Конспект по речевому развитию «День космонавтики»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Полищук Анна Сергеевна

              Конспект по речевому развитию «День космонавтики»

                                    в подготовительной группе

Цель: Уточнять и расширять представление детей о космосе и солнечной системе. Способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей. Закреплять полученные знания, расширять кругозор детей, а также развивать память и внимание.

Задачи:  Развивать познавательный интерес детей, систематизировать и расширять представление детей о многообразии космоса, о планетах солнечной системы, их отличительных особенностях. Продолжать закреплять знания о первом космонавте - Ю. Гагарине, об ученых-исследователях Циолковском и Королѐве.  Расширять и активизировать словарь такими словами как «вселенная», «солнечная система», «орбита», «галактика», «кратер», «метеорит», названия планет и др.

Материал и оборудование: компьютерная презентация «Космос», иллюстрации с портретом Ю. Гагарина, космическими кораблями и аппаратами, макет «Солнечная система».

Предварительная работа: Беседы с рассматриванием иллюстраций на тему «Космос», рисование на тему «Инопланетные жители», «Загадочный космос», «Полѐт на Луну», рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе, изготовление поделок, аппликаций по теме, дидактические игры, работа с макетом «Солнечная система», работа с лэпбуком, сюжетно-ролевые игры «Космодром», «Космическая столовая», «Выход в открытый космос» и тд., чтение художественной литературы по теме Я.К. Голованов «Дорога на космодром», О.А. Скоролупова «Покорение космоса», П.О. Клушанцев «О чем рассказал телескоп».

Ход занятия: Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель – Ребята, сегодня я хочу начать наше занятие с таких строк: Вселенная много готовит загадок, И многое в мире неведомо нам. И в космос пускай запускают ракеты, Дорога безмерна к далѐким мирам. Да, космос постигнуть – как вычерпать бездну. Лишь кроху всего удаѐтся узнать, Но мир открывать безусловно, полезно. Для этого в космос и стоит летать. Воспитатель - Ребята, вы согласны с автором этих строк? Я тоже согласна. Ведь с давних времѐн люди с интересом вглядывались в звездное небо. Их всегда интересовал загадочный мир звѐзд и планет. В старину считалось, что Земля плоская и лежит на спинах огромных слонов. Эти слоны стоят на спине гигантской морской черепахи, а та плавает в безбрежном океане. Людям казалось, что небо – это твѐрдый купол, по которому движется Солнце, Луна и звезды. Но шли годы, знания людей менялись, расширялись, появлялись мощные телескопы, и вот мы уже знаем, что наша планета Земля с большой скоростью летит в бескрайнем космосе. Еѐ окружают звѐзды, планеты и другие небесные тела из камня и льда. Всѐ вместе это называется Вселенной. Приобрели мы эти знания о космосе и Вселенной благодаря ученым, исследователям космоса (демонстрация портретов Циолковского и Королѐва), гениальным инженерам-конструкторам. Ну и конечно главными покорителями космического пространства являются космонавты. Вы наверняка знаете имя первого на Земле космонавта, побывавшего в космосе (портрет Ю. Гагарина) Кто же это космонавт? Он пример для всех ребят, Все зовут его героем Он гордо звание такое. Чтобы космонавтом стать, Надо потрудиться: День с зарядки начинать, Новому учиться. А вы бы хотели на время стать космонавтами и отправиться в замечательное путешествие к звѐздам и планетам? (Да!) Тогда нам нужно будет построить звездолѐт, вставайте около стульчиков.

 Собираемся в полѐт (повороты туловища вправо- влево) Строим новый звездолѐт (наклоны туловища вниз с прямыми руками) «Луч» написано на нѐм Мы в него сейчас войдѐм (шагаем на месте) Космонавты смотрят в оба (повороты вправо и влево) К старту всѐ уже готово (правую руку вытянуть вперед) 4-3-2-1 – Мы взлетаем И летим (поднимаемся на носочках)

 Дети садятся на стульчики и закрывают глаза Воспитатель - Ребята, пристегните ремни! (включается космическая музыка) Дети открывают глаза. Воспитатель – Вот мы и в космосе! Интересно, что же мы сейчас увидим в наши иллюминаторы? Ночью горят, а днѐм они спят В чѐрном небе, до зари Тускло светят фонари Фонари-фонарики, Меньше, чем комарики (звѐзды). Правильно ребята, угадали! Посмотрите в иллюминатор, перед вами далекие звезды. (показ иллюстраций) Рассказ воспитателя – Звезды кажутся маленькими, светящимися точками потому, что они находятся далеко от Земли, а на самом деле звѐзды – это огромные раскалѐнные газовые шары. Звѐзды постепенно растут, остывают и исчезают, а вместо них появляются другие. А про что эта загадка? Эта жѐлтая звезда согревает нас всегда, Все планеты освещает, От других звѐзд защищает (Солнце). (Показ иллюстраций.) Воспитатель – Посмотрите в иллюминатор. Солнце – это самая близкая к нам звезда. На самом деле, солнце – это огромный раскалѐнный шар. Оно излучает тепло и свет. Поверхность солнца нагревается до 60 000 градусов. На солнце жизни нет, но оно даѐт жизнь людям, растениям, животным (показ иллюстраций). Вот еще одна загадка. Бегают вокруг огонѐчка 7 сыночков и 2 дочки Промелькнут года и дни, Но не встретятся они (планеты). Воспитатель – Правильно, ребята! Солнце не одиноко. У него есть семья. Она называется солнечной системой. Вокруг солнца вращаются планеты. Все они разные по размеру и цвету. Солнечная система похожа на небесную карусель (демонстрирует макет солнечной системы). В самой середине находится Солнце, а вокруг него летят планеты, в числе которых и наша Земля. Солнце притягивает их к себе, как огромный магнит, поэтому они не разлетаются в разные стороны. Каждая планета вращается вокруг Солнца по своему пути. Эти космические пути называются орбитами. Они никогда не пересекаются и потому планеты не могут столкнуться. Ребята, сейчас в нашей ракете мы пристѐгнуты к креслам, а что будет, если мы отстегнѐм ремни. (Ответы детей.) А что повлияет на положение наших тел? (Невесомость.) В космосе все тела ничего не весят. Они свободно летают по космическому кораблю. Это и называется невесомостью. Я предлагаю всем отстегнуть ремни и оказаться в состоянии невесомости. (Включается космическая музыка.)

 Физкультминутка «Невесомость» Воспитатель – Все стали лѐгкими и невесомыми как пушинки (дети плавно двигаются по комнате, выполняя придуманные ими движения, принимают необычные позы, застывают на месте). Предлагаю всем занять свои места и пристегнуть ремни. Снова посмотрите в иллюминатор. Крохотулечка-планета Первой солнышком согрета И проворна - год на ней 88 дней (Меркурий) Дети берут модель планеты и прикрепляют на свою орбиту. Воспитатель – Меркурий – самая ближняя к Солнцу планета (показ иллюстраций). Днѐм там настолько жарко, что всѐ живое тут же сгорит. Вся поверхность Меркурия покрыта кратерами от ударов метеоритов. Только Солнце и Луна В небе ярче, чем она Да и горячей планеты в Солнечной системе – нету! (Венера.) Дети прикрепляют модель Венеры на свою орбиту. На планете чудеса: Океаны и леса. Кислород есть в атмосфере: Дышат люди им и звери. (Земля.) Не трудно догадаться, что это Земля третья по счѐту планета от Солнца (рассматриваем иллюстрации) Земля - это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть все условия для жизни животных и людей. Расскажите, что это за условия? Земля средняя по размеру планета. Она находится не слишком близко к Солнцу. Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает от перегрева или охлаждения, а также от ударов метеоритов. Земля - самая красивая планета. Это наш родной дом. Большую часть планеты покрывают вода: океаны и моря. Суша, (это материки) состоит из камней, песка и земли. Нашу Землю надо беречь. Почему, ребята? (Ответы детей почему еѐ надо беречь и от чего.) Над планетой красной кружат, Каменюки, страх и ужас, Нет горы нигде на свете, Выше, чем на той планете! (Марс.) Воспитатель – Ребята, посмотрите внимательно в иллюминатор, вы увидите планету красного цвета. Это Марс! (Показ иллюстраций.) Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа. Но ученые доказали, что жизни на Марсе нет. Поставьте пожалуйста модель Марса на свою орбиту. Великан тяжеловес Мечет молнии с небес, Полосат он, словно кошка, Жаль худеет понемножку. (Юпитер.) Воспитатель – Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы. У неѐ есть 4 спутника. Поставьте пожалуйста Юпитер на свою орбиту. Пышный газовый гигант Брат Юпитера и франт Любит он, чтоб рядом были Кольца изо льда и пыли. (Сатурн.) Воспитатель – И эту планету давайте поставим на свою орбиту. Обратите внимание, сколько уже на нашем макете вращается планет? (ответы детей) А сколько орбит пустует? Кто из вас знает, как называются планеты, находящиеся на этих орбитах? (ответы детей) Давайте заполним пустующие орбиты. (дети ставят недостающие планеты на орбиты) Давайте назовѐм эти планеты: Уран и Нептун. С недавних пор планета Плутон была исключена из состава Солнечной системы, как самая далѐкая и плохо освещенная Солнцем. (Показ иллюстраций.) Воспитатель – Ну что же ребята, хоть в космосе очень интересно, но нам пора возвращаться в наш родной дом, на любимую планету Земля. Земля нам подарила хорошего немало, и ждѐт она в тревоге, чтоб мы еѐ спасли, обнимем нашу Землю, как маму обнимаем, и защитим, как маму от горя и беды!

Воспитатель – Мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное космическое путешествие, и узнали много интересного о космосе. Поздравляю всех с удачным приземлением!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_den_kosmonavtiki.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

              Конспект по речевому развитию «День космонавтики»

                                    в подготовительной группе

Цель: Уточнять и расширять представление детей о космосе и солнечной системе. Способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей. Закреплять полученные знания, расширять кругозор детей, а также развивать память и внимание.

Задачи:  Развивать познавательный интерес детей, систематизировать и расширять представление детей о многообразии космоса, о планетах солнечной системы, их отличительных особенностях. Продолжать закреплять знания о первом космонавте - Ю. Гагарине, об ученых-исследователях Циолковском и Королѐве.  Расширять и активизировать словарь такими словами как «вселенная», «солнечная система», «орбита», «галактика», «кратер», «метеорит», названия планет и др.

Материал и оборудование: компьютерная презентация «Космос», иллюстрации с портретом Ю. Гагарина, космическими кораблями и аппаратами, макет «Солнечная система».

Предварительная работа: Беседы с рассматриванием иллюстраций на тему «Космос», рисование на тему «Инопланетные жители», «Загадочный космос», «Полѐт на Луну», рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе, изготовление поделок, аппликаций по теме, дидактические игры, работа с макетом «Солнечная система», работа с лэпбуком, сюжетно-ролевые игры «Космодром», «Космическая столовая», «Выход в открытый космос» и тд., чтение художественной литературы по теме Я.К. Голованов «Дорога на космодром», О.А. Скоролупова «Покорение космоса», П.О. Клушанцев «О чем рассказал телескоп».

Ход занятия: Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель – Ребята, сегодня я хочу начать наше занятие с таких строк: Вселенная много готовит загадок, И многое в мире неведомо нам. И в космос пускай запускают ракеты, Дорога безмерна к далѐким мирам. Да, космос постигнуть – как вычерпать бездну. Лишь кроху всего удаѐтся узнать, Но мир открывать безусловно, полезно. Для этого в космос и стоит летать. Воспитатель - Ребята, вы согласны с автором этих строк? Я тоже согласна. Ведь с давних времѐн люди с интересом вглядывались в звездное небо. Их всегда интересовал загадочный мир звѐзд и планет. В старину считалось, что Земля плоская и лежит на спинах огромных слонов. Эти слоны стоят на спине гигантской морской черепахи, а та плавает в безбрежном океане. Людям казалось, что небо – это твѐрдый купол, по которому движется Солнце, Луна и звезды. Но шли годы, знания людей менялись, расширялись, появлялись мощные телескопы, и вот мы уже знаем, что наша планета Земля с большой скоростью летит в бескрайнем космосе. Еѐ окружают звѐзды, планеты и другие небесные тела из камня и льда. Всѐ вместе это называется Вселенной. Приобрели мы эти знания о космосе и Вселенной благодаря ученым, исследователям космоса (демонстрация портретов Циолковского и Королѐва), гениальным инженерам-конструкторам. Ну и конечно главными покорителями космического пространства являются космонавты. Вы наверняка знаете имя первого на Земле космонавта, побывавшего в космосе (портрет Ю. Гагарина) Кто же это космонавт? Он пример для всех ребят, Все зовут его героем Он гордо звание такое. Чтобы космонавтом стать, Надо потрудиться: День с зарядки начинать, Новому учиться. А вы бы хотели на время стать космонавтами и отправиться в замечательное путешествие к звѐздам и планетам? (Да!) Тогда нам нужно будет построить звездолѐт, вставайте около стульчиков.

 Собираемся в полѐт (повороты туловища вправо- влево) Строим новый звездолѐт (наклоны туловища вниз с прямыми руками) «Луч» написано на нѐм Мы в него сейчас войдѐм (шагаем на месте) Космонавты смотрят в оба (повороты вправо и влево) К старту всѐ уже готово (правую руку вытянуть вперед) 4-3-2-1 – Мы взлетаем И летим (поднимаемся на носочках)

 Дети садятся на стульчики и закрывают глаза Воспитатель - Ребята, пристегните ремни! (включается космическая музыка) Дети открывают глаза. Воспитатель – Вот мы и в космосе! Интересно, что же мы сейчас увидим в наши иллюминаторы? Ночью горят, а днѐм они спят В чѐрном небе, до зари Тускло светят фонари Фонари-фонарики, Меньше, чем комарики (звѐзды). Правильно ребята, угадали! Посмотрите в иллюминатор, перед вами далекие звезды. (показ иллюстраций) Рассказ воспитателя – Звезды кажутся маленькими, светящимися точками потому, что они находятся далеко от Земли, а на самом деле звѐзды – это огромные раскалѐнные газовые шары. Звѐзды постепенно растут, остывают и исчезают, а вместо них появляются другие. А про что эта загадка? Эта жѐлтая звезда согревает нас всегда, Все планеты освещает, От других звѐзд защищает (Солнце). (Показ иллюстраций.) Воспитатель – Посмотрите в иллюминатор. Солнце – это самая близкая к нам звезда. На самом деле, солнце – это огромный раскалѐнный шар. Оно излучает тепло и свет. Поверхность солнца нагревается до 60 000 градусов. На солнце жизни нет, но оно даѐт жизнь людям, растениям, животным (показ иллюстраций). Вот еще одна загадка. Бегают вокруг огонѐчка 7 сыночков и 2 дочки Промелькнут года и дни, Но не встретятся они (планеты). Воспитатель – Правильно, ребята! Солнце не одиноко. У него есть семья. Она называется солнечной системой. Вокруг солнца вращаются планеты. Все они разные по размеру и цвету. Солнечная система похожа на небесную карусель (демонстрирует макет солнечной системы). В самой середине находится Солнце, а вокруг него летят планеты, в числе которых и наша Земля. Солнце притягивает их к себе, как огромный магнит, поэтому они не разлетаются в разные стороны. Каждая планета вращается вокруг Солнца по своему пути. Эти космические пути называются орбитами. Они никогда не пересекаются и потому планеты не могут столкнуться. Ребята, сейчас в нашей ракете мы пристѐгнуты к креслам, а что будет, если мы отстегнѐм ремни. (Ответы детей.) А что повлияет на положение наших тел? (Невесомость.) В космосе все тела ничего не весят. Они свободно летают по космическому кораблю. Это и называется невесомостью. Я предлагаю всем отстегнуть ремни и оказаться в состоянии невесомости. (Включается космическая музыка.)

 Физкультминутка «Невесомость» Воспитатель – Все стали лѐгкими и невесомыми как пушинки (дети плавно двигаются по комнате, выполняя придуманные ими движения, принимают необычные позы, застывают на месте). Предлагаю всем занять свои места и пристегнуть ремни. Снова посмотрите в иллюминатор. Крохотулечка-планета Первой солнышком согрета И проворна - год на ней 88 дней (Меркурий) Дети берут модель планеты и прикрепляют на свою орбиту. Воспитатель – Меркурий – самая ближняя к Солнцу планета (показ иллюстраций). Днѐм там настолько жарко, что всѐ живое тут же сгорит. Вся поверхность Меркурия покрыта кратерами от ударов метеоритов. Только Солнце и Луна В небе ярче, чем она Да и горячей планеты в Солнечной системе – нету! (Венера.) Дети прикрепляют модель Венеры на свою орбиту. На планете чудеса: Океаны и леса. Кислород есть в атмосфере: Дышат люди им и звери. (Земля.) Не трудно догадаться, что это Земля третья по счѐту планета от Солнца (рассматриваем иллюстрации) Земля - это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть все условия для жизни животных и людей. Расскажите, что это за условия? Земля средняя по размеру планета. Она находится не слишком близко к Солнцу. Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает от перегрева или охлаждения, а также от ударов метеоритов. Земля - самая красивая планета. Это наш родной дом. Большую часть планеты покрывают вода: океаны и моря. Суша, (это материки) состоит из камней, песка и земли. Нашу Землю надо беречь. Почему, ребята? (Ответы детей почему еѐ надо беречь и от чего.) Над планетой красной кружат, Каменюки, страх и ужас, Нет горы нигде на свете, Выше, чем на той планете! (Марс.) Воспитатель – Ребята, посмотрите внимательно в иллюминатор, вы увидите планету красного цвета. Это Марс! (Показ иллюстраций.) Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа. Но ученые доказали, что жизни на Марсе нет. Поставьте пожалуйста модель Марса на свою орбиту. Великан тяжеловес Мечет молнии с небес, Полосат он, словно кошка, Жаль худеет понемножку. (Юпитер.) Воспитатель – Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы. У неѐ есть 4 спутника. Поставьте пожалуйста Юпитер на свою орбиту. Пышный газовый гигант Брат Юпитера и франт Любит он, чтоб рядом были Кольца изо льда и пыли. (Сатурн.) Воспитатель – И эту планету давайте поставим на свою орбиту. Обратите внимание, сколько уже на нашем макете вращается планет? (ответы детей) А сколько орбит пустует? Кто из вас знает, как называются планеты, находящиеся на этих орбитах? (ответы детей) Давайте заполним пустующие орбиты. (дети ставят недостающие планеты на орбиты) Давайте назовѐм эти планеты: Уран и Нептун. С недавних пор планета Плутон была исключена из состава Солнечной системы, как самая далѐкая и плохо освещенная Солнцем. (Показ иллюстраций.) Воспитатель – Ну что же ребята, хоть в космосе очень интересно, но нам пора возвращаться в наш родной дом, на любимую планету Земля. Земля нам подарила хорошего немало, и ждѐт она в тревоге, чтоб мы еѐ спасли, обнимем нашу Землю, как маму обнимаем, и защитим, как маму от горя и беды!

Воспитатель – Мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное космическое путешествие, и узнали много интересного о космосе. Поздравляю всех с удачным приземлением!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в области "Речевое развитие" "День Космонавтики"

Здесь представлен  конспект непрерывной образовательной деятельности на тему "День Космонавтики" в подготовительной к школе группе. В увлекательной форме дошкольники закрепляют знания о космосе, ...

НОД Познавательное развитие "День Космонавтики"

Направление образования и развития (образовательная область): речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: закрепление представлений ...

Конспект занятия по познавательному развитию "День Космонавтики"

познакомить с людьми, первыми покорившими космос (Ю.Гагарин, А. Леонов, В.Терешкова), формировать представление о космосе и планетах солнечной системы....

конспект по речевому развитию"День рождение куклы"

Создание условий для игры, стимулировать активную речь, самостоятельное называние предметов и их свойств, воспитывать дружеское отношение детей.Развитие пассивной и активной речи детей....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию "День космонавтики"

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по нетрадиционной технике рисования, с помощью зубной щетки - рисования звезд....

Конспект НОД по речевому развитию «День космонавтики»

- создать условия для обобщения  и актуализации  знаний  детей о космических полётах, учёных, стоявших у истоков развития русской космонавтики (К.Э.Циолковский, С П.Королёв), о первом к...