Развитие речи дошкольников в игровой деятельности.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Гусева Наталья Юрьевна

Игра важный движущий стимул для развития речи дошкольников. Благодаря различным видам игровой деятельности обогощается словарный запас, развивается фонематический слух, правильная постановка речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnikov_v_igrovoy_deyatelnosti.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

-создание развивающей предметно-пространственной среды;

-целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

-повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

-создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей;

-изучение состояния устной речи детей;

-участие родителей в речевом воспитании детей.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е.И. Тихеева [28, с. 129]. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы должны быть оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ также должны быть оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

На занятиях всех педагогов детского сада большое внимание должно уделяться развитию словаря, должна проводиться систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идти работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводиться работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно должно отражаться в календарных планах воспитателей.

Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги используют разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, шутки-чистоговорки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.

      Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребёнка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправдано? Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению цели. На многие вопросы ребёнок сам может найти ответ, и неважно, что только путём проб и ошибок. Любая игра решает определённую задачу, направленную на понимание, накопление, расширение знаний детей, а также речевых умений. В основе работы по развитию речи детей лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексического, грамматического, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом временном этапе выступают в разных сочетаниях. Поэтому нужно вызвать интерес к процессу познания, помочь детям самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы. Возможно ли надолго сохранить «огонёк» детской пытливости и жажды знаний? Конечно, возможно. Только так и должно быть! Главное не бояться быть добрым, ласковым с детьми. Твёрдая ориентация на ИГРУ как на средство, метод, форму организации развивающей деятельности маленьких человечков поможет педагогу сделать его труд радостным

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, воспитатель должен содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть, и в языке, своих положительных, лучших сторон.

Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему:

- Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.

- Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

- Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

- Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих. Рекомендуется включать в игру малышей старших детей.

- Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него - живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин.

     Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы.Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла - человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь - игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства.

Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка. Взрослые уделяют недостаточно внимания свободным, но под педагогическим контролем оформляющимся играм детей. В режиме детского дня для таких игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации таких игр, прежде всего в интересах развития языка детей.

Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3-4-летним детям трудно.

Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения - уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитатель сам четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз.

      Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использование загадок, считалочек, сюрпризов, интегрирующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети играли раньше. Воспитатель так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения - на занятиях.

Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру, как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей

Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы» разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует воспитатель и от детей: « скажи коротко, но чтобы тебя все поняли».

Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

Для ознакомления детей с предметным миром условно выделены три группы дидактических игр:

  • Игры, направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях (направлены на рассмотрение предмета с трех позиций: предмет как таковой, предмет как результат действия взрослого, предмет как творение человеческой мысли. ) Целями этих игр является обогащение опыта детей сведениями об окружающих предметах. К играм первой группы относятся:
  • игры-раскладки (направлены на формирование умения определять, к какому миру относится предмет: «Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке» и т.д.;
  • игры - определения, (-определить способ использования предметов. «Что лишнее», «Найди пару», «Скажи как использовать предмет» позволяют выяснить назначение, строение предметов, материалы из которых они сделаны: «Нам игрушки принесли», «Петрушка идет трудиться», «Подбери материал для названного предмета» и т.д.;
  • игры - загадки и отгадки: « Найди заданный предмет», «Угадай инструмент» и т.д.
  • игры-описания (развивают умение описывать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина), действиям;
  • игры-турне (« Определи время предмета», «Что было - что будет» и т.д..;
  • игры-путешествия ( «На чем мы путешествуем», «Чудесное превращение волшебной палочки» и.п. — (раскрыть удивительный и многообразный предметный мир;
  • Игры, направленные на освоение действий разного характера (обследовательские, моделирующие и т.д.) с предметами. (направлены на совершенствование способов взаимодействия с окружающей средой)
  • Игры - эксперименты, игры-опыты (исследования)
  • Игры, направленные на стремления к творческому преобразованию предметного мира. Играя, дети могут сами, объяснить, почему и как один и тот же предмет изменился, как еще его можно изменить.
  • Игры-преобразования: «Цепочка слов», «Соедини детали - получи новый предмет» и т.д.

При реализации данных этапов основным назначением является - развитие у детей внимания к слову, его точному употреблению. Создаются условия для речевой практики детей, пополнения и активизации словаря словами разных частей речи. Формируются практические навыки: умение быстро выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение, различать оттенки в значении слов.

Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, т.к. именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками.

Ребенок уже умеет самостоятельно действовать с предметами, а значит, начинает осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное - отражение отношений между людьми. Заменяются реальные предметы на другие, с помощью которых  можно изображать нужное действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

     Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается. Д. Б. Эльконин, сделавший большой вклад в изучение игры дошкольников, писал, что в игре у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь детей от ситуационной связности. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития детей.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Выстраивание занятий в форме игровых ситуаций, побуждает детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам. На игровых занятиях целесообразнее использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа «от простого к сложному».

Что требуется от воспитателя во время таких занятий?

  • Терпение (оно вообще, как никакое другое качество, необходимо педагогу),
  • Желание играть и верить в игру так, как верит в нее ребенок.
  • Умение принимать детей, такими, какие они есть.
  • Умение выслушивать любой ответ, любое решение ребенка.
  • Способность к импровизации.

Когда ребенок пройдет весь игровой путь, он приобретет очень многое, значительно продвинувшись в своем развитии Ученые давно заметили, что речь и - ручные действия очень тесно связаны между собой.

        Можно показать, как проводится работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности на примере одного дня. Утром воспитатель вносит в группу игрушку куклу Катю, которая будет встречать детей и находиться с ними в течение целого дня. Встречая детей, предлагаем поздороваться, рассказать о настроении, показать гостье игрушки и т. д. Во время общения с куклой следим за речью детей, ненавязчиво исправляем, так как речь воспитателя служит образцом для ребенка. Ритуал приветствия: «Доброе утро!»

Задачи: — концентрация внимания; — создание благоприятной атмосферы.

Воспитатель предлагает детям взяться за руки и вместе сказать «Доброе утро!» —шёпотом; — зевая; — обычным голосом; — прокричать.

Создание проблемной ситуации: — к кукле придут гости, а в доме не прибрано.  Детям предлагается  помочь кукле навести порядок.

 Утренняя гимнастика «Мамины помощники».

 Во время непосредственной образовательной деятельности воспитатель предлагает детям следующие игры. Игра «Что это?» Детям выдается демонстрационный набор посуды. Необходимо правильно определить и назвать эти предметы.

Задачи: -  развивать умение понимать обращённую речь с опорой и без опоры на наглядность, стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства; развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2–3 простых фраз;  обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о предметах, объектах ближайшего окружения, их свойствах и качествах.

Дидактическая игра «Склей посуду» (по сюжету сказки «Федорено горе») В этой игре дети работают с раздаточным материалом.

Задачи: развивать умение взаимодействовать со сверстниками (дети учатся согласовывать свои действия, учатся договариваться о действиях в игре с партнёром).

 Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие. Вначале, предлагая новую игру, сами четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стихотворения и могут в дальнейшем во время игры читать его сами.

 Речедвигательная игра: «Тесто мнём»

 Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём,

 После скалку мы возьмём,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать его поставим.

Раз, два, три, четыре, пять-

Не пора ли вынимать?

Задачи: развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата.

 Создание игровой ситуации «Угостим кукол чаем» (игра с проговариванием)

Задачи: расширять лексической запас детей по данной теме;  продолжать учить употреблять в речи существительные в ед. и мн. числе;  развивать мышление, слуховое и зрительное внимание.

 Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3- 4-летним детям трудно. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка.

Подвижная игра «Кувшинчик» (с мячом). Один из участников игры — водящий. Он берёт мяч («кувшинчик») и, ударяя им об пол, приговаривает:

Я кувшинчик уронил

И о пол его разбил.

Раз, два, три,

 Его, Витя, лови!

 После этих слов водящий ударяет мяч о пол, участник, имя которого было названо, ловит его. Участник, поймавший мяч, становится водящим, а кто не поймал — выходит из игры.

      Наглядно видно, что в игровой деятельности речь ребенка достаточно хорошо развивается. Игровая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, показать и  подсказать. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

Сообщение из опыта работы«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научить...

Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности"

Предложены игры с мячом, игры с прищепками для развития всех сторон речи....

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, о...

«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

Выступление на педагогическом совете...

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности»

МБДОУ детский сад № 388 г.о. Самара   Консультация для воспитателей     «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности»  Воспитатель: Б...

Презентация "Развитие речи дошкольника в игровой деятельности"

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка дошкольника и представляет большие возможности для решения м...

Дидактическая игра/ пособие по развитию речи . Мастер – класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575061","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"461"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575064","...