консультация для родителей "Характеристика речи ребёнка среднего дошкольного возраста"
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Швендых Лилия Павловна

Это возраст детей, когда они активно начинают взаимодействовать друг с другом ..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика речи ребёнка среднего дошкольного возраста.

    Возраст 4-5 лет – это средний дошкольный возраст. Дети взаимодействуют со сверстниками активно и избирательно, предпочитая одних детей другим. Они называют своих друзей по группе детского сада, рассказывают, с кем интересно играть во дворе. Ребёнок способен сравнивать себя с другими, поэтому в отношениях проявляется некоторая соревновательность. В этом возрасте он особенно чувствителен к одобрению, похвале, переживает неудачи, неуспех, поэтому может появляться обидчивость. Поскольку в среднем дошкольном возрасте у ребёнка формируется потребность в уважении со стороны взрослого, следует учитывать это при организации игр и занятий с ним, приглашении к участию его друзей по детскому саду, двору.

    Общение с родителями, родными и знакомыми, педагогами изменяется по содержанию, в его основе лежит познавательный интерес, и само общение становится познавательным. Ребёнок получает много сведений об окружающем мире людей, природы, предметов на занятиях в детском саду, в ходе общенияс воспитателями и родителями. Важно поддерживать интерес ребёнка к познанию окружающего мира, закреплять полученные им знания, расширять его кругозор.

     Познавательные процессы – восприятие, память, воображение, мышление – становятся более зрелыми, постепенно формируются осознаность, произвольность этих процессов, что проявляется в различных видах деятельности и способствует их продуктивности. Благодаря достаточному развитию восприятия ребёнок соотносит предметы по цвету, форме, величине, пространственному расположению деталей самих предметов; может из сложных объектов вычленять простые формы и, наоборот, из простых форм воссоздать сложные объекты. Ребёнок проявляет интерес к конструированию, собирает разнообразные объекты, необходимые для игры по собственному замыслу; его постройки могут включать более 5-6 деталей. Ребёнок демонстрирует ловкость ловкость во время рисования, конструирования, изготовления аппликации. В то же время могут быть и трудности в работе с красками, гуашью, клеем, ножницами и бумагой. Взрослому следует проявлять доброжелательность, терпение, помогать малышу. Занимаясь с ребёнком, взрослый стремится воспитать у него внимательность, наблюдательность, аккуратность, развить мышление и память.

    Возрастающий объём памяти позволяет малышу запоминать одушевлённые и неодушевлённые предметы, их признаки, свойства и качества, действия с предметами, а также запоминать словас различными значениями и стихотворения. Если взрослый ставит перед ребёнком задачу внимательно выслушать и запомнить, ребёнок может безошибочно воспроизвести 7-8 слов.

    Развитие вображения и образного мышления позволяет ребёнку успешно конструировать, опираясь на схематичные рисунки, решать лабиринтные задачи, рисовать с опорой на воображение. Эти умения ребёнок проявляет в сюжетной в  игре, в развивающих и словесных играх, других видах деятельности, которые усложняются и часто сопровождаются речью.

    Ребёнок 4-5 лет хорошо ориентируется в пространстве ближайшего окружения, знает привычную для него обстановку дома, детского сада, двора, дачи. В этом возрасте ребёнку предстоит шагнуть за пределы освоенного и продолжить познание мира людей, природы, вещей, машин, познакомиться с новыми предметами, которые его окружают дома и в других помещениях: в магазине, в поликлинике, в цирке, в театре. Ребёнку интересны предметы и явления, с которыми он ещё не встречался.  

    Беседы со взрослыми, чтение книг, рассматривание иллюстраций имеют большое значение для развития познавательного интереса и речи. Ребёнок, воспитывающийся в благоприятных условиях, развивающей среде, с удовольствием рассказывает о своих любимых занятиях, о своей семье, разбирается в родственных отношениях, знает о профессиях близких людей, рассказывает о своём городе (селе или посёлке), умеет наблюдать за погодой и сезонными изменениями, животными и птицами. Он имеет достаточный словарный запас для того, чтобы поделиться своими впечатлениями, сделать простые умозаключения. Родителям следует заботится об удовлетворении потребностей ребёнка в познании, выслушивать его, отвечать на его вопросы, подсказывать необходимые для выражения мысли и чувства слова, рассказывать об интересных фактах и событиях, касающихся семьи, города, страны.  

    Запас слов ребёнка среднего дошкольного возраста пополняется за счёт названий предметов, их частей и деталей, материалов и их свойств, названий признаков предметов, действий, за счёт слов, характеризующих эмоцианальное и физическое состояние людей, их взаимоотношения. Обогащается чувственный опыт ребёнка, умение выражать свои впечатления в словах. Способность к сравнению, группировке и классификации предметов свидетельствует о формировании у ребёнка таких обобщающих понятий, как  растения, животные, птицы, насекомые, одежда, обувь, посуда, мебель, гигиенические принадлежности, игры и игрушки, профессии, цвет, форма, величина.

    Увеличение активного словаря от 2500 до 3000 слов к концу пятого года жизни даёт возможность ребёнку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи чаще используются прилагательные, наречия, местоимения, сложные предлоги, существительные с обобщающим значением. Рост словарного запаса и стремление употребить в речи сложные предложения иногда приводят к затруднению и грамматическим ошибкам.

    Совершенствуется связная речь, ребёнок овладевает монологической речью. Он способен описать игрушку, построить рассказ по картинке или на основе своих наблюдений и личного опыта пересказать текст несложной сказки, рассказа.

    У четырёхлетнего ребёнка возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Он подбирает слова на заданный звук, сравнивает пары слов по звучанию. Играя словами, ребёнок с удовольствием рифмует их, даже сочиняет корткие стихи. Такие успехи должны поощряться взрослыми. Достаточно развитый речевой слух даёт возможность различать и понимать интонации. Ребёнок и сам способен пользоваться интонационными средствами выразительности: силой и высотой голоса, темпом, паузой. Он выразительно читает стихи и рассказывает сказки.

    К концу пятого года ребёнок овладевает правильным произношением всех звуков родного языка. Если малыш пропускает некоторые звуки в потоке речи, заменяет другими или искажает, необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

    Речевая активность возрастает; это связано с усложнениемдеятельности ребёнка, новыми потребностями в общении. Ребёнок активно комментирует свои действия в игре, быту, труде, с интересом и подробно рассказывает о содержании мультфильма, сказки, о сюжетной картине, об увиденном, также любит сочинять невероятные истории, фантазирует. В этом возрасте появляется способность подмечать недочёты в речи сверстников и собственной речи, осознанно работать над произношением. Важными условиями успешного овладения речью является развивающая речевая среда, которая включает игры, игрушки, фильмы, книги, иллюстрации, альбомы, стиль общения взрослых с ребёнком, образцы культурной речи близких ребёнку людей, деловое, познавательное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками.                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста"

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства...

Консультация "Психофизические особенности ребёнка среднего дошкольного возраста"

Этот материал даёт возможность узнать и понять особенности развития ребёнка 4-5 лет, выбрать правильный подход к воспитанию и образованию детей данного возраста....

Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте. Три функции речи, этапы её генезиса

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, п...

Консультация для родителей на тему: « Развитие речи ребёнка старшего дошкольного возраста.»

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на прим...

Консультация для родителей средней группы «Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста»

В консультации описана важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; методы использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка....