Главные вкладки

    Картотека дидактических игр на развитию речи дошкольников
    картотека по развитию речи

    Истомина Наталья Михайловна

    Дидактические игры играют важную роль в развитии речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. ... Активизируется речь при общении детей в игре

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_na_razvitie_rechi.docx113.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека дидактических игр по развитию речи  дошкольниковКартинки по запросу "картинки для детей дети"

     

     «Кто чьи дети?»

    Цель: Обобщить и закрепить знания о животных и их детёнышах.

    Развивать речь и словарный запас.

    Детям раздаются карточки с нарисованными животными и птицами.

    Ребёнок называет животного и его детёныша. Задание начинается с простого, известного животного, а затем более редкого.

    У утки -                  У медведя-

    У кошки -               У орла -

    У собаки -               У верблюда –

    У курицы -              У вороны –

    У льва -                   У белки –

    У оленя -                У барсука –

    У ежа -                    У тетерева –

    У змеи -                  У снегиря –

    У осла -                   У бурундука –

    У черепахи -          У кенгуру-

     «Изменить слово по аналогии».

    Цель: развивать речь, логическое мышление, словарный запас.

    Баран – баранина,      Жемчуг -…,

    Свинья - …,                Картофель - …,

    Телёнок - …,               Горох -…,

    Песок – песчинка,      Чай - …,

    Дождь - …,                  Пыль -…,

    Пух - …,                       Вишня- …

     «Кто чем управляет?»

    Цель: закрепление  формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт».

    На  доске  картинки  с  изображением  различных  видов  транспорта. Воспитатель показывает  картинку  и  задаёт  вопрос: «Кто  управляет автобусом, самолётом?..»

    Дети должны ответить полным предложением.

    Автобусом  управляет  водитель.

    Грузовиком  управляет  шофёр.

    Поездом  управляет  машинист.

    Вертолётом  управляет  вертолётчик.

                                                     и т. д.

     «Что можно».

    Цель: закрепление  формы  творительного  падежа.

    Работа  проводится  с  использованием  картинок (см. к.№3).

    Рубить – топором;

    Резать – ножом, ножницами;

    Умываться – водой.

                              и т.д.

      «Где что растёт?»

    Цель: закрепление формы предложного падежа.

     На доске слева – картинки  с  изображением огорода,  сада, луга, поля, болота; справа – картинки с изображением  овощей, фруктов, деревьев, травы, клюквы.

    Воспитатель: «Растения сбежали со своих

    мест и заблудились. Помоги им вернуться

    на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?»

    Дети: «Овощи растут в огороде».

    Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д.

    Аналогичным образом проводится игра

    «Что где покупают?», «Что где хранится?»

      «Добавь слово».

    Цель: закрепление использования предлогов-наречий: справа, слева, впереди, позади.

    Воспитатель называет часть предложения и бросает мяч одному из детей.

    Ребёнок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова: справа, слева, впереди, позади.

     Стол стоит … .

    Полочка с книгами висит … .

    Мишка сидит … .

     

     «Игра в неделю».

    Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

     В игре принимает участие семеро детей. Каждый из них получает «имя»  одного из дней недели. Воспитатель предлагает встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задаёт такие,  например, вопросы: «Вторник,  кто идёт за тобой? Среда, скажи, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

     Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года, в месяцы.

     

    «Мой, моя, моё, мои».

    Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с  существительными.

     Воспитатель: «Назовите предметы, про которые можно сказать –«Это мой» (мой

    карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом и т.д.);

    «это моё» (моё платье, моё пальто, моё дерево) и т. д.

     «Закончи предложение и назови

    слово – «неприятель».

    Цель: учить находить слова – антонимы.

    Слон большой, а комар - …

    Камень тяжёлый, а пушинка - …

    Золушка добрая, а мачеха - …

    Зимой погода холодная, а летом - …

    Сахар сладкий, а горчица - …

    Дерево высокое, а куст - …

    Дедушка старый, а внук  - …

    Суп горячий, а компот - …

    Сажа чёрная, а снег - …

    Лев смелый, а заяц -…

    Молоко жидкое, а сметана - …

    Река широкая, а ручеек - …

    Работать трудно, а отдыхать - …

    Днём светло, а ночью - …

    Сегодня мне весело, а вчера было - …

    Заяц скачет быстро, а черепаха ползает - …

    Кричат громко, а шепчут - …

    Я больна, но скоро буду - …

    Я живу близко от реки, а мой друг -…

    Продавец продаёт, а покупатель - …

    Друзья иногда ссорятся, но легко - …

     Игра «Посуда».

    Цель: образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды).

    На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова:

     Суп – супница,       Чай - …,

    Сахар - …,               Соус - …,

    Салат - …,               Конфеты - … .

     В дальнейшем укрепляется словообразование существительных с суффиксом –ниц- в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня:

    Хлеб – хлебница,

    Сухари - …,

    Селёдка - …,

    Пепел - … .

    D:\Users8\user\Downloads\434317_2_file_1541757580.jpeg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников

    Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....

    картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия

    В картотеке собраны игры на развитие следующих разделов зрительного восприятия: на ориентировку в пространстве, на восприятие сенсорных эталонов, на формирование предметных представлений и т. д....

    Картотека дидактических игр экологического развития детей дошкольного возраста

    Дидактические игры подобраны из разных источников для детей старшего возраста....

    Картотека дидактических игр по развитию речи.

    Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников...

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...