Совместная работа логопеда и воспитателей по вопросу развития речи ребёнка, как одному из важнейших компонентов в структуре готовности к школьному обучению
консультация по развитию речи по теме

Савенкова Юлия Владимировна

Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе, т.к. именно при помощи родного языка, ребёнок будет приобретать знания, общаться со взрослыми и детьми. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.                                                                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_moy_doklad.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «ЦРР- детский сад «Колосок»

с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области

                       

                             

                           Консультация для воспитателей на тему:

«Совместная работа логопеда и воспитателей по вопросу развития речи ребёнка, как одному из важнейших компонентов в структуре готовности к школьному обучению»

        

                                                                                                       Подготовила:

                                                                                                      учитель-логопед

                                                                                                     Савенкова Ю.В.

                                                         2016г

« Речь – это орудие, с помощью которого человек мыслит и выражает свои мысли.»                                                                     

                                                                               С.Л. Рубинштейн

Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе, т.к. именно при помощи родного языка, ребёнок будет приобретать знания, общаться со взрослыми и детьми. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.                                                                                               К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов. Все это осложняет процесс подготовки детей к школьному обучению.

Для нормального становления речевой деятельности необходимы условия: (слайд №3)

  • определенная степень зрелости различных структур головного мозга;
  • координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;
  • развитие слуха, зрения, дыхательных навыков, эмоций;
  • формирование потребностей в общении.    

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? ( слайд №4)

Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.

Существуют критерии готовности  к школьному обучению, которые      предъявляются к усвоению ребенком     родного языка как средства общения.

Основные критерии сформированности речевой готовности: (слайд№5)

1. Сформированность звуковой стороны речи.

2. Полная сформированность фонематических процессов.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4.Умение пользоваться разными способами словообразования существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи.

6. Овладение связной речью.

В психолого-педагогических исследованиях различают «общую» и «специальную» речевую готовность. Общая готовность предполагает решение следующих задач:

- понимание ребенком обращенной к нему речи и реагирование на нее соответствующим образом;

- умение связно, свободно и понятно излагать свои мысли, сохраняя грамматическую правильность речи;

- овладение определенным словарным запасом;

- сформированность звуковой стороны речи.

Специальная речевая готовность предполагает готовность к обучению грамоте (чтению и письму) .

Речевая готовность к обучению в школе предполагает сформированную общую и специальную речевую готовность, однако не равно их соотношение, так как необходимо учитывать новый вид деятельности, новую ситуацию общения и новое содержание общения. Речевая готовность к обучению в школе проявляется в сформированности у детей речевых умений слушания и говорения: умения воспринимать информацию, предлагаемую с помощью языковых средств, умения вербализовать свои действия, в том числе связанные с языковым материалом, и определить их последовательность; умения разграничивать единицы языковой системы и другие виды знаков; овладение информационной, когнитивной, регулятивной функциями языка.

1. Сформированность звуковой стороны речи.

  • В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.
  • Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.)

2. Сформированность фонематических процессов и навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова.  

  • различать звуки на слух и в произношении ;
  • слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  •  определять количество и последовательность звуков в слове;
  • называть слова с заданным звуком;
  • определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным  количеством слогов;
  • уметь составлять слова из звуков и т .д.

3 . Словарный запас

  • В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
  • Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
  • Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты).
  • Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
  • Знать детёнышей животных и т.д.
  • Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.

4. Сформированность грамматического строя речи:

  •    умение пользоваться развернутой фразовой речью;
  •    умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
  •   умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
  •   согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
  •   правильно употреблять в речи относительные и     притяжательные прилагательные;
  •   умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д.
  •    умение работать с предложением;
  •    правильно строить простые предложения;
  •    видеть связь слов в предложениях;
  •    работать с деформированным предложением.

4 . Словарный запас

  • В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
  • Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
  • Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты).
  • Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
  • Знать детёнышей животных и т.д.
  • Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.

Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь

  • пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
  • составлять рассказ по сюжетной  картинке;
  • составлять рассказ по серии  из 3 – 6 сюжетных картинок;
  • отвечать на вопросы по тексту.
  • При пересказе (рассказе) обращается внимание
  • на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);
  • на лексику (полнота и точность использования слов);
  • на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).;
  • на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль)

Факторы  риска неуспеваемости в школе:

  • неспособность понять инструкцию;
  •  не умение организовать свою работу;
  •  низкий уровень развития памяти;
  •  бедный запас слов;
  •  неумение грамотно строить предложение;
  • нарушение звукопроизношения;
  • низкий уровень координации движений пальцев;
  • не умение различать фигуры.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Для чего нужно развивать мелкую моторику рук детей. Значение мелкой моторики рук детей в структуре готовности к школе....

Мой педагогический опыт «Развитие познавательных процессов, как одного из важнейшего компонента подготовки детей к обучению в школе»

Цель: подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, преодоление факторов дезадаптации за счет выравн...

Семинар для воспитателей коррекционных групп: «Совместная работа логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию речи»

Коррекционная работа воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР...

«Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя по вопросу развития речи у детей с ОВЗ, как к одному из важнейших компонентов в структуре готовности к школьному обучению».

Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе, т.к. именно при помощи родного языка, ребёнок будет приобретать знания, общаться со вз...

Развитие мелких и крупных движений у дошкольников в структуре готовности к школьному обучению.

 Здоровье - это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, его социальную активность,   которые обеспечивают определенн...

Опыт работы "Внимание ребенка старшего дошкольного возраста как компонент психолого-педагогической готовности к школьному обучению"

Разработка содержит: теоретический материал, диагностический инструментарий и игры по данной теме...

Научная публикация. "Структура готовности к школьному обучению детей"

Данная публикация раскрывает противоречие между требованиями школы и готовностью детей соответствовать этим требованиям. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возрас...