В помощь воспитателю. Домашнее задание по теме "Посуда". Средняя группа
материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Барминова Татьяна Сергеевна

Домашнее задание на тему "Посуда" для средней группы представляет собой подборку речевых упражнений и пальчиковых игр на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и возрасту стихи и загадки для прочтения взрослыми детям, а непосредственно для детей - графические упражнения и упражнения на внимание, что также способствует речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posuda.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

ПОСУДА

Речевая игра «Летающие слова»

Цель: Проговаривание окончаний слов.

Ход игры. Стоя в кругу, играющие перебрасывают друг другу небольшой мячик. Бросив мяч, взрослый громко произносит полслова, обозначающего название посуды (например, тарел -...). Ловящий мяч ребенок должен, поймав его, тут же договорить оставшуюся часть слова.

Речевая игра «Чего не стало?»

Цель: Употребление существительных в родительном падеже. 

Ход игры. Выставляются 5-6 предметов посуды. Ребенка просят закрыть глаза, взрослый прячет один предмет. Ребенок догадывается и отвечает, какой. Не стало кастрюли, чайника, сковородки, стакана, чашки, тарелки, ложки, вилки, блюдца...

Речевая игра «Расскажи про свою посуду»

Цель: Употребление притяжательных местоимений.  

Ход игры. Взрослый выставляет на стол посуду, например: чашку, блюдце, стакан. Говорит, что эта посуда Алешина. Алеша, расскажи про свою посуду. «Это моя чашка. Это мой стакан. Это мое блюдце».

Речевая игра «Назови ласково»

Цель: Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных. 

Ход игры. Взрослый говорит, что кукольная посуда маленькая. «Давай назовем ее всю ласково. — Блюдечко, тарелочка, ложечка, салфеточка, вилочка, чайничек...»

Дидактическая игра «Из чего – какая?»

Цель: Образование прилагательных.

Ход игры. Логопед бросает ребенку мяч и говорит: «Ложка из дерева. Какая ложка?» Ребенок, поймав мяч, отвечает: «Деревянная ложка» и т.д.

Речевая игра «Кто больше скажет слов?»

Цель: Расширение словаря прилагательных.  

Ход игры. Посуда перед глазами ребенка. Ребенок и взрослый по очереди подбирают прилагательные

Чайник (какой?) — фарфоровый, красивый, пузатый, маленький, новый, чистый...

Кувшин (какой?) — стеклянный, прозрачный, высокий, узкий, голубой, чистый, новый, любимый...

Хлебница (какая?) — металлическая, круглая, чистая, старая, узорчатая, блестящая, ажурная...

Дидактическая игра «Для чего эта посуда?»

Цель: Образование относительных прилагательных. 

Ход игры. Детям напоминают произведение К.И. Чуковского «Федорино горе». «Прибежала посуда и к нам, да вся перепуталась. Давай вместе разберем ее».

Взрослый показывает на кастрюлю, сковороду, большой чайник, половник, терку, нож, дуршлаг... «Для чего эта посуда нам нужна? — Эта посуда нужна для приготовления пищи. — Где готовим пищу? — На кухне. Это кухонная посуда!» Взрослый показывает на тарелки глубокие и мелкие, ложки, вилки, ножи, хлебницу... «Для чего нужна эта посуда? Да, она нужна для готовой пищи, в нее кладут готовую еду, а потом обедают. Это обеденная посуда или столовая!» Взрослый показывает на чайное блюдце, чашку, чайную ложечку, заварной чайничек, сахарницу, конфетницу... «Для чего нужна эта посуда? Да, ее расставляют, когда пьют чай. Подумайте, как она называется? Чайная

Дидактическая игра «Четвертый — лишний»

Цель. Развитие логического мышления. 

Ход игры. Взрослый проговаривает цепочки предметов посуды, в которых один лишний по признаку относительности. Например: чашка, блюдце, дуршлаг, ложка. Чашка, блюдце и ложка – чайная посуда, а дуршлаг относится к кухонной посуде, он лишний.

Дидактическая игра «Наоборот»

Цель: Развитие мышления и воображения. 

Ход игры. Взрослый говорит словосочетание, ребенок меняет прилагательное на антоним.

Новая кастрюля — старая кастрюля

Полная сахарница — пустая сахарница

Чистая ложка — грязная ложка 

Горячая сковорода — холодная сковорода

Прочная салатница — хрупкая салатница

Мелкая тарелка — глубокая тарелка

Высокая ваза — низкая ваза 

Светлый чайник — темный чайник

Мокрая чашка — сухая чашка

Развивающая игра «Какая посуда спряталась?»

Дети называют каждый предмет посуды и говорят, к какому виду он относится: чайная, столовая, кухонная посуда.

Упражнение на развитие внимания

Задание: дорисуйте у маленьких чашек по одной ручке с левой стороны, а у больших - по одной ручке с правой стороны.

Раскрасьте тарелки с одинаковым узором одним цветом.

Подберите к каждому блюдцу свою чашку.

Читаем и заучиваем стихи

***

Н. Нищева

Раз, два, три четыре, 

Мы посуду перемыли: 

Чайник, чашку, ковшик, ложку 

И большую поварешку. 

Мы посуду перемыли, 

Только чашку мы разбили, 

Ковшик тоже развалился, 

Нос у чайника отбился. 

Ложку мы чуть-чуть сломали — 

Так мы маме помогали.

МАШИНА КАША

Н. Нищева

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

***

А. Кондратьев

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз

Надо двадцать тысяч ваз.

***

Т. Петухова

Мыть посуду – не пустяк.

Блюдца мокрые скользят,

Ложки, падая, звенят,

Помогая нашей маме,

Мы посуду моем сами.

Сами чашки вытираем,

Сами ставим их на полки,

Сами дружно подбираем

На полу потом … осколки.

ЧАШКА ЗАБОЛЕЛА

М. Яснов

Вот какое дело:

Чашка заболела!

Со стола упала –

Ручка отлетела.

Заболела чашка

И вздыхает тяжко:

"Кто ж меня, безрукую,

Взять захочет в руку:

Как в лесу, аукаю,

А кругом - ни звука!.."

Слышу, слышу, чашка –

Не грусти, бедняжка!

Я тебя, больную,

Склею, забинтую:

Обед полежишь,

Полдник полежишь,

Ужин полежишь,

А к завтраку снова

Будешь здорова!

СТИХИ ПРО ПОСУДУ

Н. Нищева

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

САХАРНИЦА

И. Шевчук

Сахарница, сахарница –

Крендельками ручки!

Мы за эту сахарницу

Получили взбучку.

Жалко, что у сахарницы

Ручка отвалилась.

Но зато из сахарницы

Чашка получилась!

СКОВОРОДА

Б. Коренфельд

Есть у нас сковорода.

Не подводит никогда.

И потушит, и пожарит.

Очень вкусно кашеварит.

Вот пожарилась картошка.

Доставай скорее ложку!

Добавляй туда котлет.

И уже готов обед!

Приготовить вкусно пищу

Сковородка пригодится.

И глазунью, и омлет.

Ничего вкуснее нет!

И блины из сковородки

На тарелке очень вёртки.

А она стараться рада

Накормить нас до упаду! ...

ЛОЖЕЧКА

Б. Коренфельд

Всё, что надо, ложечкой

Наберём немножечко:

Сахар сладкий и варенье,

И другое угощенье.

Помешаем ею чай

Так, как будто невзначай.

И положим отдохнуть

Рядом с блюдечком чуть-чуть.

И с тарелки вкусный торт

Каждый ложечкой берёт.

Потому что для людей

Так удобней и быстрей.

Наша ложечка сияет.

То, чем может, помогает.

Хорошо полезной быть,

Людям радость приносить!..

ДУРШЛАГ

Б. Коренфельд

На виду висит, как флаг,

Ну, конечно же, дуршлаг.

Про него нельзя забыть,

Если надо что промыть.

Под струёй промоем кашу.

А дуршлаг стоит на страже,

Чтобы каша не слипалась,

Чтоб свободно рассыпалась.

И промытая лапша

Тоже, кстати, хороша.

В дуршлаге мы моем фрукты

И различные продукты.

У любой хозяйки, к слову,

Он, конечно, наготове.

Очень нужен нам дуршлаг.

Без него совсем никак!

ЧАЙНИК Б. Коренфельд

Я - глиняный чайник.

Простая посуда.

Нос вырос, как валик,

Не знаю, откуда.

Порой закипаю.

Бываю горячим.

Порой остываю.

Заваркою плачу.

Меня запирают

В витрине буфета.

Там я ожидаю

До вечера где-то.

Когда со стола

Всё уже убирают,

Хозяйка тогда 

Обо мне вспоминает.

Я гордо стою

В окруженьи варенья.

Надувшись, пою,

Получив одобренье.

Пусть я выполняю

Простую работу,

Людей заставляю

Напиться до пота!..

КАСТРЮЛЯ

Б. Коренфельд

Кастрюля объёмов своих не боится.

Своею дородностью смело гордится.

Она добродушна, кругла и ленива.

Порою бывает не в меру болтлива.

Способна вместить и крупу, и картошку,

И лука, и зелени тоже немножко.

Нагревшись от гордости, вдруг закипает,

А после под крышкой своей остывает.

Легко, чем богата, других угощает

И чистку шершавою тряпкой прощает.

Умывшись водичкой, сияет боками,

Слегка потешаясь, как будто, над нами.

На полку её осторожно положим.

Пускай отдыхает. Пока не тревожим.

Она чистотою и блеском гордится.

Назавтра нам, знаем, ещё пригодится.

ЧАШКА

Б. Коренфельд

Студёной водицей нас чашка напоит.

И жажда пройдёт, и слегка успокоит.

Всегда под рукой, чтобы нам пригодиться,

Когда пожелаем из чашки напиться.

Удобная ручка круглится, белея,

Мечту о стакане гранёном лелея.

Она изогнулась игриво дугою –

Легка, грациозна, любуясь собою.

А донышко манит своей чистотою

И блеском, и света весёлой игрою.

Мы чай ароматный туда наливаем

И ложечкой сахар туда добавляем.

И греется чашка, тепло отдавая,

Уютом домашним весь стол наполняя.

А рядом баранки, конфеты, печенье,

И в розочке мило краснеет варенье.

НОЖ

Б. Коренфельд

Я - очень строгий острый нож.

Меня за лезвие не трожь.

Со мной шутить опасно.

Вы знаете прекрасно...

Могу хозяйке помогать

Легко, что надо, нарезать.

Работать осторожно

Со мной всегда возможно.

Когда бываю я сердит,

То принимаю строгий вид.

Тогда других порезать

Могу я, сколько влезет.

Хочу ещё раз повторить:

"Со мною лучше не шутить!

Порой это опасно!"

Кому ещё не ясно?

ВИЛКА И ЛОЖКА

Б. Коренфельд

Когда-то без вилок еду подавали.

Куски пожирнее руками хватали.

Не очень-то это бывало удобно:

Руками еду доставать принародно.

И вилка, и ложка - помощники наши.

Мы ими едим и картошку, и каши.

И руки чисты, и удобней намного.

Мы можем горячее есть без тревоги.

И вилка, и ложка - всегда под рукою.

С тарелкою вместе не надо другого.

Оттуда легко мы берём то, что надо.

И можем наесться тогда до упаду.

ТАРЕЛКА

Б. Коренфельд

Тарелка к обеду нас ждёт не дождётся.

Увидев, сияя боками, смеётся.

Ей хочется так накормить до отвала!..

И кажется, будто положено мало.

Когда всех накормит, попозже тускнеет

И только углами свободно белеет.

Желает быстрее почище умыться,

Чтоб снова улыбкой весёлой светиться.

Застенчиво тело своё подставляет,

Когда её руки легко умывают.

И фыркает, будто капризный ребёнок,

Который визжит под струёю спросонок.

Сначала её очень чисто умоют.

Потом полотенцем протрут, успокоят.

Подсохнув, тарелка сияет на полке

Улыбкой весёлой, нарядной и звонкой.

ТЁРКА

Б. Коренфельд

Всё, что может, наша тёрка

Натирает очень тонко:

И картошку, и морковку,

И капусту, и свеколку.

С тёркой ничего не стоит

Вкусный супчик приготовить,

Щи, жаркое и котлеты,

Те, что очень любят дети.

Если вы салат хотите,

К милой тёрке подойдите...

Есть салат любой готов

По совету докторов.

Будьте с нею осторожны

До тех пор, пока возможно.

И она вас наградит,

Улучшая аппетит.

ПОЛОВНИК

Б. Коренфельд

Наш половник очень важный.

Первым пробует отважно.

Если нравится, кивает.

Всем, кто хочет, наливает.

Наливает суп и каши

На тарелочки на наши,

Щи, кисель или компот.

Ну, а мы всё это в рот.

Он в тарелки подливает

И от радости сияет.

Заразительно хохочет:

"Кто ещё добавки хочет?!"

Все половник уважают.

До кастрюли провожают.

Без половника обед

Невозможен, спору нет!

МЯСОРУБКА

Б. Коренфельд

Серебристо-серой шубкой

Покоряет мясорубка.

Зорко смотрит серым глазом,

Нас пронизывая сразу.

"Что хотите? Говорите.

Если надо, прокрутите.

Вы сегодня на обед

Не желаете котлет?

Покручу свободно вам

Мясо с хлебом пополам.

Ну, а если захотите,

Мяса больше положите.

Как закончите крутить,

Надо всю меня помыть.

Буду я тогда готова

Прокрутить, что надо, снова..."

СКАЛКА

Б. Коренфельд

Спечь без скалки невозможно

Ни печенье, ни пирожное.

И вареники не сделать.

Вы уж можете поверить!

Раскатаем скалкой тесто

До конца с мукою вместе.

Формой нужной нарезаем

И начинкой наполняем.

Если делать всё без лени,

То получатся пельмени.

Их бросаем в кипяток.

Разевай быстрей роток!

Раскатаем тесто скалкой

Очень тонко, очень гладко.

На него теперь положим

Мы варенья, сколько сможем.

Заворачиваем струдель-

Белоснежный, словно пудель,

И в плите печём пока

Зарумянятся бока.

Заходите! Мы со скалкой

Очень добрые хозяйки!

Угощаем от души!

Как изделья? Хороши?!

СИТО

Б. Коренфельд

Мы муку просеем ситом

Над дощечкой, над открытой.

Всё, что печь блины мешает,

Наше сито собирает.

На доске белеет горка.

Мы муки просеем столько,

Чтоб блинов на всех хватило,

Сколько бы ни попросили.

Сито - это каждый знает,

Всем хозяйкам помогает.

Если печь хотите вдруг,

Без него вы, как без рук!

Отгадываем загадки

Из горячего колодца

Через нос водица льется.

(Чайник)

Рыба в море,

А хвост на заборе.

(Ковш)

Деревянная темница,

А в ней хлебушек хранится.

(Хлебница)

Круглая, как блин, а сбоку ручка.

(Сковорода)

Толстый, пузатый,

Сопит, шипит, а все потому,

Что вода в нем кипит.

(Чайник)

Шеренга молодцев стеклянных

На полке выстроилась в ряд.

В них — молоко, кефир, сливки,

Фруктовый сок и лимонад.

(Кувшины)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

(Чайник)

Новая посуда,

А вся в дырах.

(Дуршлаг)

Вся макушка в дырках мелких,

Перец сыплется в тарелки.

(Перечница)

Зубами накалываю

И в рот накладываю.

(Вилка)

Режу хлеб и сыр, морковку.

Все ровнехонько и ловко.

(Нож)

Носит воду 

Хозяину в угоду;

При нем живет,

Пока не упадет. 

(Чашка)

Среди ложек я полковник.

И зовут меня…

(Половник)

Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри

Угощение внутри!

(Сахарница)

Всех кормлю с охотой я,

А сама безротая.

(Ложка)

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду. 

(Ложка)

По моей тарелке 

Лодочка плывёт.

Лодочку с едою 

Отправляю в рот.

(Ложка) 

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот –

Открывай пошире рот. 

(Ложка)

Она бывает глубока.

Она бывает мелка.

Однако, это не река,

Это… 

(Тарелка)

Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её…

(Кастрюля)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. 

(Нож)

Купили новенькое,

Такое ровненькое,

Качают в руках,

А под ним уж кучка… Ах! 

(Сито) 

Пальчиковая гимнастика

«Песенка точильщиков ножей»

Точим,

Точим,

Точим нож!

Трем ладонью указательный палец другой руки

Будет

Очень

Он хорош.

Обеими руками показываем «Здорово»  (рука в кулак, большой палец поднят вверх)

Будет 

Резать он

Припасы:

Трем указательным пальцем по наружной стороне ладони другой руки

Масло,

Сало,

Хлеб,

Колбасы.

Загибаем пальцы поочередно

Соедини по точкам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь воспитателю. Домашнее задание по теме "Семья". Средняя группа

Домашнее задание на тему "Семья" для средней группы представляет собой подборку речевых упражнений и пальчиковых игр на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и возрасту стихи и загадки ...

В помощь воспитателю. Домашнее задание по теме "Профессии". Средняя группа

Домашнее задание на тему "Профессии" для средней группы представляет собой подборку речевых упражнений и пальчиковых игр на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и возрасту стихи и зага...

В помощь воспитателю. Домашнее задание по теме "Поздняя осень". Средняя группа

Домашнее задание на тему "Поздняя осень" для средней группы представляет собой подборку речевых упражнений и пальчиковых игр на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и возрасту стихи и ...

В помощь воспитателю. Домашнее задание по теме "Одежда, обувь, головные уборы". Средняя группа

Домашнее задание на тему "Одежда, обувь, головные уборы" для средней группы представляет собой подборку речевых упражнений и пальчиковых игр на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и в...

В помощь воспитателю. Домашнее задание по теме "Новый год". Средняя группа

Домашнее задание на тему "Новый год" для средней группы представляет собой подборку речевых упражнений и пальчиковых игр на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и возрасту стихи и зага...

В помощь воспитателю. Домашнее задание по теме "Начало зимы". Средняя группа

Домашнее задание на тему "Начало зимы" для средней группы представляет собой подборку речевых упражнений и пальчиковых игр на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и возрасту стихи и за...

В помощь воспитателю. Домашнее задание по теме "Народные промыслы". Средняя группа

Домашнее задание на тему "Народные промыслы" для средней группы представляет собой подборку речевых упражнений и пальчиковых игр на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и возрасту стих...