«Составление рассказа по мнемотаблице»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Сухина Виктория Викторовна

План конспект ИОС "Составление рассказа по мнемотаблице"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_pro_osen_2.docx416.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида  № 11 «Теремок» поселка Псебай

муниципального образования Мостовский район

План - конспект игровой образовательной ситуации

для детей среднего дошкольного возраста

«Составление рассказа по мнемотаблице»

Подготовила воспитатель:

        Виктория Викторовна Сухина,

п.г.т. Псебай, 2015 г.

Цель: закрепление представлений  детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица), связно, в логической последовательности.

Развивать словарный запас- называть отличительные признаки осени, диких животных, птиц используя мнемотехническую таблицу.

Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

Продолжать развивать  психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление .

Формировать умение соотносить нарисованные  символы с образом.

Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.

Материал:Демонстрационный: мнемоквадраты, мнемотаблица «Осень»,корзина, указка, мяч, фонограмма с музыкой «Танец с осенними листочками»,музыка П.И.Чайковского «Октябрь».

Раздаточный: осенние листья по 2 на каждого ребёнка,  угощения.

Предшествующая работа: наблюдение за осенними изменениями в природе,рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень, знакомство с символами –рисунками мнемоквадратов ,разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.

                        

  Ход игровой образовательной ситуации:

 Дети стоят в кругу, звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение

« Уж небо осенью дышало...» Александр Пушкин

 Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

 Воспитатель:-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

( ответы детей)

Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном , таинственном времени года-осени.

-А кто вспомнит, как называется музыка, которую мы слушаем, и кто её написал?( ответы детей)

-Назовите осенние месяцы?( ответы детей)

-А какие периоды осени вы знаете? (ранняя, поздняя)( ответы детей)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Расскажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

-А чем отличается ранняя осень от поздней?( ответы детей)

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная

Воспитатель:-Ребята, а какие слова про осень вы знаете, осень какая? ( Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)

Стук в дверь, появляется корзинка.

Воспитатель:-Ребята, посмотрите - это волшебница осень вам прислала корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки , которые помогут нам составить рассказ про осень. Проходите и садитесь на стульчики.

 Возьмите  осенние листочки в руки  и давайте выполним зрительную гимнастику:

        Мы листочки увидали

        И с листочками играли      

        Листья вправо полетели

        Глазки вправо посмотрели

        Листья влево полетели

        Глазки влево посмотрели

        Ветер листья поднимал

        И на землю опускал

        Все на землю улеглись

        Глазки закрываем

        Глазки отдыхают.

Воспитатель:- Ребята, а вы хотите составить предложения по картинкам, которые нам прислала осень?

Ответы детей

Воспитатель:-Итак 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение?

Ответы детей: о солнце

Воспитатель:-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)

-О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)

-Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)

-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)

-А что можно сказать о деревьях? ( Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)

-А когда с деревьев  ветер срывает листву как можно назвать такое явление? (листопад)

-О ком будем говорить? ( о птицах)

-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)

-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)

-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень. А сейчас предлагаю отдохнуть и потанцевать с  осенними  листочками, возьмите листья и встаньте в круг.

Песня-танец с осенними листочками.(дети под фонограмму поют и танцуют)

Воспитатель: Молодцы, хорошо потанцевали - проходите, садитесь на стульчики.

-Посмотрите, какая таблица у нас получилась из наших картинок, я предлагаю вам составить по данной таблице связный рассказ, сначала послушайте какой рассказ составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.

Образец рассказа по мнемотаблице: Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди.  Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и они остаются голыми. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

Составление рассказов по мнемотаблице «Осень» детьми (2-3 рассказа)

Воспитатель:Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень,  давайте поиграем пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Ветер по лесу летал,                   

Ветер листики считал:                

Вот дубовый,                              

Вот кленовый,                             

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

И последний лист с осинки        

Ветер бросил на тропинку.

 

Сжимание и разжимание пальцев

 

-      Сгибание по одному пальцу на обеих      руках одновременно на каждое название

       Ладони на парту

Воспитатель:Ребята, о каком времени года мы с вами составляли рассказы?

-Что вам сегодня понравилось?

-Молодцы ребята, мне очень понравилось как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы придумали по таблице.

-Может кто-то хочет рассказать стихи про осень? (дети вспоминают и рассказывают стихи)

-Замечательные стихи вспомнили ребята.

Воспитатель:-Дети,  а за ваши умения и старания   осень передала вам  осенние дары. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа по мнемотаблице. Тема «Весна»

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию методический материал для составления рассказа по мнемотаблице.С помощью данного материала  можно решить следующие задачи:развитие связной  речи ...

Презентация на тему:составление рассказов по мнемотаблицам "Расскажи-ка"

Мнемотехника помогает дошкольникам упростить процесс запоминания,развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Предлагаю вашему вниманию презентацию с подбором мнемотаблиц, ко...

Конспект НОД речевое развитие Тема: Составление рассказа по мнемотаблице «Весна» средняя группа

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»...

Разработка НОД Составление рассказа по мнемотаблице «Весна»

Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.Задачи:1.     Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явле...

Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Деревья» Чтение стихов и составление рассказов по мнемотаблице.

Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Деревья»Чтение стихов и составление рассказов  по мнемотаблице. Задачи:-расширять и активизировать словарь...

Составление рассказа по мнемотаблице (картотека мнемотаблиц с текстами рассказов)

Как работать над составлением связного рассказа• Ребенку дается чистый, шестиклеточный бланк-мнемотаблица.• В ходе занятия малыш выбирает определенный предмет, рассказ о котором он составляе...