Консультация для педагогов
консультация по развитию речи на тему

Махновец Татьяна Васильевна

Настольный театр и связная речь

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

«НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»

Дети с ОНР часто необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют и на их игровую деятельность. Нередко они теряют возможность играть со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны.

С целью развития связной речи дошкольников с ОНР нами использовалась театрализованная игра, которая позволяла заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить, развивать творческое воображение, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Театрализованная игра представляла собой инсценировку, проигрывание сказок в настольном театре. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной речи.

Ребенок может и смотреть, и слушать. Принимая на себя определенную роль, ребенок пытается мимикой, речью и движениями передать настроение своего героя, его характер, особенности поведения.

Участие в представлении, вызывает яркие эмоции, развивает пространственное и образное мышление и, что особенно важно, связную речь.

Создание развивающей предметной среды - важный компонент развития игры. В процессе игры дети учатся сознательно пользоваться связной диалогической речью, речевыми умениями и навыками, дифференцировать ситуации, при которых происходит процесс общения.

Театрализованные игры помогают ребенку расслабиться, снимают психическое напряжение, активизируют внимание, способствуют игровой инициативе, укреплению эмоциональных контактов.

Данные личного опыта и наблюдений в непосредственной практике позволяют сделать выводы о положительном влиянии театрализованных игр с использованием макета на формирование навыков общения, которые в доступной и интересной форме обогащают словарный запас ребенка, помогают активизировать его, развивают связную речь.

                                                                                                       

 Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности.  При нормальном речевом развитии ребенка 5-6 лет существенными характеристиками речи являются значительная протяженность речевых высказываний, связность, последовательность, логико-смысловая организация.

Недостаточная  сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.

Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой самостоятельной речевой активностью ребенка, неумением выделить главные и второстепенные элементы замысла и связей между ними, невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. При рассказывании дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений опускают или переставляют отдельные члены предложения, неправильно оформляют связи слов внутри фразы.

Кроме того, для дошкольников с ОНР  характерны:

. затруднения в пространственной ориентировке, особенно в дифференциации понятий «справа» и «слева»;

. неустойчивое внимание, низкий уровень показателей произвольного внимания;

. снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания;

. недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения;

. снижение работоспособности, быстрая утомляемость и раздражительность.

Дети с ОНР часто необщительны, скованы, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют и на их игровую деятельность. Нередко они теряют возможность играть со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Такие дети в игре проявляют либо робость, вялость, скованность движений, либо неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении.

В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» большое внимание уделяется формированию у дошкольников с ОНР 3 уровня навыков самостоятельной развернутой речи. С этой целью их обучают умению составлять рассказы по картинам и их серии, рассказы-описания, пересказы. Кроме того, ставятся задачи по развитию навыка передачи в речи последовательности событий в процессе наблюдения за серией выполняемых действий; составление рассказов с элементами усложнения (добавление эпизодов, изменение начала или конца рассказа и т.п.); составление рассказов по заданной теме.

С целью развития связной речи дошкольников с ОНР использовалась театрализованная игра, которая позволяла заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание. Раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Театрализованная игра представляла собой инсценировку, проигрывание сказок в настольном театре. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом коррекционной работы. Сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной речи.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка же своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение  своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправданно.

Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию, прививает социально-нравственные качества.

Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми. Принимая на себя определенную роль, ребенок пытается мимикой, речью и движениями передать настроение своего героя, его характер, особенности поведения. Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь – интонационно выразительнее. Инсценировка сказок помогает обучиться творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии словесно- логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире.

Театрализация сказок используется в целях формирования связной речи, совершенствования ее просодической стороны, а также развития образного и элементов логического мышления, внимания, памяти, воображения, тонкой ручной моторики дошкольников с ОНР  3 уровня.
Театрализация сказок проводится с детьми среднего и старшего дошкольного возраста на подгрупповых (по 30минут) и индивидуальных (по 20 минут) занятиях.

Театр это картинки (фигурки), персонажи в объемных декорациях. Ребенок может и смотреть, и слушать, и сам участвовать в представлении, которое вызывает яркие эмоции, развивает пространственное и образное мышление и, что особенно важно, связную речь. Это увлекательное зрелище называется настольным театром.

Театральное действие разворачивается на так называемой сцене, изготовленной из двух листов картона,  и обшитой плотной тканью (с одной стороны зеленой для «летних» сказок, а с другой – белой для «зимних»). Для крепления декораций на ткань нашиваются пуговицы, крючки, липучки и т.д., т.е. сцена представляет собой сенсорное панно. Дети настраиваются на работу со сказкой, сами готовят поле деятельности (пристегивают, прикрепляют на липучки и крючки, выставляют декорации), в процессе чего у них развивается мелкая моторика, что очень важно для развития речи.  

Декорации готовятся из доступного подручного материала. Изготовленное своими руками вызывает у детей неподдельный интерес и яркие эмоции, что необходимо для успешного проведения занятий.

Необходимо стремится активнее вовлекать самих воспитанников в процесс изготовления декораций, театральных атрибутов, сказочных героев. Персонажами настольного театра могут быть плоскостные фигурки, вырезанные из картона, вязанные игрушки, а также игрушки-топотунчики, имеющие подвижные ножки или задние лапки, функцию которых выполняют указательный и средний пальцы ребенка.

В процессе такой работы дети учатся использовать различные интонации, силу голоса, темп речи. Дошкольники пытаются передать переживания героев и свое отношение к персонажам событиям, действиям.  

Работа по формированию связной речи в процессе инсценировки сказок осуществляется при соблюдении следующих условий:

 - большое значение придается настрою детей на сказочное занятие. Первым шагом к этому служит настрой самого педагога, речь которого должна быть эмоциональной, выразительной,

 - на протяжении всего занятия должны создаваться условия для активизации речевой активности воспитанников.  Необходимо помнить, что основная цель – развитие диалогической и монологической речи детей,

 - сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим интересом.

 - желание детей рассмотреть и ближе познакомиться с различными сказочными декорациями и героями должно удовлетворяться до начала инсценировки, в противном случае ребенок будет отвлекаться от основного действия.

 - педагог ни в коем случае не дожжен превращаться в строгого режиссера. Важно помнить, что это игровая постановка. Самое главное, чтобы ребенок вживался в роль, начинал раскрепощаться и говорить.

 -  необходимо помнить, что все выполняемое детьми, слова, движения, импровизации – являются успешными и удачными.

- тексты сказок адаптируются для инсценировки, подаются в форме театрального сценария, при этом учитываются речевые и познавательные возможности воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....