Конспект игровой образовательной ситуации "Моя семья" с элементами социализации, развития речи, нравственного воспитания в старшей группе воспитатель: Шкилёва Елена Петровна, г. Хадыженск 2016
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Шкилёва Елена Петровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5

 

 

Конспект

игровой  образовательной ситуации

«Моя семья»

с элементами  социализации, развития общения, развития речи, нравственного воспитания

                 в  старшей группе.

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

                                                                 

                                                                                    Воспитатель: Шкилёва Е.П.

 

                                                                  

 

                                                                                    

 

.Хадыженск, 2016г

 

                                                               

 

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.

 

Задачи:

·       Обогатить представление о семье, дать сведения об истории семьи, воспитывать уважение к семейным традициям.

·       Учить строить генеалогическое древо семьи, формировать основы нравственности во взаимоотношениях с родителями.

·       Воспитывать уважение к старшим членам семьи, желание помогать тем, кто в этом нуждается и заботиться о них (о старшем и младшем поколении), развивать чувство гордости за свою семью.

·     Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье

·     Совершенствовать диалогическую и монологическую речь

·     Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком;

·     Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

·     Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.

 

Оборудование:

·       Письмо

·       Карлсон

·       Фотоальбом.

·       Макет генеалогического дерева.

·       Нарисованные деревья на отдельных листах на каждого ребёнка.

·       Вырезанные сердечки, для наклеивания.

 

Ход деятельности:

Воспитатель:(загадочно) Ребята, а вы ничего не слышите? Мне кажется, что кто-то плачет!(дети прислушиваются, воспитатель ищет и находит куклу Карлсона с письмом в руках).

Воспитатель: Карлсрн, ты что так сильно плачешь?(подносит куклу к своему уху, удивляется).

 Ну, дорогой Карлсон, не плачь, мы что - нибудь придумаем.

Ребята, Карлсон очень расстроен, потому что он получил письмо от своего друга Малыша, в котором много вопросов, а ответы на них он не знает. Поможем ему? (ответы детей).

Тогда открываем письмо.  А ты, Карлсон, слушай внимательно. Ой, а здесь и в правду что - то есть. Карточки с вопросами! (Беру первую карточку) Послушайте и ответьте на вопрос:


«Это слово каждый знает

Ни за что не променяет!
К цифре «семь» добавлю Я
 Что получится?…»

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Правильно – это семья! (мама, папа, братишка, бабушка и т.д.)

-А какие бывают семьи? (ответы детей)

- Что объединяет членов семьи? (ответы детей)

- Как нужно жить в семье? (ответы детей)

У каждого в семье есть дорогие и родные люди.

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме и папе, бабушке и дедушке, о сестренке — какие они?

 

Дидактическая игра «Подбери признаки»:

·       Мама какая? – (ответы детей)

·       Папа какой? –(ответы детей)

·       Бабушка какая? – (ответы детей)

·       Дедушка какой? – (ответы детей)

·       Сестра какая? –(ответы детей)

·       Брат какой? —(ответы детей)  

 

Воспитатель: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? (ответы детей) Давайте проверим.

Игра «Назови родственников»

Мальчик для папы и мамы кто?  

Мальчик для дедушки и бабушки кто?

Девочка для мамы и папы кто?

Девочка для дедушки и бабушки кто? 

Папа для бабушки и дедушки кто? 

Мама для бабушки и дедушки кто?

Мальчик для девочки в семье кто? 

Девочка для мальчика в семье кто?  

 

Воспитатель: как вы дружно отвечаете на вопросы! Какие вы умные!.

А теперь  следующая карточка: нужно определить, кто из этих людей не является родственником? Попробуем определить? (ответы детей)

 

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Мама, соседка, бабушка, сестра

Бабушка, подруга, сестра, мама

Сестра, продавец, бабушка, брат

Дворник, папа, брат, дедушка.

Дедушка, папа, водитель, отец.

(ответы детей)

Воспитатель: Да, семья это самые родные вам люди. Это самое дорогое, что у вас есть. Эти люди любят вас, заботятся о вас.

«Семья – это счастье, любовь и удача!
Семья – это летом поездки на дачу,
Семья – это праздник, семейные даты.
Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!»

 Ребята, поиграем в игру

Физминутка:               «Семья»

Раз, два, три, четыре

(хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире?

(повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять

(Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать;

(указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка , два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!

(загибают поочередно пальцы на руке)

Воспитатель: Вот видите, ребята, сколько много родственников существует на свете.  И, чтобы никого не забыть из родственников люди хранят фотографии. В настоящее время  многие люди хранят фотографии  где?

(ответы детей)

А я принесла вам показать альбом, в котором хранятся фотографии моих родных и близких, друзей, называется он фотоальбом. (показываю альбом)

 

«Есть в доме любом семейный альбом,

Как в зеркале, мы отражаемся в нём.

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.»

 А ещё, семья похожа на большое дерево. Как дерево - она мощная и сильная! Семья как и дерево растет – появляются новые веточки и новые листочки, это дети, которые тянутся к солнышку, потому что любят тепло и ласку.

Такое дерево люди сравнивали с большой семьей и располагали всех родственников, о которых помнят.

Воспитатель:  Вот и четвёртая карточка - «Моя родословная»

 (показываю «генеалогическое дерево»)

Это не простое дерево. Это дерево семьи. На нём изображают всех своих родственников. Давайте рассмотрим его: какой величины веточки вверху, а какой величины – внизу? Вверху- маленькие, тонкие. А внизу – большие, толстые. (дети рассматривают веточки дерева и отвечают)

 

- Дети, сегодня каждый из вас может его сделать сам. Посмотрите ребята, у нас есть деревья изображенные на бумаге, давайте представим, что это генеалогическое дерево. Только вместо фотографий мы возьмем вот такие сердечки.

Они разной величины и разного цвета. Самых старших бабушек и дедушек мы изобразим большого размера. Мамы и папы – это средние сердечки. И наконец, вы детки –сердечки маленького размера. С размерами разобрались. А какого цвета сердечки? Да, синего и красного. Синие сердечки будут дедушки, папы и мальчики. А красного – бабушки, мамы и девочки.

Приступим, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я! Вот и вся моя семья!

А теперь приступаем к работе.(после работы)

«Будьте все вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!»

Ребята, я хочу, чтобы вы что - то хорошее и доброе пожелали своей семье.(дети говорят свои пожелания для семьи).

Воспитатель: Я тоже желаю, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Ребята, Карлсон очень был внимателен и услышал ответы на все вопросы, которые были в письме. Он теперь все знает , благодарит вас за ваши ответы и желает , чтобы у вас всех была крепкая и дружная семья.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5

Конспект

игровой  образовательной ситуации

«Моя семья»

с элементами  социализации, развития общения, развития речи, нравственного воспитания

                                в  старшей группе.

   

                                                                 

                                                                                    Воспитатель: Шкилёва Е.П.

                                                                   

                                                                                     

.Хадыженск, 2016г

                                                               

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.

Задачи: 

  • Обогатить представление о семье, дать сведения об истории семьи, воспитывать уважение к семейным традициям.
  • Учить строить генеалогическое древо семьи, формировать основы нравственности во взаимоотношениях с родителями.
  • Воспитывать уважение к старшим членам семьи, желание помогать тем, кто в этом нуждается и заботиться о них (о старшем и младшем поколении), развивать чувство гордости за свою семью.
  • Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь
  • Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком;
  • Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.

Оборудование:

  • Письмо
  • Карлсон
  • Фотоальбом.
  • Макет генеалогического дерева.
  • Нарисованные деревья на отдельных листах на каждого ребёнка.
  • Вырезанные сердечки, для наклеивания.

 

Ход деятельности:

Воспитатель:(загадочно) Ребята, а вы ничего не слышите? Мне кажется, что кто-то плачет!(дети прислушиваются, воспитатель ищет и находит куклу Карлсона с письмом в руках).

Воспитатель: Карлсрн, ты что так сильно плачешь?(подносит куклу к своему уху, удивляется).

 Ну, дорогой Карлсон, не плачь, мы что - нибудь придумаем.

Ребята, Карлсон очень расстроен, потому что он получил письмо от своего друга Малыша, в котором много вопросов, а ответы на них он не знает. Поможем ему? (ответы детей).

Тогда открываем письмо.  А ты, Карлсон, слушай внимательно. Ой, а здесь и в правду что - то есть. Карточки с вопросами! (Беру первую карточку) Послушайте и ответьте на вопрос:


«Это слово каждый знает

Ни за что не променяет!
К цифре
«семь» добавлю Я
Что получится?…
»

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Правильно – это семья! (мама, папа, братишка, бабушка и т.д.)

-А какие бывают семьи? (ответы детей)

- Что объединяет членов семьи? (ответы детей)

- Как нужно жить в семье? (ответы детей)

У каждого в семье есть дорогие и родные люди.

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме и папе, бабушке и дедушке, о сестренке — какие они?

Дидактическая игра «Подбери признаки»:

  • Мама какая? – (ответы детей)
  • Папа какой? –(ответы детей)
  • Бабушка какая? – (ответы детей)
  • Дедушка какой? – (ответы детей)
  • Сестра какая? –(ответы детей)
  • Брат какой? —(ответы детей)  

Воспитатель: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? (ответы детей) Давайте проверим.

Игра «Назови родственников»

Мальчик для папы и мамы кто?  

Мальчик для дедушки и бабушки кто?

Девочка для мамы и папы кто?

Девочка для дедушки и бабушки кто?  

Папа для бабушки и дедушки кто?  

Мама для бабушки и дедушки кто?

Мальчик для девочки в семье кто?  

Девочка для мальчика в семье кто?  

Воспитатель: как вы дружно отвечаете на вопросы! Какие вы умные!.

А теперь  следующая карточка: нужно определить, кто из этих людей не является родственником? Попробуем определить? (ответы детей)

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Мама, соседка, бабушка, сестра

Бабушка, подруга, сестра, мама

Сестра, продавец, бабушка, брат

Дворник, папа, брат, дедушка.

Дедушка, папа, водитель, отец.

(ответы детей)

Воспитатель: Да, семья это самые родные вам люди. Это самое дорогое, что у вас есть. Эти люди любят вас, заботятся о вас.

«Семья – это счастье, любовь и удача!
Семья – это летом поездки на дачу,
Семья – это праздник, семейные даты.
Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!»

 Ребята, поиграем в игру

Физминутка:               «Семья»

Раз, два, три, четыре

(хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире?

(повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять

(Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать;

(указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка , два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!

(загибают поочередно пальцы на руке)

Воспитатель: Вот видите, ребята, сколько много родственников существует на свете.  И, чтобы никого не забыть из родственников люди хранят фотографии. В настоящее время  многие люди хранят фотографии  где?

(ответы детей)

А я принесла вам показать альбом, в котором хранятся фотографии моих родных и близких, друзей, называется он фотоальбом. (показываю альбом)

«Есть в доме любом семейный альбом,

Как в зеркале, мы отражаемся в нём.

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.»

 А ещё, семья похожа на большое дерево. Как дерево - она мощная и сильная! Семья как и дерево растет – появляются новые веточки и новые листочки, это дети, которые тянутся к солнышку, потому что любят тепло и ласку.

Такое дерево люди сравнивали с большой семьей и располагали всех родственников, о которых помнят.

Воспитатель:  Вот и четвёртая карточка - «Моя родословная»

 (показываю «генеалогическое дерево»)

Это не простое дерево. Это дерево семьи. На нём изображают всех своих родственников. Давайте рассмотрим его: какой величины веточки вверху, а какой величины – внизу? Вверху- маленькие, тонкие. А внизу – большие, толстые. (дети рассматривают веточки дерева и отвечают)

- Дети, сегодня каждый из вас может его сделать сам. Посмотрите ребята, у нас есть деревья изображенные на бумаге, давайте представим, что это генеалогическое дерево. Только вместо фотографий мы возьмем вот такие сердечки.

Они разной величины и разного цвета. Самых старших бабушек и дедушек мы изобразим большого размера. Мамы и папы – это средние сердечки. И наконец, вы детки –сердечки маленького размера. С размерами разобрались. А какого цвета сердечки? Да, синего и красного. Синие сердечки будут дедушки, папы и мальчики. А красного – бабушки, мамы и девочки.

Приступим, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я! Вот и вся моя семья!

А теперь приступаем к работе.(после работы)

«Будьте все вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
»

Ребята, я хочу, чтобы вы что - то хорошее и доброе пожелали своей семье.(дети говорят свои пожелания для семьи).

Воспитатель: Я тоже желаю, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Ребята, Карлсон очень был внимателен и услышал ответы на все вопросы, которые были в письме. Он теперь все знает , благодарит вас за ваши ответы и желает , чтобы у вас всех была крепкая и дружная семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному занятию развитие речи для детей второй младшей группы

Тема: «Фрукты» Цель: закрепление знаний о фруктах, цветах, геометрических фигурах. Задачи: Учить называть, узнавать и показывать фрукты Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелку...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий по нравственному воспитанию в средней группе "просто так!"

Конспект составлен: воспитатель МБДОУ д/с № 24 Воронова В.М. Образовательная область: нравственное воспитание, речевое, социально-коммуникативное развитие.Вид деятельности: непосредственно-образо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи в подготовительной к школе группе. " Там, на неведомых дорожках"

Коспект предназначен для детей 6-7 лет. Его можно использовать как итоговое по русским народным сказкам. Также можно использовать для развития мышления детей.( Лабиринт, кроссворд)...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи и рисованию в старшей группе

Конспект занятия интегрированного заняти,учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя, составлять творческие рассказы, сложные распространенные предложения.Закр...