КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Платонова Оксана Сергеевна

Представляю вам конспект НОД по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Звуки вокруг нас" по произведению К.И. Чуковского "Путаница". данный материал будет полезен для воспитателей среднего дошкольного возраста. Этот конспект обучающего и познавательного характера, направленный на развитие связной монологической и диалогической речи, обогащающий словарный запас. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Тема занятия: Звуки вокруг нас. По произведению К.И.Чуковского «Путаница».

Интеграция образовательных областей. Познание, чтение художественной литературы.

Задачи. Погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним; привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи; учить передавать звуки природы фонетическими средствами языка. Формировать умение понимать поставленную задачу, закреплять навыки правильного произношения.

Оборудование. Аудиозаписи с голосами животных и птиц; картинки с их изображениями.

Предварительная работа. Вспомнить произведение К.И. Чуковского «Путаница».

Методические приёмы: игровая ситуация (путешествие в «Сказочный лес»), беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, физкультминутка «Совушка-сова».

Ход НОД

I. Игровая ситуация «Сказочный лес».

Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в лес.

  • Представьте себя в лесу. Мы все дальше и дальше уходим по тропинке в лес. Какое разнообразие деревьев, трав и цветов! (Дети могут назвать их.) Прислушайтесь. Чем наполнен лес? Что вы слышите?

Воспитатель задает уточняющие вопросы:

  • Какие звуки издает жук? (Ж-ж-ж.) А кукушка?.. И т. д. (Дети произносят конкретные звуки.)
  • Можно ли по голосу узнать животных и птиц? (Да, потому что каждый издает свои определенные звуки.)
  • Знаете, именно в этом лесу однажды произошла великая путаница: все птицы и звери поменялись голосами. В какой сказке это случилось? Кто ее написал? Давайте вспомним, кто с кем менялся голосами. (В ответах используется хоровая декламация.)
  1. Свинки с кошечками.

Свинки замяукали:

Мяу, мяу! (Хором.)

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю! (Хором.)

  1. Уточки и курочки.

Уточки заквакали:

Ква, ква, ква! (Хором.)

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря! (Хором.)

3.        Воробышек с коровой.

Воробышек прискакал и коровой замычал:

Му-у-у! (Хором.)

Как корова ответила воробышку? (Чик-чирик.)

—        Как вы думаете, какие еще звери и птицы могли поменяться голосами и как они при этом стали бы кричать? (Дети придумывают свои варианты путаниц с обязательным озвучиванием.). Например: ворона стала лаять — гав-гав, а собака каркать — кар-кар.

—        Кто из зверят был паинькой и советовал баловникам остановиться? (Заинька.) Какие слова он говорил? (Дети декламируют, выразительно читают хором.)

Кому велено чирикать —

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать —

Не чирикайте!

Не бывать вороне Коровою!

Не летать лягушатам под облаком!

—        При такой великой путанице и до беды недалеко. Какая беда произошла в сказке К. Чуковского? (Лисички спичками подожгли море синее.) Кто помог зверятам потушить море? Когда зверята обрадовались и стали снова петь и кричать своим голосом?

Гуси начали опять По-гусиному кричать:

Га-га-га! (Хором.)

Кошки замяукали:

Мур-мур-мур! (Хором.)

Птички зачирикали:

Чик-чирик! (Хором.)

Лошади заржали:

И-и-и! (Хором.)

Мухи зажужжали:

Ж-ж-ж! (Хором.)

Воспитатель подводит детей к выводу: «Как говорится, в сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Какой урок нам всем надо вынести из этой сказки? (Каждый должен говорить своим голосом.)

Давайте немножко отдохнём. Физкультминутка «Совушка-сова».

Совушка-сова

Большая голова

На пеньке сидит,

Головой вертит.

Глазками хлоп-хлоп,

Ножками топ-топ.

Мы собрались в ровный круг,

Повернёмся разом вдруг.

А как скажем скок-скок-скок,

Прыгнем хлопая хлоп-хлоп

II.        Воспитатель читает рассказ Л. Пантелеева «Как поросенок говорить научился».

Один раз я видел, как маленькая девочка учила поросёнка говорить...

Она ему, я помню, говорит:

—        Поросенок, скажи «мама»!

А он ей отвечает:

—        Хрю-хрю...

Она ему:

—        Поросенок, скажи «дерево»!

А он ей:

—        Хрю-хрю...

—        Скажи «цветочек»!

А он:

—        Хрю-хрю...

Я смотрел-смотрел, слушал-слушал, мне стало жалко поросенка и девочку. Я говорю:

—        Знаешь, что, голубушка, ты бы ему что-нибудь попроще велела сказать. А то ведь он еще маленький, ему трудно такие слова произносить... Попроси его, например, сказать «хрю-хрю».

Девочка немного подумала и говорит:

—        Поросенок, скажи, пожалуйста, «хрю-хрю».

Поросенок посмотрел на нее и сказал:

—        Хрю-хрю!

Девочка удивилась, обрадовалась, в ладоши захлопала.

—        Ну вот, — говорит, — наконец-то! Научился!

—        Как мы передаем голоса животных? Подумайте, как разговаривает, общается человек, с помощью чего это происходит. Использует ли человек звуки в своем разговоре (в своей речи)? Чем они отличаются от тех, что используют животные?

Воспитатель обобщает ответы детей: животные, как правило, используют небольшое число звуков, часто одинаковых в различных ситуациях. А человек в общении пользуется словом. Оно удивительное, потому что может звучать и одновременно обозначать (называть) все, что нас окружает (окно, небо, солнце и т. д.). С помощью слова можно передать (сообщить) свои мысли и желания близким и друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо  раньше. Этому дню предшествуют ...

Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...