Главные вкладки

    Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
    методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

    Пауль Екатерина Валерьевна

    Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

    через нетрадиционные техники рисования

    «Рука – это вышедший наружу мозг человека”

    Н. Кант

    «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

    В. А. Сухомлинский

     

      Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

    Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства.

    Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения (это разнообразные висы и лазание на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы.

           Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.

           Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

           Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

           Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.

     

    С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать следующие нетрадиционные техники рисования:

     

    рисование пальчиками;

    оттиск печатками из картофеля;

    рисование ладошками.

    тычок жесткой полусухой кистью.

    печать поролоном;

    печать пробками;

    отпечатки листьев;

    рисунки из ладошки;

    рисование ватными палочками;

    пластилинография.

    Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

     

    Проблема:

     

    Низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Цель:

     

    - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

    - Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

    - Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

    - Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

    - Создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.

     

    Задачи:

     

    - Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

    - Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

    - Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

    - Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

    - Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

    - Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

     

     

    Ожидаемые результаты:

     

    ·         Динамика развития мелкой моторики.

    ·         Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

    ·         Пополнение центра искусства различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

     

     

     

    Планируемая работа:

     

    ·        Изучение методической литературы по теме.

    ·        Подготовить выставки детских рисунков для родителей.

    ·        Для родителей подготовить несколько консультаций.

    ·        Составить конспекты занятий по нетрадиционному рисованию.

    ·        Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР через нетрадиционные техники рисования и аппликации в старшей и подготовительной к школе групп.

    Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных образовательных учреждений коррекционной направленности. ...

    «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

    Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головн...

    «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)

    «Развитие мелкой моторики у детей  младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)...

    Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования

    С детьми раннего возраста мы осваиваем технику рисования руками (пальчиками, ладонью, ребром, кулаком) и знакомимся с основами пластилинографии....

    Консультация на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

    laquo;Развитие мелкой моторики у  детей младшего дошкольного возраста через  нетрадиционную  технику рисования»...

    Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования

    На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль....