Игры и потешки
картотека по развитию речи (средняя группа) на тему

Шаманская Елена Игоревна

Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_poteshki_skazki_i_zaryadki.docx41.8 КБ

Предварительный просмотр:

Шагают ребята,

Раз, два, три,

Шагают ребята,

Раз, два, три,

И вот мы снова

Построили кружок,

И вот мы снова

Построили кружок,

Мы правою ногою

(топайте одной ногой)

Раз, два, три,

Мы левою ногой

Раз, два, три,

Мы правою и левою

Раз, два, три.

Этот пальчик – дедушка

 (показывает большой палец)

Этот пальчик – бабушка,

(показывает указательный палец)

Этот пальчик – папочка,

(показывает средний палец)

Этот пальчик – мамочка,

(показывает безымянный палец)

Этот пальчик – наш малыш,

(показывает мизинец)

А зовут его ……..

«Пальчик о пальчик»

Тук, тук, тук.

Пальчик о пальчик

Тук, тук, тук.

Дружно, вместе

Хлопаем в ладошки.

Дружно, вместе

Хлопаем в ладошки.

Об пол носочком

Тук, тук, тук.

(руки на поясе или

держат подол платья)

Об пол носочком

Тук, тук, тук.

Зашагали ножки

Дружно, вместе.

(Все маршируют

Создают образ фонарика)

Пляшут ручки

Весело, красиво.

Закружились,

Закружились,

(поворот вокруг

своей оси)

А потом остановились

И до пола поклонились.

(поклон в русском стиле)

«Пузырь»

Все детки и взрослые берутся за ручки и становятся близко друг к другу. И говорят слова

Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой,
Да не лопайся. (вместе со словами все потихоньку отходят назад и получается большой круг)

Взрослый говорит – «Лопнул пузырь»
Все вместе говорят "Ш-ш-ш-ш" и сдувают пузырь (опять маленький круг)
Игра повторяется.

«Муха»

Летела муха возле уха…жжж

(ведем ладошку возле уха)

Летели осы возле носа…сссс

(ведем ладошку возле носа)

Летел комар и звенел…ззззз

(ведем ладошку вокруг лица)

Сел на лоб, а мы его хлоп и поймали (изображаем будто поймали в кулачок и подносим к уху)

А теперь выпустим комара, пусть летит, и птички его съедят.

(дуете на ладошку, будто сдуваете комара).

«Колпачок»

Дети встают в круг, внутри круга водящий - Колпачок сидит на корточках. Дети идут по кругу:

Колпачок, Колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Дети останавливаются и грозят Колпачку пальцем:

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

Подходят к Колпачку и поднимают его на ноги:

На ноги поставили.

Хлопают в ладоши:

Танцевать заставили.

Колпачок танцует.

Дети приговаривают:

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Колпачок крутится вокруг своей оси с вытянутой вперёд рукой и закрытыми глазами:

Я люблю, конечно, всех,

Но вот эту больше всех.

На кого указал Колпачок, тот становится ведущим.


Подвижная игра (высокой подвижности)

«Бегите ко мне!»

Игровой материал: флажки четырёх цветов.

Дети берут флажок понравившегося цвета. У педагога флажки всех цветов. Воспитатель показывает 1 флажок и говорит: «Бегите ко мне!»

(К воспитателю подбегают только те дети, у которых флажки совпадают по цвету с флажком воспитателя).

«Ровным кругом»
Дети взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говорят:
«Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг, стой на месте!
Дружно вместе ,сделай вот так!»

С окончанием слов останавливаются и повторяют движения, которые показывает воспитатель, например повернуться, наклониться. Нужно ритмично идти по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг.

Ладушки

Ладушки-ладошки,
звонкие хлопушки!
Где вы бывали,
много ли работали?
Рылись в песочке,
Пекли колобочки,
Кубики сложили,
Домик смастерили!
У-у-у-ух! Упал домик!

Движения:

Гребем руками с растопыренными пальцами
Показываем, как печем колобочки
Сверху вниз ударяем одним кулачком по другому кулачку и наоборот
Согнутые в локтях руки поднять над головой и соединить кончики пальцев
Ударить ладонями по коленкам

«Подул ветерок»

Подул ветерок – шшшш

Теплый ветерок дует на ладошку.

(дети повторяют)

Прилетел холодный ветер – ссссс

(покажите зубки – заборчик, где-то там спрятался язычок)

Покажите язычок, вот какой длинный, поднимем. Опустим и спрячем язычок за заборчик.

Жил-был Алёшка.

Были у Алешки

Грязные ладошки.

Вымыл Алёшка

Грязные ладошки.

(Изображаете мытьё рук). 

Стали ладошки чистыми.

Стал он пальчики считать:

Один, два, три, четыре, пять.

Стал у пальчиков спрашивать:

(Все пальчики в кулачке, достаете мизинчик).

  • Пальчик, пальчик,
  • Как тебя зовут?
  • Я стою на краю, (высоким голосом)

Зовут меня «мизинчик».

  • Что ты делать умеешь?
  • Ничего делать не умею,
  • Только другим помогаю.

(Прячете мизинчик в кулачок,

достаёте безымянный).

  • Пальчик, пальчик,

Как тебя зовут?

—Я мизинчика сосед.

У меня имени нет.

В.: Тебя как зовут? (Таня)

А тебя как зовут ? (Саша)

А у пальчика имени нет -

Зовут меня «Безымянный».

Что ты делать умеешь?

Ничего делать не умею,

Только другим помогаю,

(Показываете

на кольцо на своей руке).

Поясок надеваю.

А как поясок называется?

Пусть, ребятки, догадаются.

(Калечко).

Пальчик, пальчик,

Как тебя зовут.

У меня два соседа слева,

Два соседа справа.

(Показываете по два пальца

С одной и с другой стороны).

Зовут меня «средний».

Что ты делать умеешь?

Ничего делать не умею.

Только другим помогаю,

Когда шить помогаю,

(Покажите действие иголкой и напёрстком).

Шапку надеваю.

А как шапка называется?

Пусть, ребятки, догадаются. (Напёрсток).

(Прячете пальчик в кулачок)

- Пальчик,пальчик,

Как тебя зовут?

Зовут меня

«Указательный».

На кого посмотрю,

Тому укажу,

На шалуна посмотрю,

Шалуну укажу:

В.: Где у нас шалуны ?

У нас нет шалунов.

Погрозим им.

(Все грозят пальчиком).

«Не смей шалить!

Не смей шалить!»

(Прячут пальчик

в кулачок).

Пальчик, пальчик,

Как тебя зовут?

(Большой палец

поднимите вверх и говорите

низким голосом).

Я стою на отлёте.

Нужен во всякой работе.

Зовут меня «Большой».

Живём мы дружно.

Всего нас пять.

(Раскрываете все

пачьчики).

Хочешь?

Сочитай-ка нас опять.

Один, два, три, четыре, пять.

Маленький мизинчик

Маленький мизинчик

Плачет, плачет, плачет,

Безымянный не поймет,

Что все это значит?

Средний пальчик важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

- Может, хочешь кушать?

А большой говорит:

……..(то действие, которое будем сейчас выполнять)

Зарядка «Зайка»

Рано утром по порядку

Зайка делает зарядку.

Лапки вверх он поднимает,

Ими весело играет.

Лапки вниз он опускает,

Ими весело играет.

Повороты выполняет

В одну сторону,

В другую сторону,

И качает головой,

По дорожке прыг да скок

И уселся на пенек.

Посидел и потянулся,

Здравствуй, утро!

Я проснулся!

Поезд

Вот поезд наш едет.

Колёса стучат.

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чук-чук, Чук-чук,

Стучит паровоз.

Далеко, далеко

Ребят он повез.

Приехали, выпустил паровоз дым – ш-ш-ш-ш-ш, что доенхал,

Ту-ту, колеса останавливаются – д-д-д-д-д-д-д

Вышла курочка гулять

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

- Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Земляного червяка.

Выпили водицы

Полное корытце.

Ходят, бродят, целый день

Зернышки искать не лень.

Зернышек не видно,

Малышам обидно.

Я пеку, пеку, пеку,

Деткам всем по колобку.

А для милой бабушки

Испеку оладушки.

(Хлопает в ладоши)

Кушай, кушай,  бабушка.

Вкусные оладушки.

А ребяток позову

Чем-то  я их угощу!

Подставляйте ладошки!

МИШКА С КУКЛОЙ ПЛЯШУТ ПОЛЕЧКУ 

Мишка с куклой бойко топают,

Бойко топают, посмотри!

И в ладоши звонко хлопают,

Звонко хлопают, раз, два, три!

Мишке весело, Мишке весело,

Вертит Мишенька головой;

Кукле весело, тоже весело,

Ой, как весело, ой, ой, ой!

Мишка с куклой бойко топают,

Бойко топают, посмотри!

И в ладоши звонко хлопают,

Звонко хлопают, раз, два, три!

Мы попробуем эту полечку,

Эту полечку все сплясать,

Разве можем мы, разве можем мы,

Разве можем мы отставать!

Эй, кузнец, молодец        

Расковался жеребец.        

Ты подкуй его опять.

Отчего ж не подковать.

Вот гвоздь, вот подкова.

Раз, два и готово!

Я нашла в траве жука        

На большой ромашке.        

Не хочу держать в руке.        

Пусть сидит в кармашке.        

Лапок шесть, а глазка - два.

Трещинка на спинке.

Вот хорошая трава.

На, поешь травинки.

Скачут, скачут две лошадки,        

Цок, цок, цок.        

Скачут, скачут без оглядки.        

Цок, цок, цок.        

Скачут, скачут в город новый.

Цок, цок, цок.

Звонко цокают подковы

Цок, цок, цок.

Вы, лошадки, нас возьмите,

Да, да, да.

Срочно в город нас домчите.

Да, да, да.

Эй, лошадки, на пригорок.

Гоп, гоп, гоп.

Вот он город, новый город.

Стоп, стоп, стоп. Тпр...

Пальчик, пальчик, где ты был?

Пальчик, пальчик, где ты был? (У большого).        

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем        щи варил,

С этим братцем песни пел.

С этим братцем кашу ел,

Оттого и потолстел.

Прилетел ветерок.

Прилетел ветерок

Листочки зашелестели. (Пальчики перебирают, как на пианино, но в воздухе. Вы показываете и смотрите на детей, одобряя действия и образование звука 

п-ш-ш.

Задул сильный ветер, закачались деревья (поднимают руки вверх, наклоняя в разные стороны) 

ш-ш-ш (сильный звук, с напором). Пришла большая туча (мимикой выражает испуг),

закапал дождик кап-кап (медленно, с паузами, пальчики загибаются один за другим — управление каждым) Образовалась широкая лужа (руками изображает), вот такая (интонация преувеличения).

Пришла уточка:

кря-кря-кря, плавает (ладошки двигаются назад). 

Пришла курочка:

ко-ко-ко.

Стала звать цыпляток:

 ко-ко-ко 

Услышали цыплятки, запищали:

пи-пи-пить хотим. 

Прибежала собака:

гаф (грубо) и ее

щенок —

гаф (тонко). 

Тут выглянуло солнышко (улыбнуться и увидеть улыбку детей). 

Высушило лужу. Все разошлись искать червяков и косточку.

 Л. Толстой «Щенки»

У Розки были щенки во дворе на сене.

Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку.

Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки.

Дети сняли щенка и дали Розке. И Розка снесла щенка во рту на место.

Стираем

Стираем, стираем,

(Энергичные наклоны вниз, изображаем стирку на доске или в речке)

Стираем целый день.

Смотрите, ручки, ножки,

(Демонстрируем ручки, показываем ножки)

Устали ли они?

И снова за работу

Готовы ли идти?

(Ходьба вокруг себя)

Полощем,

отжимаем,

развешиваем,

снимаем,

гладим,

надеваем

Заинька, пойдем в лес

Заинька, пойдем в лес,

Серенький, пойдём в лес
Вот как, вот как, пойдём в лес

Заинька, рви цветочки
Серенький, рви цветочки
Вот как, вот как, рвут цветочки

Заинька, вей веночки
Серенький, вей веночки
Вот как, вот как, вей веночки

Заинька, надевай
Серенький, надевай
Вот как, вот как, надевай

Заинька, топни ножкой
Серенький, топни ножкой
Вот как, вот как, топни ножкой

Заинька, повернись
Серенький, повернись
Вот как, вот как, повернись

Заинька, попляши
Серенький, попляши
Вот как, вот как, попляши

Заинька, поклонись
Серенький, поклонись
Вот как, вот как, поклонись

Заинька, попляши

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, вот сяк попляши.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой. Заинька, походи,

Серенький, походи,

Вот так, вот сяк походи,

Заинька, подбодрись,

Серенький, подбодрись,

Вот так, вот сяк подбодрись. Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк поклонись.

«Мы в кружочек встали»

Мы в кружочек встали
Весело плясали
Мы плясали, мы плясали,
Ножки выставляли

Хлопали в ладошки
Хлопали немножко,
Хлопали да хлопали
Да хлопали в ладошки

По коленкам тоже
Хлопали ладошки
По коленкам, по коленкам
Хлопали ладошки

Ручки поднимали
Рученьки плясали
Вот как, вот как,
Вот как, вот как,
Рученьки плясали

Машина

В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина
Идет, гудит.
Би-би-би! Би-би-би!
В машине, в машине
Детей полно.
Поехали дети.
Глядят в окно.
Би-би-би! Би-би-би!
Вот поле, вот речка,
Вот лес густой…
Приехали дети. Машина, стой!
Би-би-би! Би-би-би!

Что нам осень принесла?

Осень принесла нам муки —

Значит будут пироги.

Пеките (дети изображают); Принесла нам много меда,

Полную колоду (дети разводят руками);

Принесла нам гречки —

Кашка будет в печке (дети как бы мешают и чем-то);

А хорошую погоду ты нам, осень, принесла?

Дождику вы рады? (Дети молчат). Под дождь вам хорошо гулять? Нет. Так, дождику мы рады?

Не хотим, не надо, — машите руками и убегайте. А осень будет нас дождиком догонять.

Самуил Маршак

«Дремота и Зевота»

Бродили по дороге дремота и зевота.

Дремота забегала в калитки и ворота,

Заглядывала в окна

И в щелочки дверей

И детям говорила:

- Ложитесь поскорей!

Зевота говорила:

кто спать скорее ляжет,

Тому она, зевота,

спокойной ночи скажет,

А если кто не ляжет

Сейчас же на кровать,

Тому она прикажет

Зевать, зевать, зевать!

Игра «Здравствуй, говори»

   

1.

Зашагали ножки

По прямой дорожке.

А в конце дорожки,

Стали наши ножки.

Всем кто рядом,

«Здравствуй» – говори.          

«Здравствуй, здравствуй!» –

 Снова повтори.

 

– шагают по группе  поднимая  коленки    

– останавливаются

– кивают головкой вправо, затем влево

2.

Побежали ножки

По другой дорожке.

А в конце дорожки,

Стали наши ножки.

Всем кто рядом,

«Здравствуй»– говори.

«Здравствуй, здравствуй» –        

Снова повтори.

– бегут по группе

– останавливаются

– кивают головкой вправо, затем влево

3.    

Поскакали ножки

По другой дорожке.

А в конце дорожки

Стали наши ножки.                    

Всем кто рядом,

«Здравствуй» – говори.                

«Здравствуй, здравствуй» –

Снова повтори

– скачут по залу в рассыпную

– останавливаются

– кивают головкой друг другу вправо, затем влево

«КРУГ-КРУЖОЧЕК

Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:

«Круг, кружочек, аленький цветочек! Раз, два, три развернись-ка Оля ты!». Названный ребенок поворачивается спиной в круг, берется за руки. Дети продолжают произносить слова игры. Как только спиной в круг окажутся 5-6 детей, игра прекращается.

«Мыши и кот».

Дети водят хоровод, в середине «спит» кот.

Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод.

Кот просыпается, ловит мышей. Мыши убегают в домики.

«ХОДИМ КРУГОМ»

Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:

Ходим кругом,

Друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Коля (Нина)

Нам покажет,

Будем дружно

Повторять!

РЕЗИНОВАЯ ЗИНА

Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзинке принесли.
Она была разиней,
Резиновая Зина,
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим:
Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин.

УТЁНОК И ЦЫПЛЕНОК

Вылупился из яйца Утенок.

- Я вылупился! - сказал он. 

- Я тоже! - сказал Цыпленок.    

- Я иду гулять, -сказал Утенок.

- Я тоже, - сказал Цыпленок.

- Я рою ямку, - сказал Утенок.

- Я тоже, - сказал Цыпленок.

- Я нашел червяка, - сказал Утенок.

- Я тоже, - сказал Цыпленок. 

- Я поймал бабочку, - сказал Утенок.

- Я тоже, - сказал Цыпленок.

- Я хочу купаться, - сказал Утенок.

- Я тоже, - сказал Цыпленок. 

- Я плаваю, - сказал Утенок.    

- Я тоже, - крикнул Цыпленок.  

- Спасите!...     Вытащил Утенок Цыпленка.  

- Я иду еще купаться, - сказал Утенок.

- А я - нет, - сказал Цыпленок.

ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ

Дети свободно группируются или строятся в колонну.  Взрослый:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам..

В яму - бух! 

"Вылезли из ямы"

"По ровненькой дорожке" дети идут шагом. Когда взрослый говорит: "По камешкам, по камешкам" - они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова "В яму - бух!" присаживаются на корточки., - "Вылезли из ямы" говорит взрослый, и дети поднимаются.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом - Здесь мы живем

Хороводная игра «Заинька»

Заинька, пойдем в лес
Серенький, пойдём в лес
Вот как, вот как, пойдём в лес 

Заинька, рви цветочки
Серенький, рви цветочки
Вот как, вот как, рвут цветочки

Заинька, вей веночки
Серенький, вей веночки
Вот как, вот как, вей веночки

Заинька, надевай
Серенький, надевай
Вот как, вот как, надевай

Заинька, топни ножкой
Серенький, топни ножкой
Вот как, вот как, топни ножкой

Заинька, повернись
Серенький, повернись
Вот как, вот как, повернись

Заинька, попляши
Серенький, попляши
Вот как, вот как, попляши

Заинька, поклонись
Серенький, поклонись
Вот как, вот как, поклонись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры в потешках

С помощью движения рук дети лучше запоминают потешки. также развивается мелкая моторика рук....

Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни.

Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.Такие маленькие дети больше ценят различные...

Пальчиковые игры и потешки с жестами в группе ясельного возраста

Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу д...

Игра-драматизация потешки "Кошкин дом".

В ходе работы над проектом по пожарной безопасности, мы с ребятами были увлечены  инсценировкой потешки "Кошкин дом". Мы играли как в группе (для себя), так и выступали перед детьми нашего детско...

"Подвижные игры и потешки"

В данной методической разработке представлены подвижные игры и потешки для 1 младшей группы...

Игры и потешки для младшей группы

Предлагаю вашему вниманию сборник детских игр для младшей группы детского сада. Вас, скорее всего, заинтересовал вопрос: «А почему именно для младшей группы, разве в эти игры не смогут играть дети ста...