Авторская игра по развитию речи
учебно-методическое пособие по развитию речи (средняя группа) по теме

Дидактическая игра по развитию речи

 

«Кукла Алина»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_po_razvitiyu_rechi.docx1003.41 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра по развитию речи

«Кукла Алина»

Участники: дети средней группы, воспитатель.

Цель: развития связной речи детей.

Задачи:

1. Закреплять умение описывать предмет, его внешний вид, качества.

2. Учить детей согласованию имен существительных и прилагательных и местоимений в роде.

3. Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около).

4. Работа с глагольной лексикой

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Формы работы: индивидуальная или подгрупповая совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная игровая деятельность детей.

Вид  детской деятельности: коммуникация.

Материалы и оборудование: бумажная кукла, предметные  картинки, коврограф.

Основная идея автора.

У каждого воспитателя со временем скапливается много материала из поломанных или не востребованных настольно-печатных дидактических игр и пособий. Им можно дать «вторую жизнь», добавив немного деталей из бросового материала. В данной игре используются салфетки для уборки, из которых легко вырезать любые детали к игре, а так же они хорошо крепятся на коврографе. Таким образом, знакомые речевые игры и упражнения превращаются в увлекательную игру для детей дошкольного возраста.

Описание вариантов игры.

Вариант 1.Знакомство с куклой.

Цель: формирование у детей представления о человеке, частях тела;  

Задачи:

Употребление в речи слов в уменьшительно-ласкательной форме

Знакомство с понятием «одевает», «надевает»

Продолжить обучение  согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов; формирование умений правильно спрягать глаголы по лицам и числам.

Учить отвечать на заданные вопросы.

Ход игры.

C:\Users\1\Desktop\DSCN0806.JPG

-Ребята к нам в гости пришла девочка. Её зовут Алинка. Ей 4 года.

Опишите её. Какая она (красивая, хорошая).

Но так мы можем сказать о любой девочке.

Давайте расскажем, какие у неё волосы?

Какая на ней одежда?

Во что одета Алинка? Какое у неё платье, какого цвета? (В летнее платье, синего цвета.) Какие у неё волосы? (Волосы светлые, желтые.) О таких волосах говорят, что они светло русые. Какая прическа у неё на голове? Какие глаза? (Глаза голубые, синие, большие.) Что у Маши на ногах? (.) Какого они цвета?

-       -Алинка пришла к нам со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Алинка. Воспитатель указывает на её ноги.

-        Что это? (Это ноги) Они Алинкины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.) Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют...; зубы жуют, кусают, грызут...; глаза смотрят, моргают...)

Употребление в речи слов в уменьшительно-ласкательной форме.

Раньше Алина была маленькая.

Давайте расскажем о ней. Во что одета?  Какого они цвета? Что у неё на ногах? (Туфли.) Какого цвета?

 Не  голова-головка, рука-ручка, нос-носик, лоб-лобик и т. д.

Когда Алинка была маленькая  она сама не могла одеваться. Мы её одевали. А теперь она выросла и может сама надеть на себя платье.

Знакомство с понятием «одевает», «надевает»

C:\Users\1\Desktop\DSCN0804.JPG

Вариант 2. Путешествие по временам года.

Задачи:

- знакомство с сезонными предметами одежды

- закреплять умение правильно называть предметы уличной (зимней) и домашней одежды девочки, её цвет;

- формировать умение образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать в речи прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже, навыки общения (можно включить задачу обучения составлению простых предложений по вопросам);

- тренировать навыки последовательного одевания и раздевания;

- развивать пальчиковую моторику;

- воспитывать желание и умение одеваться по сезону и в зависимости от температуры воздуха в помещении, помогать друг другу, бережно относиться к одежде.

Ход  игры.

Ребенок выкладывает на коврографе погодные явления.

Вопросы к детям о времени года.

Какое время года у тебя получилось? (например, осень)

Как вы догадались, что это осень (и т.д.)?

Какая трава осенью? Какого цвета листья на деревьях? Какая погода?

В качестве усложнения можно задать проблемные вопросы.

Дождь идёт только осенью? Когда ещё бывает дождь?

Можно определить по дождику время года? (летом – ливень, весной – майская гроза, поздней осенью – снег с дождём и т.д.)

C:\Users\1\Desktop\DSC04755.JPG C:\Users\1\Desktop\DSC04757.JPG

C:\Users\1\Desktop\DSC04751.JPG C:\Users\1\Desktop\DSC04756.JPG

Подбирается одежда по сезону.

Как мы оденем Алинку на прогулку?

«Надо одеть Алинку по сезону, чтобы она не простудилась. Какую одежду надо одевать на улицу осенью (зимой  и т.д.)?» (Зимнюю, осеннюю)

А дети на местах подбирают одежду на индивидуальных карточках.

H:\DCIM\101MSDCF\DSC04749.JPG

H:\DCIM\101MSDCF\DSC04750.JPGC:\Users\1\Desktop\k10.jpg

Воспитатель подводит детей к понятию «домашняя одежда» и «личная»

«Если кукла находится в этой одежде дома, то одежда какая?», - воспитатель подводит детей к понятию «домашняя одежда». Ответы детей. «Через некоторое время мы с вами отправимся на улицу. Какую одежду будем одевать?» (Уличную).

Вариант 3. Алина встречает гостей.

Цель. Формировать знания детей о посуде;

Задачи:

уметь называть действие, совершаемое при помощи конкретного предмета посуды;

формировать умение  правильно использовать  предлоги с пространственным значением (в, за, на, около, под);

продолжить обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов; формирование умений правильно спрягать глаголы по лицам и числам;

развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память., навыки общения;

воспитывать   в детях культуру общения,  культуру поведения

Ход игры:

H:\DCIM\101MSDCF\DSC04744.JPGC:\Users\1\Desktop\DSC04763.JPG

 Воспитатель предлагает детям выбрать из расставленных на столе предметов посуды те, которые нужны для чаепития. Задача детей – накрыть к чаю столик.

Один ребенок у доски, а другие на индивидуальных карточках.

Что за посуда нам понадобится для чаепития?

Назовите её.

Как назвать её одним словом (чайная).

А чем Алинка нас будет угощать?

(Сок какой? – вкусный, апельсиновый, холодный; печенье какое?- бисквитное, песочное, ароматное; груша какая? – спелая, мягкая, крупная;)

Во что мы положим сахар, конфеты, масло и т.д. (чашечка - чашка; блюдечко - блюдце; ложечка - ложка; чайничек – чайник).

Накрыть стол к обеду.

Алина готовит обед. Какая посуда ей для этого нужна?

Как назвать одним словом?

А что Алина будет готовить? А какие продукты ей для этого понадобятся?

                                        "Расставим посуду на место".

У Алинке на кухне случился переворот. Когда она пришла на кухню, то очень сильно удивлялась тому, что:

Кастрюля под столом;

Чашки с блюдцами на печке;

Чайник под стулом;

Ложки и вилки в духовом шкафу;

Сковорода около шкафа.

Перед детьми ставилась задача на исправление беспорядка на кухне:

Где стоит кастрюля? (Под столом.)

Куда мы её поставим? (На плиту.)

Где стоят чашки с блюдцами? (На окне.)

Куда мы их поставим? (В буфет.)

Ложки и вилки где лежат? (В сковороде.)

Куда мы положим ложки и вилки? (В стол или ящик стола.)

Где стоит сковорода? (Около шкафа.)

Куда мы её поставим? (На плиту около кастрюли)

"Угадай, чего не стало".

На столе лежат тарелки, ложки, чашки. Поможем Алинке убрать со стола. Затем убирается группа предметов и детям задаётся вопрос: Чего не стало? (тарелок, ложек, чашек и т.д.) или убирается один предмет (тарелка, ложка, чашка и т.д.).

Вариант 4.Алина играет в прядки ?

Вы любите играть  игрушками?

Алина тоже очень любит играть игрушками.

Это её любимые игрушки? Назовите их.

Назовите свои любимые игрушки.

А во что вы любите играть?

Давайте поиграем с Алиной в прятки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские игры по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.

Большое внимание я уделяю связной речи и подготовки к обучению грамоте. Мне хочется, чтоб мои воспитанники научились свободно и правильно выражать свои мысли в устной, а позже в письменной форме. Для ...

Презентация авторской игры по развитию речи

Речевая игра "РЕЧЕКУБ". ЦЕЛЬ ИГРЫ:Развивать связную речь дошкольников.Расширять представления о многообразии окружающего мира.Формировать умение высказывать свои мысли....

Авторские игры на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Даётся фото и описание нескольких самостоятельно придуманных игр на развитие  связной речи у детей старшего дошкольного возраста....

Артикуляционные упражнения. Дидактические игры по развитию речи.Авторская игра.

Артикуляционные упражнения с помощью карточек.Звуковая дощечка.Веселые резиночки.Определи место звука в слове.Найди картинки на заданный звук.Слоговой домик со Смешариками.Авторская игра "путешес...

Авторская игра для развития речи детей старшего дошкольного возраста "Волшебная карусель"

Игра «Волшебная карусель» обеспечивает эффективное восприятие нового материала, поскольку создает условия для активизации внимания детей, снимает психологическое и физическое напряжение. В...

Педагогическая мастерская "Авторская игра по развитию речи "Речевой барабан"

Авторская игра развивает связную речь дошкольников,расширяет представления о многообразии окружающего мира, формирует умение высказывать свои мысли....