Конспект НОД в области "Речевое развитие" "День Космонавтики"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Здесь представлен  конспект непрерывной образовательной деятельности на тему "День Космонавтики" в подготовительной к школе группе. В увлекательной форме дошкольники закрепляют знания о космосе, о космонавтах, прославивших нашу область, о празднике в честь первого полёта в космос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл День космонавтики26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по речевому развитию «День космонавтики»

в подготовительной к школе группе «Лучик»

(подготовила и провела учитель-дефектолог Мишуткина Э.П.)

Образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие.

Задачи:

1.Образовательные:

- создать условия для обобщения  и актуализации  знаний  детей о космических полётах, учёных, стоявших у истоков развития русской космонавтики (К.Э.Циолковский, С П.Королёв), о первом космонавте Ю.А.Гагарине;

- приучать детей к самостоятельности суждений;

- способствовать активизации познавательной деятельности, воображения.

- способствовать активизации мыслительной деятельности при отгадывании  загадок, разгадывании  кроссвордов;

2.Развивающие:

- совершенствовать умение отвечать на вопросы педагога;

- упражнять в построении предложно-падежных конструкций;

- развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание;

- развивать общую моторику, координацию движений;

- совершенствовать целостное восприятие

3.Воспитательные:

-воспитывать чувство патриотизма и гражданственности;

-воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой родной край, за героев - космонавтов, покоривших космос;

- воспитывать коммуникативное сотрудничество.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Предварительная работа: чтение познавательной литературы по теме и проведение бесед о космосе и космонавтах по картинам, фотографиям; посещение музея краеведения, планетария; фотовыставка «Саратовская земля и космос», разучивание стихов, изготовление сувениров; сбор материала для презентации.

Материал, оборудование к занятию: презентация для НОД, стенд с фотографиями «Саратов  и космос », крупные плоскостные геометрические фигуры, мягкие модули, разрезные картинки, тренажёры; фонограмма.

Ход НОД:

(Дети заходят в группу  под музыку, встают полукругом перед педагогом).

Педагог: - Дети, скажите, с каким настроением вы сегодня пришли?

Дети: - С хорошим, весёлым, праздничным, весенним, радостным.

Педагог: - Поделитесь своим хорошим настроением друг с другом, улыбнитесь своим друзьям. Сегодня вас ждёт много интересного, увлекательного.

 А чтобы узнать, о чём мы будем говорить, отгадайте загадки.

1.Он не лётчик, не пилот, он ведёт не самолёт,

 А огромную ракету, кто, скажите, это? (Космонавт)

 (Слайд «Космонавт»)

2.Состоит из точек свет, полна горница планет. (Космос)

 (Слайд  «Космос»)

3.Чудо - птица, алый хвост, прилетела в стаю звёзд. (Ракета)

 (Слайд  «Ракета»)

Педагог: - Вы догадались, о чём мы будем беседовать?

Дети: - О космосе и космонавтах (3-4 ответа)

(Дети садятся перед экраном на стульчики).

Педагог: - Да, сегодня мы будем говорить о космосе, космонавтах. Скажите, какой праздник отмечают люди нашей страны 12 апреля?

Дети: - 12 апреля люди нашей страны отмечают День космонавтики (3-4 ответа)

Педагог: - Правильно. А почему именно этот день стал праздником?

Дети: - Потому, что в этот день в космос полетел первый человек.

Педагог: -  55 лет назад, 12 апреля 1961 года, наш русский простой паренёк открыл для всего человечества дорогу в космос. Давайте посмотрим, как это было.

 (Видеоролик «Полёт человека в космос»)

Педагог: - Кто же был первым космонавтом планеты?

Дети: - Первым космонавтом планеты был Юрий Алексеевич Гагарин (3-4 ответа)

(Слайд «Портрет Ю.А.Гагарина»)

Педагог: - Когда Ю.А.Гагарин совершил свой первый космический полёт?

Дети: - Первый космический полёт был совершён 12 апреля (3-4 ответа)

- Педагог: - Как назывался космический корабль, на котором Ю.А.Гагарин совершил свой полёт?

 Дети: - Этот космический корабль назывался  «Восток-1» (3-4 ответа)

(Слайд  «Космический корабль «Восток-1»)

Педагог: - На корабле «Восток-1» лётчик-космонавт Ю.А.Гагарин совершил первый в мире полёт в космическое пространство. Полёт длился 108 минут. Корабль сделал один виток вокруг нашей планеты.

(Слайд  «Земля из космоса»)

-  Затем Ю.А.Гагарин успешно приземлился на Землю. Кто знает, где произошло первое приземление Ю.А.Гагарина?

(Слайд «Место приземления Ю.Гагарина»)

Дети: - Юрий Алексеевич Гагарин приземлился в районе города Энгельса (3-4 ответа)

Педагог: - Вспомните и скажите, что ещё связывает Ю.А.Гагарина с Саратовской областью.

(Дети подходят к магнитной доске, на которой размещены фотографии на тему «Саратовская земля и космос», встают полукругом)

1 ребёнок: - Ю.А.Гагарин был курсантом Саратовского аэроклуба.

2 ребёнок: - Он учился в индустриальном техникуме. Теперь этот техникум, а также Саратовский Государственный технический университет носят его имя.

3 ребёнок: - Своё первое приземление он совершил на Саратовской земле, за городом Энгельсом.

4 ребёнок: - Недалеко от Набережной Космонавтов есть площадь им. Ю.А.Гагарина, где ему установлен памятник.

5 ребёнок: - В музее краеведения есть личные вещи космонавта, а также самолёт, на котором Ю.А.Гагарин учился летать.

Педагог: - Спасибо, дети, за рассказ. Вот сколько интересного связывает наш родной город с именем первого космонавта. И саратовцы помнят и любят Ю.А.Гагарина.

Дефектолог: - А кто из вас хочет стать космонавтом? (Ответы детей).

- Каким должен быть космонавт? (Сильным, крепким, здоровым, закалённым, смелым, выносливым…)

Дефектолог: - Что нужно делать, чтобы быть здоровым, выносливым, сильным?

Дети: - Надо делать зарядку, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

(Слайды  «Космонавты  на тренировках»)

Дефектолог: - Давайте и мы потренируемся. А для этого из центра подготовки космонавтов к нам пришёл инструктор, который проведёт с вами тренировку.

 (Слайд «Центр подготовки космонавтов им.Ю.А.Гагарина»)

(Звучит музыка, заходит инструктор по физической культуре).

Физ.инструктор: - Здравствуйте, дети. Готовы к тренировке?

 (Звучит мелодия  «Волшебный полёт» группы «Спейс».  Дети встают в колонну и вместе с инструктором выполняют упражнения):

-ходьба обычная;

-  «змейкой» на носках, на пятках между подвешенными на длинных нитях звёздами;

- ходьба и бег с захлёстом голени назад;

- ходьба и бег приставным шагом от одного макета ракеты до другого;

 -перестроение в 2 колонны, дети встают около тренажёров

(Звучит мелодия «Пацифик» группы «Зодиак»)

  1. «Восстановим дыхание»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки к плечам.

1-руки вверх, 2 - и.п., 3 - руки в стороны, 4 - и.п.

  1. «Развиваем гибкость»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на пояс.

1-5 - правая (левая) рука вверх, 2-6 - наклон к тренажёру, 3-7 - рука вверх, 4-8 - и.п.

  1. «Пристегнём ремни»

И.п.: стоя на коленях, руки в стороны.

1 - сидя на тренажёр, руки на живот, 2 - и.п.

  1. «Посмотри в иллюминатор»

И.п.: сидя на тренажёре ноги врозь, руки вперёд.

1 - поворот туловища вправо, руки вправо, 2 - и.п., 3 - то же влево, 4 - и.п.

  1. «Пытаемся сесть в кресло»

И.п.: сидя на тренажёре, прямые ноги в стороны, упор сзади.

1 -3 - сидя, согнутые в коленях ноги вместе, 2 - 4 - и.п.

  1. «Защищаемся от перегрузок»

И.п.: сидя, согнув колени, упор сзади.

1 -3 - стойка на руках и ногах, 2 - 4 -и.п.

  1. «Радость прибытия»

И.п.: ноги вместе, руки к плечам.

1 - прыжком ноги врозь, руки вверх, 2 - прыжком в и.п., чередовать с ходьбой

Перестроение в колонну по одному, на I полосе тренажёров дети идут по ним, на II полосе - прыгают через тренажёры.

Физ.инструктор: - Молодцы!  Вы прошли физическую подготовку,  и  я хочу вручить вам диплом о зачислении в «Школу юных космонавтов».

 (Вручает диплом и уходит. Дети садятся на ковёр).

Дефектолог: - Космонавт должен быть не только физически здоровым, а каким ещё? (Сообразительным, умным, смышлёным, находчивым, начитанным).

Дефектолог: - Сейчас мы это и проверим.  Попробуйте  разгадать кроссворд и найти главное слово.

(Дефектолог переворачивает магнитную доску с прикреплённым к ней кроссвордом. Дети отгадывают загадки, а педагог  помогает им вписывать отгадки в клеточки кроссворда).

1.Одежда для космонавта называется… (скафандр)

2.Летит птица - небылица, а внутри народ сидит (самолёт)

3.Летательный аппарат, на котором перемещаются инопланетяне называется… (тарелка)

4.Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает.   Отправляется в полёт наш российский… (вертолёт).

5.Летательный аппарат, на котором летала Баба - Яга называется… (ступа)

6. Животное, полетевшее в космос до Ю.А.Гагарина. (Собака)

(На пересечении слов выделяется слово «РАКЕТА»)

Дефектолог: - Прочтите  слово, которое получилось.

Дети читают: - Ракета.

(Слайд  «Ракета»)

Педагог: - Кто  в России придумал первую ракету?

Дети:  - Первую ракету  придумал Константин Эдуардович Циолковский (3-4 ответа)

(Слайд  «Портрет К.Э.Циолковского»)

Педагог: - К сожалению, у него не было возможности построить этот летательный аппарат. Через несколько десятков лет другой русский учёный -  конструктор сумел воплотить в жизнь идеи К.Э.Циолковского.  Кто знает, как звали этого учёного?

Дети: - Это учёный - конструктор Сергей Павлович Королёв (3-4 ответа)

(Слайд  «Портрет С.П.Королёва»)

Дефектолог: - Предлагаю вам  стать  учёными - конструкторами. Вы можете построить ракеты, летательные аппараты или любые космические объекты. А ещё нужно сложить «космическую» картинку.

(Детям предлагаются для деятельности крупные геометрические фигуры; мягкие модули в виде кубиков, кирпичиков, арок, «таблеток»;напольная разрезная картинка).

Педагог: -  Нужно разделиться на 3 группы. Разойдитесь и найдите по одной звёздочке. Если на ней стоит цифра «1» - вы в первой группе, если цифра «2» -  во второй группе, если цифра «3» - в третьей группе.

 (Дети делятся на 3 группы. Первая группа работает с крупными геометрическими фигурами; вторая - с мягкими модулями; третья - с разрезной картинкой. Педагог  помогает  детям. Звучит мелодия «Неземная» группы «Спейс».)

Педагог: - Молодцы, дружно работая, вы быстро выполнили задание. Расскажите, что у вас получилось? (Ответы детей)

 (Слайд «Место приземления Ю.А.Гагарина»)

Дефектолог: - В будущем может кто - то из вас станет космонавтом или конструктором космических кораблей и тоже прославит нашу Родину, как прославили её К.Э.Циолковский, С.П.Королёв и, конечно, Ю.А.Гагарин.

Ребёнок:  - Пускай гордится именем Гагарин

              Великая, огромная страна

              Ведь суждено космические дали

              Ей покорять в любые времена.

Педагог: - Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)

     О чём бы вы из того, что увидели и услышали сегодня, рассказали      

     своим родным, друзьям? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Познавательное развитие "День Космонавтики"

Направление образования и развития (образовательная область): речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: закрепление представлений ...

Конспект занятия по познавательному развитию "День Космонавтики"

познакомить с людьми, первыми покорившими космос (Ю.Гагарин, А. Леонов, В.Терешкова), формировать представление о космосе и планетах солнечной системы....

Занятие ко Дню космонавтики в старшей группе по развитию речи Конспект НОД в старшей группе «День космонавтики»

Цель: формирование представлений о празднике «Дне космонавтики», элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос.Задачи:1. Обобщить и систематизировать знания детей о к...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию "День космонавтики"

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по нетрадиционной технике рисования, с помощью зубной щетки - рисования звезд....

Конспект НОД по речевому развитию «День космонавтики»

- создать условия для обобщения  и актуализации  знаний  детей о космических полётах, учёных, стоявших у истоков развития русской космонавтики (К.Э.Циолковский, С П.Королёв), о первом к...

Занятие ко Дню космонавтики в старшей группе по развитию речи Конспект НОД в старшей группе «День космонавтики»

Занятие ко Дню космонавтики в старшей группе по развитию речиКонспект НОД в старшей группе «День космонавтики»Цель: формирование представлений о празднике «Дне космонавтики&raqu...

Занятие ко Дню космонавтики в старшей группе по развитию речи Конспект НОД в старшей группе «День космонавтики»

Занятие ко Дню космонавтики в старшей группе по развитию речиКонспект НОД  «День космонавтики»Цель: формирование представлений о празднике «Дне космонавтики», элемент...