Открытое занятие в средней группе " Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Радова Татьяна Николаевна

Воспитать любовь к природе, окружающим  и бережное отношение к птицам и животным

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                                 

г. Апрелевка, 2015г.

  •      Систематизировать и обогатить знания детей о природе, о животных и птицах  зимой.

  • - уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей и птиц  зимой, как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов);
  • дать знания о том, какую помощь оказывают люди зверям и птицам;
  • развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;
  • развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление;
  • Развивать диалогическую речь, пополнить словарь детей новыми словами. Учить поддерживать беседу.
  • Развивать у детей эстетическое восприятие природы через художественное слово и музыку.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Вызвать желание помогать ей.

Педагогические задачи: 

  • Активизация словаря по теме;
  • Развитие памяти, внимания, мышления
  • Формирование навыков  сотрудничества, доброжелательности;
  • Развитие координации движений;

Предварительная работа:

  • Наблюдения на прогулке; за явлениями природы (ветер, метель, снегопад, эксперимент со снегом и т. д.).
  • Чтение стихов и рассказов о зиме.
  • Отгадывание загадок о зимующих птицах;
  • Рассказы о народных приметах , играх и забавах;
  • Беседы с детьми о зиме, о лесе, о диких животных, их повадках.
  • Рассматривание иллюстраций времён года, диких животных
  •  Закрепление  знаний о зимних видах спорта;
  • Расширение представлений детей о здоровом образе жизни: здоровом питании, гигиене.
  • Рассматривание иллюстраций времён года, диких животных.
  • Д/и: «Кто где живёт?», «Помоги природе», «Угадай дерево», «Четвёртый лишний», «Экологическое лото».      

Ход  занятия:

Дети заходят в зал (под музыкальное сопровождение) .

(В начале занятия)

Релаксация для детей.

Игра «Друзья»  ( все вместе)

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

 И друг другу улыбнемся.

Мы сегодня поиграем?        

-Поиграем.

Мы сегодня посчитаем?

-Посчитаем.

Клеить и лепить мы будем?

-Будем,будем.

Пошутить мы не забудем?

-Не забудем.

И дружить мы крепче будем?

-Будем, будем.

Воспитатель:   -Вот  ребята, сколько интересных дел  ждёт нас сегодня .И прежде чем мы приступим  к  нашим делам ,  давайте  поздороваемся и улыбнёмся нашим гостям.

Дети: - Здравствуйте!!

Мы очень рады видеть Вас ,

Сегодня здесь в гостях у нас!!!

 ( Дети  садятся  на ковер перед воспитателем. )

Вступительная  часть  беседы:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня с вами необычное занятие. Мы отправимся в путешествие. - А куда ?  Вы узнаете посмотрев на экран. ( отрывок  видео  о зимнем  лесе).

Восп-ль:- Кто из вас догадался куда мы отправляемся в путешествие?

Дети: В зимний  лес. ( - А какой этот лес? –Почему?)

Вос-ль:  - А какое время года  у  нас сейчас?- А как вы узнали? догадались? (Дети называют признаки зимы: на улице много снега, мороз, солнце светит, но не греет, быстро темнеет, а значит день короче, ночь- длиннее, люди одеты в теплую одежду…) - Молодцы. Правильно.

Воспитатель: - Ребята,  а вы зиму любите?

Дети: - А почему?

 (  Наступает  праздник Новый год, лепить  снеговика; -  играть в снежки; - строить снежную крепость; - кататься на санках, коньках и лыжах)

Воспитатель: Молодцы!  Давайте вспомним  наше стихотворение:

«Почему мы  любим  зиму?»

Потому что, погляди,

Как бегут по льду и снегу

Санки, лыжи и коньки.

« Мы зимою не скучаем,

Хоть и холодно все дни,

Веселиться помогают

Санки, лыжи и коньки»

Воспитатель:: Спасибо , ребята, нам теперь стало понятно почему вы любите зиму. Ну, вот  теперь можно отправится в путешествие по  Зимнему лесу.

-Кто- нибудь  из вас гулял по зимнему лесу? Там очень красиво и интересно.    Вот сейчас мы посмотрим. У меня есть волшебная веточка вот она и поможет нам оказаться в  Зимнем лесу. Вы  только  закроете глаза, отдохните. Сейчас я только  ей взмахну и  произнесу  волшебные слова  и мы окажемся  в Зимнем лесу. ..

Воспитатель::                   РАЗ, ДВА, ТРИ -

                           Волшебная веточка нас в лес приводи!

 ( Дети открывают глаза, воспитатель взмахивает волшебной веточкой, на мониторе появляется декарация зимнего леса.)

Вос-ль: - Вот мы и ребята очутились в лесу, а вокруг посмотрите лежит снег.

                                    - Зимний лес стоит печальный,

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

   Вос-ль:   -Как вы думаете, почему так тихо в лесу? ( птицы не поют)

-Почему не поют птицы?( улетели в тёплые края)

-Ребята, я вижу здесь  каких-то птиц ( на экране зимующих птиц), значит, не все птицы улетели. Какие эти птицы? ( зимующие)

- А почему они называются зимующими?( остаются с нами зимовать)

-Назовите их. ( на  слайде) ( синица, снегирь, клёст, свиристель,  сорока).- Давайте посчитаем сколько их? ( 5)

- А если одна птица улетит, то сколько их останется? ( 4)

--Ребята, как вы думаете, легко ли живётся  птицам  зимой?          -- ---Почему? ( Нет, нелегко, им холодно и голодно, потому что им трудно добывать пищу.)

- А как надо заботиться о птицах?( построить для них скворечники, кормушки, покормить их).

   Вос-ль:   - Ой , ребята что- то морозно и холодно стало в лесу давайте немного согреемся и отдохнём.

             Физкультминутка

Вот на улице мороз!

Ну-ка, все потрите нос

Ни к чему нам бить баклуши.

Ну-ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!

По коленкам постучали,

По плечам похлопали,

Ножками затопали!

Вос-ль:   _ А  теперь   давайте  расскажем стихи о том, как надо заботиться  о птицах.

1.Трудно птицам зимовать, 
Надо птицам помогать!  
Распилить я попросил 
Досточку  еловую, 
Вместе с папой смастерил 
Птичкину столовую. 

 ПОКОРМИТЕ ПТИЦ 
1.Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
2.Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
3. Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
4.Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

ВЫВОД :Вос-ль:  - Я надеюсь , что вы всегда будете помнить , как трудно птицам  зимой и будете помогать им.

- Ребята, а какие звери бродят в лесу зимой?( зайцы , волки, кабаны, белки, лоси  и лисы).

- А что вы о них знаете? ( ответы детей)

Вос-ль:  - Ой, ребята, веточка наша посмотрите как сверкает, недаром она волшебная, хотите я вас превращу в снегирей?

Вокруг себя раз повернись, в снегиря ты превратись.

Физминутка.

Вот на ветках посмотри,

В красных майках снегири

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Кыш! кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Воспитатель: -Вокруг себя повернись и в ребёнка превратись.

-А теперь ребята, давайте поиграем в игру «Кто  здесь  лишний?» ( на экране)

1.Белка, лиса , волк и птица. ( птица – она умеет летать)

2.Лиса, заяц , волк и медведь ( медведь- зимой спит)

3.Снегирь, синица, дятел и ласточка. ( ласточка- перелётная птица)

Молодцы, вы очень внимательны.

Воспитатель: ( показ на экране) - Скажите пожалуйста, а что делают зимой деревья в лесу?

Дети:  -Зимой деревья  стоят голые. Они спят.

Вос-ль:  – А какие деревья стоят зелёными?

Дети: -Только ели и сосны стоят зеленые. Снег укрыл деревья. Они надели снежные шапки и шубки.»

Вос-ль: - Настоящие ли шубы и шапки зима одела на деревья?

- Что это за шубы и шапки? ( это снег)

- Зачем зима это делает? ( чтобы деревья не замёрзли.)

АПЛЛИКАЦИЯ  « Снежное дерево»

Вос-ль: -Вот сейчас , ребята мы тоже попробуем надеть на наши деревья шубы и шапки.

Показ и объяснение  воспитателя:

Прежде чем приступим к работе, давайте вспомним из каких частей состоит  дерево? ( корень, ствол, ветви и крона)

- Давайте поиграем и покажем части нашего дерева.

Физкультминутка:

Станем мы деревьями

Крепкими, большими.

Ноги – это корни,

Их расставим шире,

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

Из глубин подземных

Воду доставали.

Наше тело - крепкий ствол –

Он чуть-чуть качается

И своею макушкой

В небо упирается.

Наши руки – ветви,

Крону образуют.

Вместе им не страшно,

Если ветры дуют.

Вос-ль:  - Вместо снега у нас будет манная крупа.

  1. Берём кисточку в руки и намазываем немножко   крону, ветви  и ствол дерева.
  2. Кладём кисточку, берём манку и понемножку  сыпим в те места, где намазали клеем.
  3. Можно намазать клеем и  землю. А потом посыпать манку.
  4. – Давайте посмотрим что у нас получилось.

Итог занятия.        

- Где мы с вами побывали?

- О чём говорили?  

Вос-ль:  - Ребята, давайте  скажем  нашему  «Зимнему  лесу»    спасибо за такую интересную  прогулку в  лесу.

      Ты расти на радость людям,

            Мы дружить с тобою будем.

            Добрый лес, могучий лес,

            Он полон  сказок и чудес.

  • Нор звериных, птичьих гнёзд,

            Разорять не будем никогда.

            Пусть птенцам и маленьким   зверятам,

            Живётся с нами весело всегда!

-