Заучивание стихотворений с помощью приемов мнемотехники у детей с ОНР
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Заучивание стихотворений с помощью приемов мнемотехники у детей с ОНР
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Процесс формирования у дошкольников связной речи изначально сложен и при отсутствии явной патологии в психическом и речевом развитии, но он значительно усложняется, если у ребенка ОНР. Для развития связной речи детей, большая роль отводится заучиванию стихотворений. Благодаря им, речь становится более содержательной, достаточно точной, выразительной, яркой, образной и эмоциональной. Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, служит могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей.
Многолетний опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, свидетельствует о том, что дошкольники с ОНР испытывают большие трудности при заучивании стихотворений. Это обусловлено тем, что общее недоразвитие речи является системным нарушением, охватывающим все компоненты языковой системы. Речь таких детей аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. У детей с ОНР почти всегда страдают мыслительные процессы и познавательная деятельность. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается недостаточность внимания, ограниченные возможности его распределения, неумение сосредоточиться, быстрая утомляемость.
Привлечь неустойчивое внимание дошкольников к занятиям можно заинтересовав их, то есть сделав обучение занимательным.
Использование мнемотехники при заучивании стихотворений в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность.
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.
Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Заучивание стихотворения осуществляю поэтапно:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Сообщение о том, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения, которые помогают ребенку уяснить основную мысль.
4.Объяснение непонятных ребенку слов в доступной для ребенка форме.
5. Чтение каждой строчки стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Таким образом, заучивание стихов с использованием приемов мнемотехники позволяет:
- поддерживать у детей с проблемами в речевом развитии интерес к заучиванию стихов;
- активно развивать понимание текста детьми, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания;
- значительно сокращать время заучивания, облегчая его процесс;
- развивать ассоциативное мышление, способность к замещению, активизировать речь.
Кроме того, зрительные опоры при заучивании стихотворений позволяют сократить временные и энергетические затраты со стороны детей и педагогов, оказывая им существенную помощь в ходе данной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/14/picture-254963-1368556419.jpg)
Презентация :"Обучение заучиванию стихотворений с помощью мнемотехники детей 4-5"
Обучение заучиванию стихотворений с помощью мнемотехники детей 4-5...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-113391-1350222785.jpg)
Методическая разработка на тему: «Применение ИКТ при заучивании стихотворений с использованием приемов мнемотехники».
В работе представлена игра, созданная в программе Power Point, предназначенная для использования ао аремя НОД по речевому развитию. Принцип составления программы базируется на приемах мнемотехники, ис...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/01/picture-464791-1533071645.jpg)
Тема: "Чтение и заучивание стихотворения с использованием приема мнемотехники"
образовательная область "речевое развитие"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/06/picture-1023908-1567781827.jpg)
Консультация для педагогов "Заучивание стихотворений с использованием приемов мнемотехники"
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/22/picture-1209988-1579694387.jpg)
Консультация для воспитателей "Заучивание стихотворений с использованием приемов мнемотехники"
quot;Заучивание стихотворений с использованием приемов мнемотехники"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/18/picture-923522-1495095170.jpg)
"Чтение и заучивание стихотворения с использованием приема мнемотехники"
Чтение и заучивание стихотворения с и спользованием мнемотехники....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/21/picture-1199278-1576939302.jpg)
Конспект НОД по развитию речи для детей второй младшей группы с помощью приема мнемотехники (на примере стихотворения В. Бирюкова «Под листочком жук проснулся…»)
Ватлина Е.А., Маркелова В.М.Материал имеет практическую значимость для воспитателей младших групп, а также для родителей. Метод заучивания стихотворений с помощью опорных картинок (мнемотехника) позво...