Методика работы с универсальным дидактическим пособием «Ромашка вопросов» по технологии ТРИЗ
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Хуснутдинова Фарида Халиловна.

В процессе коррекционной  работы  было отмечено, что дети старшего дошкольного возраста задают в основном однотипные, стереотипные  вопросы  в одной и той же форме, начиная со  слов «почему», «зачем». «что», «как».  Одним из основных целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования  считается то, что   ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любознательным может считаться тот, кто хочет и может формулировать вопросы.  Одной из эффективных технологий по формированию умений задавать вопросы к различным объектам является ОТСМ-ТРИЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика работы с универсальным дидактическим пособием  

«Ромашка вопросов» по технологии ТРИЗ

Различают несколько типов вопросов, их семь групп и представили  для детей в форме дидактической игры «Ромашка вопросов». Вопросы бывают уточняющие, «почемучкины», воображаемые, описательные, оценочные, субъективные, восполняющие.

  1. Восполняющие. Когда? Какие? (с 2,5 лет)

Это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую  информацию. Например, если вы почувствовали, что для решения проблемы вам не хватает данных, вы можете задать эти вопросы окружающим или самому себе. Например: «Когда появилась туча?», «Какие бывают тучи?».

  1. Описательные. Что? Где? Как? Кто? (с 3-х лет)

Это вопросы с помощью которых можно узнать о свойствах объекта (цвет, форма, величина и т.д.).  

  1. Каузальные. Детям объясняем (почемучкины вопросы). Почему? Отчего? (с 4-х лет).

При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей и явлений. Например: «Почему туча темного цвета?». «Почемучкины» вопросы свидетельствуют о появлении и развитии познавательного интереса у детей.

  1. Оценочные. Что лучше? Что правильнее? Что еще может интересовать?

 (с 4-х лет)

Эти вопросы помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Например: «Что хорошего (что плохого), что ёжик  колючий?». Оценочный тип вопроса ведёт к развитию основ диалектического мышления.

  1. Воображаемые (гипотетические). Что было бы если? Что случилось бы?

(с 4,5 лет)

Это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. При решении проблемы вы можете задать их себе, когда вам требуются новые идеи, необходим творческий допинг. Например: «Что будет, если не будет туч?». Воображаемый тип вопроса не только побуждает детей к фантазированию, но и учит формулировать элементарные гипотезы.

  1. Уточняющие вопросы. Верно ли что? Надо ли создавать? Должен ли? Правда, что? (с 5 лет).

Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении. «Верно ли, что туча состоит из воды?». Уточняющий тип вопроса требует расширения знаний по изучаемому объекту. Целесообразно, чтобы дети сами искали ответы на эти вопросы.

  1. Субъективные. Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю? (с 5,5 лет)

Спрашивают собеседника об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации. Что вы думаете о надвигающейся  туче?  Субъективный тип вопроса ведёт к самостоятельности мышления и критичному отношению к своим знаниям. Целесообразно при работе с данным типом вопросов на место «схема признака» ставить не только имена признаков, но и свойства характера или поступки литературных героев.

Методика работы по обучению детей составлять разные виды вопросов:

Вид вопроса

Возраст детей

Методика работы

 Восполняющие

Когда? Какие? Какой? Какое?

Младшая группа (3-4 года)

Необходимо ввести схему составления вопроса

?

Вопрос обязательно должен состоять из 3 слов и содержать вопросное слово, объект и имя признака. Например: «Какой мяч по размеру?»

На 1-ом этапе воспитатель учит  задавать вопросы одного типа, в конце недели знакомит детей со значком, который обозначает вид вопроса, лепесток занимает своё место на ромашке вопросов.

Описательные

Что? Где? Как ? Кто?

«Почемучкины» 

Почему? Отчего?

Конец  2-ой младшей группы

Формирование причинно-следственных связей.

Если у детей сформирован переход от наглядно действенного к наглядно образному мышлению, ребенок начинает  понимать линию времени.

Воображаемые

Что было бы если? Что случилось бы?

Средняя группа(4-5 лет)

Работа по обучению детей  задавать  воображаемые вопросы связана с ТПФ.

Уточняющие

Верно ли что? Надо ли создавать? Должен ли? Правда, что?

Оценочные

Что лучше? Что правильнее? Что еще может интересовать?

Второе полугодие  средней группы

Субъективные

Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю?

Старшая группа (5-6 лет)

Вопросное слово

Картинка (объект)

Схема признака 

?

http://www.villalago-abruzzo.com/riccio_abruzzo.jpg

Модель «Задаём вопросы»

  1. Предложить детям выбрать вопросное слово и поставить соответствующую карточку  вопроса  на место для значка вопросного слова. Проговорить  вопросное слово.
  2. Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами (в данном случае объект – ёжик).
  3. Выбрать схему признака (в данном случае признак «рельеф»), поставить на место для значка признака.
  4. Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.

Например: «Почему  ёжик по рельефу колючий?» или «Почему ёжик  колючий?».

  1. В свободное время побуждать детей самостоятельно выкладывать карточки: вопрос, картинка-объект, признак. «Прочитать» с помощью карточек-схем получившийся вопрос.
  2. Можно предложить детям менять местами карточки и читать вопросы в различном порядке.  Например: «Ёжик, почему ты колючий?».

Используемая литература:

Т.А. Сидорчук  «Япознаю мир»:  Методический комплекс по освоению детьми способов познания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КУБИК – БРОСАЙКА»

Универсальное дидактическое пособие – это мягкий куб с карманами, на которых символами изображены задания.Цель дидактического пособия:  решение задач нескольких образовательных областей....

Презентация дидактического пособия игр с элементами технологии ТРИЗ – РТВ для детей младшего дошкольного возраста

Презентация дидактического пособия   игр с элементами технологии ТРИЗ – РТВдля   детей младшего дошкольного возраста...

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КУБИК – БРОСАЙКА»

Движения, связанные с каким-либо образом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Во время выполнения этих упражнений создаются благоп...

Мастер-класс по использованию универсального дидактического пособия «Круги Помогаторы» в работе учителя-логопеда (по методике кругов Луллия)

В ходе использования данного пособия учитель - логопед  может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:-  развивать артикуляционную моторику;-  закреплять произнош...

Дидактическое пособие "Ромашка" для работы с детьми с ТНР.

Данное дидактическое пособие разработано для работы с детьми с ТНР....

Игровое пособие «Ромашка вопросов».

Игры с пособием Ромашка вопросов формируют умение у детей формулировать вопросы разного типа с использованием моделей ТРИЗ-технологии....