Статья "Как помочь ребенку обогатить его словарный запас"
статья по развитию речи на тему

Верещаго Галина Николаевна

Данная статья преднозначина, как для родителей, так и для педагогов. Она имеет подбор словесных игр по развитию и обогащению словарного запаса детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обогащение словарного запаса17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку обогатить его словарный запас

Язык - одно из самых великих творений человека.  Это важнейшее средство общения, тонкий и глубокий инструмент, с помощью которого формируются и выражаются человеческая мысль (Л.А.Новиков). Из книги «Искусства слова» .

Хорошая, грамотная, образная речь - является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей. Чем больше и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей деятельности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте произношения, предупреждая и исправляя различные нарушения которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм нашего языка. Как помочь ребенку обогатить его словарный запас? Этот вопрос волнует и  педагогов, и родителей. Немногие родители задумываются о том, что в повседневном общении с ребенком мы обогащаем его словарь. Ненавязчиво, без принуждений можем многому научить. Допустим, мать, разговаривая с дочерью, вдруг говорит ей: «У нас есть девочка, волосы у нее светлые, глаза голубые, одета в синее платье, белые носки, тапочки. Кто же это?» Дочка задумалась, но, заметив лукавинку в маминых глазах, поняла, что речь идет о ней. «А теперь ты задай мне свою загадку, » - предложила мать.

Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. Игры на описание самых разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказывается прекрасным средством обогащения словаря детей. Например  в играх: «Угадай, кто я?», «Кто больше назовет?», «Кто больше скажет о предмете?», «Что из него сделано?» и другие, требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и количество, детали, заметить цвет и его оттенки. Игра будет интересной, если играющий взрослый наравне с ребенком по очереди описывает находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа («Что бывает легким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым, квадратным и т.д.»).

Активизируя речь детей существительными можно придумать следующие игры: «Угадай, кто так делает?; Воркует кто?; Жужжит кто? И д.р.». «Пара к паре», где предлагается ребенку выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары ( например: огурец -  овощ, машина – руль, волны – озеро и т.д.)

Обогащая словарный запас прилагательными , можно поиграть в следующие игры: « Назови лишнее слово»(например: грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; крепкий, далекий, прочный, надежный; дряхлый, старый, изношенный, маленький и т.п.)

« Какой? Какая? Какое? Какие?» Где ребенку предлагается подобрать как можно больше слов, к предмету предложенному взрослым.

Например: « Трава,  какая?» - зеленая, мягкая, шелковистая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная.

« Добавь слово в предложение » : « Светит ( какое?) солнце?».  Солнце – яркое, блестящее, красное, большое, веселое, радостное, весеннее.

Активизируя речь детей глаголами, можно поиграть в следующие игры:

«Кто как кричит?» (корова - мычит, лягушка - квакает и  т.д.)

«Кто как передвигается?» (скачет, ползает, ходит, летает и т.д.)

Проведение такого рода игр не требует дополнительного времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, вечером во время приготовления ужина, во время прогулки, одевания, раздевания. Детям очень нравится играть в  словесные игры, такие как: «Скажи наоборот» ( входить - …, включать - …, строить - …, засыпать - …, хвалить - …, встречать - …, поднимать - …,).«Закончи предложение» (Слон большой, а комар …, камень тяжелый, а пушинка-…, дерево высокое, а куст -…, лев смелый, а заяц -…
«Сравни» : - по вкусу: горчицу и мед;

                    - по цвету: снег и сажу;

                    - по высоте: дерево и цветок;

                    - по толщине: канат и нитку;

                    - по ширине: дорогу и тропинку.

 Обогащая речь детей синонимами, можно поиграть в игру « Как сказать?»    ( как сказать, если листья опадают с деревьев?), ( опускаются, падают, осыпаются, валятся.), «О плохой погоде?» ( пасмурная, облачная, дождливая, холодная) .«Как сказать, если что-то или кто-то движется по кругу?»               ( кружиться, вращаться, вертеться)

«Подбери похожее слово» ( дом - здание, жилище; бежать – мчаться, нестись и т.д.)

Игр очень много, но не только словесные игры влияют на словарный запас детей. Чтение художественной литературы, беседы, домашний театр - окажут неоценимый   вклад в обогащение детского словаря.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. Слово – могучее средство самовыражения, потребности, свойственной каждого человека. Подобно чудодейственному дару слово существует в нас как «заместитель» вещей: предметов и явлений. Обогащая  словарь ребенка , мы обогащаем его внутренний мир познания.

 

Рекомендованная литература

  1. Краузе Е.Н. «Практическая. Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста» Спб. 2008
  2. Седых Н.А. «Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия» 2006
  3. Лопатина Н.В., Серебрякова Н.В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников»2006
  4. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи» Айрис-пресс 2006
  5. Новиков Л.А. «Искусство слова»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЕНКА: 5 СОВЕТОВ"

Советы для родителей "КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЕНКА: 5 СОВЕТОВ"...

"Как обогатить словарный запас у ребенка"

Материал будет полезен воспитателям для работы с родителями....

КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЕНКА: 5 СОВЕТОВ

Консультация для родителей. КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЕНКА: 5 СОВЕТОВ...

Консультация для родителей "КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЕНКА: 5 СОВЕТОВ"

Консультация для родителей  "КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЕНКА: 5 СОВЕТОВ"...

Консультация для родителей "Помогаем ребенку овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь". 12.10.2018

Данная консультация поможет родителям своих детей познакомиться со значением речевого значения взрослых с ребенком, начиная с первых дней его жизни....

Как обогатить словарный запас ребенка. 13 советов мамам и папам.

Речь развивается всю нашу жизнь. Но спешка приучает говорить коротко, отдельными словами или фразами. А дети копируют этот стиль. Вашему вниманию предлагаю несколько советов для обогащения с...


 

Комментарии

Гусельникова  Валентина  Ильинична

Спасибо за предоставленный материал.