Методика работы с универсальным дидактическим пособием «Ромашка вопросов» по технологии ТРИЗ
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
В процессе коррекционной работы было отмечено, что дети старшего дошкольного возраста задают в основном однотипные, стереотипные вопросы в одной и той же форме, начиная со слов «почему», «зачем». «что», «как». Одним из основных целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования считается то, что ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любознательным может считаться тот, кто хочет и может формулировать вопросы. Одной из эффективных технологий по формированию умений задавать вопросы к различным объектам является ОТСМ-ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Освоение детьми способов формулировки вопросов с помощью ТРИЗ-технологии | 77.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы с универсальным дидактическим пособием
«Ромашка вопросов» по технологии ТРИЗ
Различают несколько типов вопросов, их семь групп и представили для детей в форме дидактической игры «Ромашка вопросов». Вопросы бывают уточняющие, «почемучкины», воображаемые, описательные, оценочные, субъективные, восполняющие.
- Восполняющие. Когда? Какие? (с 2,5 лет)
Это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию. Например, если вы почувствовали, что для решения проблемы вам не хватает данных, вы можете задать эти вопросы окружающим или самому себе. Например: «Когда появилась туча?», «Какие бывают тучи?».
- Описательные. Что? Где? Как? Кто? (с 3-х лет)
Это вопросы с помощью которых можно узнать о свойствах объекта (цвет, форма, величина и т.д.).
- Каузальные. Детям объясняем (почемучкины вопросы). Почему? Отчего? (с 4-х лет).
При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей и явлений. Например: «Почему туча темного цвета?». «Почемучкины» вопросы свидетельствуют о появлении и развитии познавательного интереса у детей.
- Оценочные. Что лучше? Что правильнее? Что еще может интересовать?
(с 4-х лет)
Эти вопросы помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Например: «Что хорошего (что плохого), что ёжик колючий?». Оценочный тип вопроса ведёт к развитию основ диалектического мышления.
- Воображаемые (гипотетические). Что было бы если? Что случилось бы?
(с 4,5 лет)
Это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. При решении проблемы вы можете задать их себе, когда вам требуются новые идеи, необходим творческий допинг. Например: «Что будет, если не будет туч?». Воображаемый тип вопроса не только побуждает детей к фантазированию, но и учит формулировать элементарные гипотезы.
- Уточняющие вопросы. Верно ли что? Надо ли создавать? Должен ли? Правда, что? (с 5 лет).
Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении. «Верно ли, что туча состоит из воды?». Уточняющий тип вопроса требует расширения знаний по изучаемому объекту. Целесообразно, чтобы дети сами искали ответы на эти вопросы.
- Субъективные. Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю? (с 5,5 лет)
Спрашивают собеседника об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации. Что вы думаете о надвигающейся туче? Субъективный тип вопроса ведёт к самостоятельности мышления и критичному отношению к своим знаниям. Целесообразно при работе с данным типом вопросов на место «схема признака» ставить не только имена признаков, но и свойства характера или поступки литературных героев.
Методика работы по обучению детей составлять разные виды вопросов:
Вопросное слово | Картинка (объект) | Схема признака | ? |
Модель «Задаём вопросы»
- Предложить детям выбрать вопросное слово и поставить соответствующую карточку вопроса на место для значка вопросного слова. Проговорить вопросное слово.
- Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами (в данном случае объект – ёжик).
- Выбрать схему признака (в данном случае признак «рельеф»), поставить на место для значка признака.
- Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.
Например: «Почему ёжик по рельефу колючий?» или «Почему ёжик колючий?».
- В свободное время побуждать детей самостоятельно выкладывать карточки: вопрос, картинка-объект, признак. «Прочитать» с помощью карточек-схем получившийся вопрос.
- Можно предложить детям менять местами карточки и читать вопросы в различном порядке. Например: «Ёжик, почему ты колючий?».
Используемая литература:
Т.А. Сидорчук «Япознаю мир»: Методический комплекс по освоению детьми способов познания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КУБИК – БРОСАЙКА»
Универсальное дидактическое пособие – это мягкий куб с карманами, на которых символами изображены задания.Цель дидактического пособия: решение задач нескольких образовательных областей....
Презентация дидактического пособия игр с элементами технологии ТРИЗ – РТВ для детей младшего дошкольного возраста
Презентация дидактического пособия игр с элементами технологии ТРИЗ – РТВдля детей младшего дошкольного возраста...
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КУБИК – БРОСАЙКА»
Движения, связанные с каким-либо образом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Во время выполнения этих упражнений создаются благоп...
Универсальное дидактическое пособие "Домик волшебных превращений - как средство воспитания самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста
Сообщение из опыта работы...
Мастер-класс по использованию универсального дидактического пособия «Круги Помогаторы» в работе учителя-логопеда (по методике кругов Луллия)
В ходе использования данного пособия учитель - логопед может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:- развивать артикуляционную моторику;- закреплять произнош...
Дидактическое пособие "Ромашка" для работы с детьми с ТНР.
Данное дидактическое пособие разработано для работы с детьми с ТНР....
Игровое пособие «Ромашка вопросов».
Игры с пособием Ромашка вопросов формируют умение у детей формулировать вопросы разного типа с использованием моделей ТРИЗ-технологии....
- Мне нравится (2)