Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе: «Звук «С» и «Сь».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Масловская Вера Анатольевна

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zkr.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе:

 «Звук «С» и «Сь».

Программное содержание:

  • формирование рационального дыхания;
  • увеличение резервных возможностей дыхательного аппарата;
  • развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей;
  • работать над усилением подвижности артикуляционного аппарата, уточнять артикуляцию и произнесение звуков «С» и «Сь» в словах;
  • способствовать чёткому и правильному произнесению звука                «С» и «Сь» в словах и чистоговорках.

Ход занятия

     В гости к детям прилетела из леса ворона Каркуша и принесла в подарок маленькие снежинки. Она торопливо стала рассказывать, как спешила к детям в детский сад. Воспитатель говорит Каркуше, что при разговоре не нужно так быстро  говорить и предлагает послушать стихотворение, которое расскажут дети хором.

Говорим всегда красиво,

Смело и не торопливо!

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим!

        Воспитатель напоминает детям, что каждая встреча начинается с приветствия. Дети выстраиваются в круг и строят «пирамиду приветствия», накладывая свою правую ладошку на ладошку соседнего ребёнка,   приветствуя друг друга: доброе утро, здравствуй, привет, добрый день и т.д.

        После приветствия Каркуша спрашивает, как они будут играть со снежинками. Детям предлагается взять  по одной снежинке и положить на ладошку.

Воспитатель: «Скажите, пожалуйста, с какого звука начинается слово снежинка

Дети: «Со звука «С».

Воспитатель: «Правильно дети. Но чтобы определять звуки в словах – нужно научиться слышать эти звуки и выговаривать их. А что для этого нужно?»

Дети: «Язык, губы, зубы, уши».

Воспитатель: «Вот мы с вами сейчас и подготовим наши ушки, губки и язычок. Для этого я предлагаю поиграть со снежинкой. Мы попытаемся сдуть снежинку с правой ладошки.

       Набираем воздух через нос (щёки не надуваем), а выпускаем воздух медленно через губы, сложенные в трубочку. Язык нужно удерживать за нижними зубами. Я в это время буду читать стихотворение:

Ветер северный подул –

Все снежинки с ручки сдул.

Поднимите снежинку и положите её на левую ручку. Попробуйте ещё раз сдуть снежинку». (Дети повторяют дыхательное упражнение).

      После дыхательной гимнастики дети садятся на коврик и вспоминают сказку о Весёлом Язычке, для подготовки языка и губ, чтобы правильно произносить звук «С», дети выполняют  упражнения: утро язычка, маляр, орешки, уборка дома.

Воспитатель: «После уборки решил Язычок умыться. Открыл  сначала большой кран (показ картинки) и услышал песенку водички:

С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ.  Повторите за мной».

Дети: «С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ».

Воспитатель: «А потом открыл маленький кран (показ картинки), из него водичка текла тоненькой струйкой и песенка звучала нежнее:

Сь-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ.  Повторите за мной».

Дети: «Сь-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ».

      Воспитатель спрашивает Каркушу о том, понравились ли ей игры с    язычком и песенки водички, напоминая о том, что когда дети подготовили свои губы, язык, уши они могут с помощью чистоговорок  рассказать, как  были у неё в лесу, опираясь на картинки, чётко проговаривая звуки «С»,«Сь».

СУ-СУ-СУ - были дети в лесу.

СО-СО-СО - в небе солнце – колесо.

ИС-ИС-ИС – в лесу много лис.

СА-СА-СА – убежала лиса.

ОСЬ-ОСЬ-ОСЬ – на поляне стоял лось.

СИ-СИ-СИ – мы вернулись на такси.

СЫ-СЫ-СЫ – у таксиста усы.

СЯ-СЯ-СЯ – вот и сказочка вся….

     Воспитатель уточняет у детей и Каркуши зачем они играли с язычком, пели песенки со звуками, проговаривали чистоговорки? (Ответы детей).

Каркуша прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]"

Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи....

конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Звук [ж]

Знакомить детей с согласным твердым звуком [ж]. Занятие составлено в интересной игровой форме с использованием музыкальной записи-распевки "Жуки"....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Звуки «С» — «Ц»

       Данное занятие  закрепляет правильное произношение звуков с-ц ,развивает умение дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным...

Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[З]»

Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[З]»...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]".

Учить детей отчетливо произносить звуки [с], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.Закреплять умение изменять темп реч...

Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе. Звуки «С» — «Ц»

Программное содержание:1. Закрепить правильное произношение звуков С-Ц.2. Развивать умение дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой р...