Художественная литература как средство развития детей
статья по развитию речи на тему

Паламарчук Светлана Владимировна

Методический  материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная литература как средство развития детей

дошкольного возраста

Развитие детей дошкольного возраста путём приобщения его к книжной культуре  является  важной педагогической задачей. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека, познает мир, личностно  развивается.

Детская книга представляет  собой средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». 

Детские книги – необходимые «советчики» во всем многообразном и сложном процессе воспитания и обучения дошкольников. Книга не только развивает, учит и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные, творческие начала, она помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность, внутренний смысл. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Вместе  с  этим познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен, это и  популярные рассказы о многообразии мира людей и живой природы, учебные книги и художественные, энциклопедии и занимательные книги по любой отрасли человеческого знания.

Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка. Систематическое и целенаправленное обращение к художественной литературе способствует формированию книжной культуры у детей, развитию речевого творчества.

В соответствии с ФГОС ДО речевого развития ребёнка включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Реализация задач речевого развития происходит через использование разнообразных приемов:

  • наглядные:  работа  с иллюстративно - печатным материалом (рассматривание картин и иллюстраций, печатных альбомов, энциклопедий);
  • словесные:  повторное проговаривание и разучивание текстов художественных произведений,  беседы   по  прочитанным  произведениям,  поисковые вопросы по прочитанному  тексту,  непосредственно чтение художественной литературы, словесные игры.

Ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге осуществляется в ДОУ, с раннего  возраста.

В группе раннего возраста приобщение к художественной литературе осуществляется через чтение народных песенок, сказок, потешек и авторских произведений, сопровождается показом игрушек, картинок и  персонажей.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

В средней группе обращается внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторые особенности языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).После рассказывания сказок  дети  учится отвечать на вопросы, связанные с содержанием.

         Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они различают жанры специфические особенности литературных произведений. При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями педагог помогает ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать его  содержание. Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель раскрывает перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает их внимание на то, какими словами автор характеризует героев, и их поступки.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи.

Использованные ресурсы:

  • Гризик Т.И. Развитие  речи детей 4-5 лет.-М., 2010.
  • Иванова О.А.Учимся  читать художественную  литературу.- М.,2009.
  • Примерная  общеобразовательная программа  дошкольного образования. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М., 2014.
  • Развитие  речи детей 3-5 лет. О.С.Ушаковой.- М.: Сфера, 2016.
  • http://nsportal.ru
  • http://www.maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""

Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....

Художественная литература как средство развития речи детей раннего возраста.

Статья о влиянии художественной литературы на развитие речи детей раннего возраста....

Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Методы и приёмы знакомства детей с художественной литературой как средством развития театрализованной игры»

Консультация для педагогов «Методы и приёмы знакомства детей с художественной литературой как средством развития театрализованной игры»Цель формирующего эксперимента - определить содержание педагогиче...

Использование художественной литературы как средство развития нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Использование художественной литературы как средство развития нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста...

Методическая разработка "Художественная литература как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

В методической разработке приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе рассматривается как средство развитие их речи. Это обусловлено рядом причин: во-первых, в воспитании дошколь...

"Чтение художественной литературы как средство развития детей"

quot;Чтение художественной литературы как средство развития детей"...