Главные вкладки

    Рекомендации родителям "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте"
    консультация по развитию речи на тему

    Мокрецова Наталья Алексеевна

    Рекомендации родителям

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon podgotovka_k_obucheniyu_gramote.doc32.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации для родителей

    Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте

    Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом).

    Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму.

    Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как:

    • развитый речевой  слух;
    • четкая артикуляция звуков родного языка (что  обеспечивает правильное проговаривание);
    • знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой;
    • выработка гибкости и точности движения руки.

    Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического).

    Задача взрослых – подготовить ребенка к последующему обучению чтению и письму.

    В пять-шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для  полноценного усвоения письменной формы речи.

    Необходимо учить детей вслушиваться  в звучание слов, развивать  умение узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (в начале, в середине, в конце слова).

    На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников упражняют в умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.

    Анализ артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки произносятся с голосом свободно.

    Произношение других звуков связано с тем, что губы, язык, зубы образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха.

    Так дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных, вводятся условные обозначения:

    гласные звуки - красный цвет, согласные – синий.

    Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами.

    Помимо занятий в детском саду, мы рекомендуем дома проводить игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха.

    Игры на закрепление  правильной артикуляции звуков и

    на развитие фонематического слуха.

    Они не требуют тщательной подготовки, их можно проводить на прогулке, по дороге в детский сад….

    1. «Угадай-ка» (Имитация голосов птиц и животных). Попросите ребенка  прожужжать как жук, прокуковать как кукушка, промычать как корова и т.д. Добивайтесь от ребенка четкой артикуляции звуков.

    Можно использовать звуки окружающего мира (как завывает ветер, как он шумит в листве деревьев, как капает дождик, как пыхтит чайник на плите, как тикают часы и т.д.)

    2. «Длинное - короткое» (Упражнение в умении определять на слух длинные и короткие слова).

    Можно искать, например, на кухне слова, в которых много звуков (мясорубка, электричество, кастрюля и др.) и слова, в которых мало звуков (нож, соль, суп и т.д.). Делить слова на части, слоги.

    3.   «Сломанный телевизор» Для игры необходима любая рамочка, которая держится у губ. Показывайте детям по очереди гласные звуки и их сочетания: а, у, и, ау, аи, иу. Дети определяют звуки и их последовательность.

    4. «Поймай песенку» Ребенок ловит заданный звук хлопками в ладоши.  Звуки произносятся протяжно: а, у, и, э, и, у, э, а, э, и  т. д.

    5. «Где прячется звук»  Предлагайте ребенку слова: например – ослик, дом, кольцо, колесо, овощи, кот и др. Просите определить позицию звука О в слове, где стоит звук: в начале, середине или конце слова.

    6.  «Измени слово»  Ребенку предлагаются картинки с односложным словом. Например «ДОМ».  Необходимо изменить слово, чтобы увеличилось количество слогов: до – мик, до – ми - шко, до – ми- ще и т.д.

    7.   «Мягкий – твердый» Предлагайте ребенку картинки со словами с мягким согласным звуком и с твердым. Картинки с мягким согласным он выкладывает на мягкую подушку, а с твердым – на стол.

    Желаем успехов в подготовке вашего ребенка к школе!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

    Представляю вам конспект НОД по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Звуки вокруг нас" по произведению К.И. Чуковского "Путаница". данный материал будет полезен для воспитат...

    Рекомендации для педагогов по подготовке детей к обучению грамоте.

    «Обучение ребёнка начинается задолго до того времени, когда его сажают за перо и букварь» Усова. НОД по обучению грамоте должны начинаться со старшей группы, а до старшей группы с детьми проводит...

    «Звуковая культура речи – основа подготовки детей к обучению грамоте»

    В предложенном материале показана работа по развитию звуковой культуры речи в старшем дошкольном возрасте....