«Русские народные сказки из волшебного сундучка» (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Савенко  Анастасия  Альбертовна

Закрепление знаний детей о русских народных сказках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_itog.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Русские народные сказки из волшебного сундучка»

(старшая группа)

Савенко А.А.,

воспитатель, МБДОУ №7 «Незабудка»

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках;

            Дать детям понятие, что такое устное народное творчество.

Задачи:

  • Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;
  • закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;
  • закрепить навыки детей пересказа сказок;
  • Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
  • Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
  • Воспитывать интерес к русским народным сказкам;
  • Формировать навык сотрудничества, доброжелательности;
  • Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных;
  • Активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
  • Воспитывать любовь к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.

Оборудование:

Для педагога:

  • папка – имитация обложки книги;
  • сундучок;
  • конверты для писем;
  • аудио запись (волшебные звуки);
  • красивый клубок из ваты;
  • красивый мешочек;
  • 7 разноцветных страниц;
  • иллюстрации к сказкам;
  •  мнемотаблицы;
  • аудиозаписи (волшебные звуки, звук ветра);
  • лото (русские народные сказки)

Для детей:

  • разрезанные сказки;
  • красивая книга сказок;
  • раскраски;
  • колобки (веселые и грустные);
  • стульчики (поставленные в один ряд);
  • мнемотаблицы ( «волк и семеро козлят», «теремок», «колобок»)

Предварительная работа:

  • Чтение русских народных сказок.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Игры – инсценировки по русским народным сказкам.
  • Чтение русских народных сказок: «Царевна-лягушка», «Иван царевич и серый волк», «Снегурочка», «Каша из топора», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
  • Рассказывание сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заяц хвастун», «Колобок», «Гуси-лебеди».
  • Пересказ сказок: «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Репка», с использованием мнемотаблиц.
  • Рисование по сказкам: «Иван царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
    Методы и приемы:

Словесные:

  • сюрпризный момент;
  • беседа;
  • ответы на вопросы;
  • обращение к опыту детей;
  • загадывание загадок;
  • педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные:

  • демонстрация, рассматривание иллюстраций

Практические:

  • моделирование сказки;
  • решение проблемной ситуация;
  • поисковые действия;
  • драматизация сказки;
  • дидактические игры;
  • физминутка;
  • дыхательная гимнастика..


Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети, я так рада вас видеть! А знаете, в какой стране мы живём?
Дети: В России.
Воспитатель: Правильно! Как называются жители нашей страны?
Дети: Россияне.
Воспитатель: Правильно. Россия-большая страна, и её населяет много народов. А на каком языке говорят россияне?
Дети: На русском.
Воспитатель: Красив, могуч наш русский язык. В древние времена, когда люди еще не знали букв, не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, и т.д. А знаете, как в то время называли губы? Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы поговорим о русских народных сказках.

Воспитатель: Ребята,  я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю,  выясняется, что все страницы исчезли). Ребята, как вы думаете, куда исчезли  страницы книги? (дети рассуждают,  высказывают свои предположения).
Стук в дверь. Под дверью стоит сундук. В сундуке письмо. 
(1)
«Здравствуйте,  детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга,  попросила Могучего Ветра  разбросать  их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание:  нам необходимо  найти все страницы нашей  книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Я знаю волшебные слова, которые помогут нам очутиться в стране сказок! (звучит тихо музыка, воспитатель говорит слова)

В сказочное времечко, времечко чудесное
Тихо начинается сказка интересная.

(дети поворачиваются вокруг себя)

Воспитатель:  Вот мы в сказочной стране.

Во многих русских народных  сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет?  Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке (воспитатель достаёт из мешочка красивый клубок), Этот клубок укажет нам путь в страну сказок (катит клубок )

Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какая она красивая! Какого цвета? (красная)

Воспитатель: Да это же задание от Бабы Яги!

-На картинки посмотрите, да нам сказку расскажите, что за сказка? Подскажите. (2)

Мнемотаблицы
«Три медведя»
«Волк и семеро козлят»

«Теремок»
А вы обратили внимание, кто герои этих сказок?(животные)
Сказки о животных считаются древними. Главными героями в них выступают звери. Наши предки раньше, чтобы прокормить семью, занимались охотой, их жизнь зависела от удачи на охоте, и поэтому они с уважением относились к животным, придумывали о них сказки.
Молодцы ребята! Сказки о животных мы расколдовали. Давайте эти сказки положим в сундук.

Пальчиковая гимнастика «Про курочку Рябу»

Курочка Ряба, бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)

Били яичко и баба, и дед

Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)

Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)

Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)

Плакали горько баба и дед («Колечки»)

Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)

С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)

Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)

Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! Вот еще одна страница, какого цвета? (оранжевого)

(Клубок приводит детей к столу, на котором  письмо от  Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я заколдовала ваши сказки? Сумеете расколдовать, узнать героев,  из какой они сказки, получите еще одну страницу!»

Покажу вам предметы чудесные, отгадайте, кому они были полезные? (3)
Лук и стрела. Из какой сказки предметы, какую роль они играли в сказке?

 (Царевна-лягушка)
Живая и мёртвая вода ( Иван-царевич и серый волк)
Печка. Из какой сказки попала к нам печь? (Гуси-лебеди). Кому она помогла?
Снежный ком. Что за сказка спряталась в снежном коме? (Снегурочка)
Вот и все сказки расколдованы. Чем похожи все эти сказки?
( В них встречаются превращения).

Воспитатель: Да, это волшебные сказки. В них живут фантастические существа. Героям помогают животные и необыкновенные предметы, людей ожидают удивительные приключения, происходят различные чудеса. И эти сказки положим в сундук. (А вот и еще одна страница, какого цвета? (желтого), значит мы все отгадали правильно).

Воспитатель: Давайте  мы сами поищем, может где-нибудь рядом  спрятаны оставшиеся страницы? (Проводится гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок). Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).

На доске висят картинки из сказок
Воспитатель: «У страха глаза велики». Про кого эта сказка?
«Каша из топора». Какой солдат в этой сказке?

«Репка», О чем эта сказка?

Воспитатель: А эти сказки называются бытовыми. Что такое быт? Это-жизнь людей. В этих сказках- главные герои-люди. Вот тебе и бытовые сказки. А теперь полный сундучок?

Дети:Нет!!!

Воспитатель: А вот еще одна страничка нашлась, какого она цвета? (зеленого)
Воспитатель:  Ой, здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки. Проводится  игра  «Помогите!». Предлагается назвать тех,  кому нужна помощь) (4)

  • «Помогите!  Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»)
  • «Помогите, я разбила яйцо – не простое, а золотое!» («Курочка ряба»)
  • «Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)
  • «Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и  братец Иванушка»)
  • «Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)
  • «Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)
  • «Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»)
  • «Помогите! Я превратилась в облачко!» («Снегурочка»)

Воспитатель:  Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? (голубой) Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!

Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультурная минутка "Сказки"(проводят дети под руководством педагога)

1 ребенок: Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
2 ребенок: Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
3 ребенок: Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать 
(подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться 
(стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")

Воспитатель: Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! (Подходим к столу, где находится конверт с иллюстрациями к сказкам). И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, перепутала все картинки! Как разобраться, где какая сказка - не знаю! Поможем, ребята? (Проводится игра- лото «Собери сказку по картинкам». Находим синию страницу)

Воспитатель: Вот и синяя страничка!

Воспитатель: Молодцы, дети! А клубок ведет нас дальше!

Воспитатель: Почти собрали нашу книгу. Осталась еще одна страница. Клубок  наш не знает, где она  находится. На этот раз нам поможет сам Могучий Ветер, который разбросал страницы. Я знаю один способ, как позвать его. Давайте станем друзьями ветра, и потихоньку подуем, позовем его. (Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок»).  

Воспитатель: Пока мы с вами играли, Могучий Ветер сам принес нам последнюю страницу. Какого она цвета? (фиолетового). У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, ….., фиолетовый. Что вам напоминают эти цвета? Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слов  «Крабли, крабли, бумс!». Чтобы  чудо произошло, нам нужно сказать заклинание 3 раза

(Дети выполняют вместе с воспитателем)

Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! 

Что же такое устное народное творчество? Почему оно так называется? Какие сказки мы собирали в сундучок? Какие сказки называются волшебными? Бытовыми? О животных?

А у нас есть еще гость из русской народной сказки, Колобок! Их два! Грустный и веселый! Возьмите одного колобка и наклейте его на доску, пожалуйста!

Воспитатель: Молодцы! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит

(Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам.

Предлагаю вам самостоятельно  раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и кувшин" старшая группа

Нравственное воспитание.  "За вину умный винит себя, а глупый - другого..."...

Организация ННОД по развитию речи Тема: Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» в старшей группе

Организация ННОД по развитию речи на тему: Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» в старшей группе...

"Русские народные сказки из волшебного сундучка"

Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество,Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных;Систематизировать знания о русских народных сказках...

"Русские народные сказки из волшебного сундучка".

Давным-давно, когда люди еще не знали букв.......

Литературная гостиная «Русские народные сказки из волшебного сундучка».

Новости по проекту"В гостях у сказки" в средней группе....

Конспект занятия "Русские народные сказки из волшебного сундучка"

Знакомство детей с устным народным творчеством, а именно сказкой. Систематизировать знания о сказках: волшебные, бытовые, сказки о животных. Прививать любовь к русскому народному творчеству....