех участников разбивают на две команды. Каждая команда выбирает по водящему. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил. Оцениваются ответы водящих. В роли водящих должен выступить каждый.

    «Пересказ по кругу»

    Водящий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

    «Двигательная память»

    Игроки разбиваются на две команды. Ведущий просит участников игры выбрать по представителю от обеих команд в жюри.

    Представители команд танцуют в течение 15 секунд. Члены каждой команды наблюдают за ними. По сигналу ведущего представители каждой команды должны повторить движения танцора – противника как можно точнее.

    Жюри оценивает двигательную память участников игры, определяет сначала команду – победителя, а затем и игрока, обладающего лучшей памятью.

    «Цвета»

    Участники игры располагаются в кругу. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать пять предметов данного цвета (красного, зеленого, синего и т. д.) . Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.

    «Форма предметов»

    Участники игры располагаются в кругу. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать 5 предметов одинаковой формы (круглые, прямоугольные, квадратные и т. д.) Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить 5 предметов, выбывает из игры. Повторять названные предметы не разрешается.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников

    Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....

    Картотека дидактических игр по развитию речи дошкольников

    Дидактические игры, направленные на развитие фонетико-фонематической , лексической стороны  речи, грамматической строя речи....

    Картотека дидактических игр по развитию речи дошкольников (физическое воспитание).

    Картотека дидактических игр по развитию речи(физическое воспитание)...

    Картотека дидактических игр для развития речи дошкольников

    При помощи дидактической игры дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия и т. д....

    Картотека "Дидактические игры по развитию речи дошкольников"

    В презентации представлена картотека дидактичеких игр по развитию речи детей дошкольного возраста. Игры  направленны на развитие правильного звукопроизношения,  слухового внимания, силы голо...

    Картотека дидактических игр на развитию речи дошкольников

    Дидактические игры играют важную роль в развитии речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение п...